Бюджетный Дед Мороз: подарки станут дешевле и практичнее
Несмотря на кризис, украинцы по-прежнему будут делать новогодние подарки. Правда, презенты станут дешевле и практичнее
Год назад частный предприниматель Екатерина Данько подарила одной из своих подруг на новогодние праздники набор игрушечных смайлов от дизайнерского бюро Артемия Лебедева. "Но сейчас я вряд ли выбрала бы эти смайлики в качестве подарка, – признается Екатерина. – В этом году нужно отбросить эпатаж и отдавать предпочтение чему-то более практичному – книгам, косметике, письменным принадлежностям".
С пользой дела
Так же, как Екатерина, сейчас думают многие. Согласно опросу компании Deloitte, большинство соотечественников собираются подарить друзьям и близким парфюмерию или косметику. В прошлом году все было иначе – лидером среди подарков тогда стала бытовая техника. Вкусы украинцев изменил финансовый кризис – многим сейчас просто не по карману баловать своих близких микроволновками и стереосистемами. Другое дело – помада или туалетная вода: хоть и дешевле, но все равно приятно.
Впрочем, никакой кризис не заставит людей полностью отказаться от намерений порадовать родных и друзей подарками или сократить количество одариваемых. "Наш предновогодний опрос показал, что в среднем каждый украинец планирует подарить восемь новогодних подарков", – сказала Фокусу руководитель ритейл-направления компании Deloitte Виктория Чорновол.
Свой опрос Deloitte проводил в конце сентября – начале октября, когда в стране уже бушевал финансовый кризис. Опрошенные планировали в среднем потратить на новогодние праздники около 2,2 тыс. грн., из них 1000 грн. – на подарки. При этом в Киеве бюджет на проведение новогодних праздников в среднем на 400 грн. выше, чем в других крупных городах Украины.
Примечательно, что несмотря на трудные времена намерение отказаться от покупок дорогих подарков высказали лишь 15% опрошенных. А основным способом экономии, по словам Виктории Чорновол, станет приобретение полезных подарков – по этому пути пойдут 58% украинцев.
Без дела
В том что последняя цифра отражает реальность, можно легко убедиться, заглянув в сувенирные лавки и магазины безделушек. "Пусто стало. Люди вообще не заходят", – вздыхает Елена, продавец магазина восточных сувениров и эзотерических вещей. Она вспоминает, что в прошлом году подобные подарки были вне конкуренции – в начале декабря в магазин не успевали подвозить товар.
"Раньше очень хорошо покупали картины-витражи, лампы-курительницы и наборы для суши, а теперь даже ароматические палочки по 6 гривен не берут", – рассказывает Елена. Больше всего ее удивляет, что покупатели не интересуются даже столь нужными в период кризиса вещами, как изготовленные по всем правилам фэн-шуй "приманиватели" денег. Нового года Елена ждет с опасением: если покупатели не придут, ее магазин может просто не пережить праздников.
Правда, отсутствие покупателей не добавило продавцам безделушек желания общаться с покупателями. Корреспондент Фокуса убедился, что большинство продавцов, как и в докризисные времена, сидят на стульчиках со скучающими лицами и весьма вяло реагируют на просьбы клиентов что-нибудь показать или объяснить. Такое небрежное отношение к посетителям может значительно снизить выручку магазинов. Ведь согласно исследованию Deloitte при выборе места покупки 15% украинцев в первую очередь будут руководствоваться качеством обслуживания. Правда, для 75% опрошенных главным критерием станет все же соотношение цены и качества.
Впрочем, некоторые продавцы сувениров все же надеются, что причиной нынешнего затишья стал не отказ от приобретения безделушек, а просто перенос времени покупки на более поздний срок. "Сезон подарков в этом году сильно отодвинулся, люди еще не думают об этом, – говорит продавец магазина подарков Анна. – Наверное, все пойдут за подарками перед самыми праздниками". Пока же в ее магазин чаще всего заходят просто посмотреть, а средний чек не превышает суммы в 200 грн.
Технический перерыв
У продавцов бытовой техники покупателей побольше. Правда, есть другая проблема: украинцы стали реже приобретать дорогостоящие товары и сейчас отдают предпочтение бюджетным и недорогим устройствам. "В предновогодний период 2006-го и 2007-го годов были востребованы телевизоры, мобильные телефоны, дорогая фото- и видеотехника, – рассказали Фокусу в холдинге Unitrade Group. – А в нынешнем году предпочтут дарить недорогие телефоны, бюджетную технику и аксессуары".
Одна из причин падения объема покупок в магазинах электроники – значительное сокращение потребительского кредитования. По этой же причине станут меньше дарить и мобильные телефоны. Уровень продаж мобилок уже упал по сравнению с прошлым годом на 6%.
Впрочем, управляющий директор украинского филиала компании "Евросеть" Денис Хрусталев убежден, что покупатели пойдут в магазины перед самыми праздниками. "Новый год никто не отменял. Как обычно, в предпраздничные дни мы ожидаем всплеск спроса", – уверяет он. Но г-н Хрусталев все же признает, что украинцы сокращают свои расходы на подарки. "Если раньше средняя стоимость проданного телефона составляла 189 долларов, то теперь этот показатель снизился до 165", – приводит он пример.
Красиво жить
Отмечают сокращение спроса на дорогую продукцию и продавцы самых популярных подарков – косметики и парфюмерии. "Средняя цена покупки снизилась гривен на сто. Раньше люди предпочитали приобретать дорогую и элитную косметику и парфюмерию, теперь же все больше обращают внимание на более доступные марки", – рассказывает Юлия, продавец парфюмерного магазина.
Но интерес к косметике как к подарку по сравнению с прошлым годом значительно возрос, и поэтому представители парфюмерной розницы смотрят в будущее с оптимизмом. "В предновогодний период мы ожидаем всплеска продаж в магазинах нашей сети, – говорит директор ООО "Брокард-Украина" Людмила Севрюк. – Хотя запланированного еще до кризиса повышения по сравнению с прошлым годом мы вряд ли сможем достичь".
Довольно неплохо идут дела и у многочисленных интернет-магазинов. Лишь единицы виртуальных продавцов жалуются на значительное падение спроса. Объясняется это просто: в интернет-магазинах товары традиционно дешевле. Да и ассортимент полезных и креативных штучек не в пример шире, чем в реальных магазинах. Например, именно в сети можно купить футболки с рисунками на кризисную тематику.
Но и интернет-магазины в последнее время вынуждены повышать цены. "Основная масса поставщиков перевела свои цены в доллары. Соответственно, цена на товар ежедневно меняется в сторону увеличения", – объясняет Ольга Нелина, руководитель проекта "Мегапортал подарков и праздников "Ух ты". По ее словам, бывают даже ситуации, когда посетитель в понедельник выбирает подарок, а в среду ему приходится заказывать его уже по другой цене.
Но несмотря на все трудности без подарков на эти новогодние праздники украинцы не останутся, уверена Екатерина Данько. "Да, финансовый кризис снизил покупательную способность, – рассуждает она, – но ведь Новый год – это один из самых приятных и долгожданных праздников. Поэтому каждый будет стараться порадовать своих родных и близких в меру своих возможностей".
Неравный обмен
Далеко не все украинцы хотят получить в подарок то, что готовы подарить сами
Бытовая техника | ||
Билеты на концерт, спортивную игру | ||
Путешествие | ||
Видео, DVD | ||
Билеты в театр, на концерт | ||
Музыка, CD | ||
Телефон, в т. ч.мобильный | ||
Деньги | ||
Продукты питания, напитки | ||
Книги | ||
Одежда, обувь | ||
Ювелирные украшения, часы | ||
Косметика, парфюмерия |