Рапсодия с горючим
Если освоить технологии переработки рапса в биотопливо, Украина приблизится к энергетической независимости
Биотопливный завод Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, расположенный в селе Мытница под Киевом – небольшое здание с двумя цехами. В одном – из рапса или подсолнечника производят масло, в другом смешивают его с катализаторами и получают биодизель: на этом горючем работают трактора хозяйства. Отходы такого производства частью идут на корм скоту, частью – на изготовление твердого биотоплива, так называемых пеллет (полуторасантиметровых гранул). Этим зеленым "углем" завод отапливается всю зиму. Классический пример безотходного производства, которое стоит не дороже нескольких хороших американских тракторов.
Растительный дизель
С одного поля тут, как рассказывает куратор проекта, проректор по научной и инновационной деятельности НУБП Максим Мельничук, получают три урожая. А образцово-показательный завод полностью разработан украинскими инженерами.
Хотя подобные технологии уже давно используются в западных странах, наши аграрии до сих пор доказывают их целесообразность. Пока в Украине рапс выращивают для энергетических нужд Европы. Для себя же биотопливо гонят, как самогон – подпольно и бесконтрольно. А бэушные установки для этого привозят из Чехии или Германии. В Европе, как заметил руководитель биотопливного проекта, уже давно ездят на смешанном дизеле: доля "био" в каждом баке там не менее 2–4%.
У редких отечественных производителей качественного биодизеля подписаны многолетние контракты с иностранцами. Они активнее и дороже покупают, в отличие от соотечественников, среди которых единицы заинтересованных.
Директор НИИ биоэнергетики Валерий Дубровин еще десять лет назад в Чехии увидел, как дома отапливаются соломенными брикетами. Он уверен: у Украины в области биоэнергетики появятся большие перспективы, если государство озаботится своими интересами. Как, например, Германия, в которой уже сейчас доля используемой альтернативной энергии составляет 17%. И большая ее часть приходится именно на счет использования. Кроме этого, в Европе уже подсчитали: пятипроцентная добавка биодизеля в топливо уменьшает вредные выбросы в атмосферу почти вдвое.
Сейчас, по подсчетам г-на Дубровина, литр биотоплива обходился бы в 4 грн. 40 коп. Но производить его не могут: нет нужного оборудования. Специалист говорит, что убытки сельского хозяйства из-за скачка цены на топливо в прошлом году вылились в 1,6 млрд. гривен. Потерь можно было бы избежать, потратив в свое время десятую часть такой суммы на строительство биотопливных заводов.
Можно бы калорийнее
Гранулированная растительность горит долго и жарко. Если КПД газового котла равен 60%, то пеллетного – минимум 85%.
– В Германии почти каждый домовладелец рядом с газовым котлом ставит котел для сжигания пеллет. По цене он такой же, но в четыре раза экономнее. А зола идет на удобрение приусадебного участка, – рассказывает Максим Мельничук. – У нас такое топливо негде купить.
Между тем для его производства требуется значительно меньше энергозатрат, чем для выработки нефтепродуктов и электроэнергии.
Наши малочисленные предприятия, производящие пеллеты, в основном расположены в Западной Украине. Практически вся продукция отправляется в Европу по 30 евро за тонну. Там розничная цена вчетверо выше. Европейские компании, которые покупают эту продукцию, получают компенсацию от ЕС, к тому же им частично возвращают налоги, выплаченные в общественные фонды. Использование биотоплива возведено в ранг национальных приоритетов многими странами Евросоюза.
Если вспомнить историю, то в Европе и США пеллеты стали популярны в связи с нефтяным кризисом семидесятых годов. Так как нам грозит подорожание газа, можно ожидать, что Украина все-таки начнет использовать возобновляемые природные ресурсы.