Точка сборки. Как принимают беженцев из Донбасса в Харькове

Разрушенный дом в Славянске / Фото: Александр Чекменев
Разрушенный дом в Славянске / Фото: Александр Чекменев

В последние несколько месяцев Харьков стал "оазисом" для жителей Донецкой и Луганской областей, где не утихают боевые действия. Кто-то перебирается сюда надолго, поселившись у друзей и родни, а кто-то, спасаясь от войны, едет дальше – в Россию или другие области Украины. С детьми, чемоданами, а зачастую - без документов и каких-либо перспектив

Related video

Харьковщина стала транзитным регионом – именно сюда стекается больше всего беженцев. Региональный штаб по вопросам переселенцев зафиксировал уже более 43 тысяч обращений – в основном от жителей Донецка. Около 12 тысяч человек уже расселены, остальные устроились сами, у родственников и знакомых.

Место встречи

Южный вокзал - первая точка знакомства с Харьковом для большинства беженцев. "Гости" сюда приезжают волнами, после каждой серии обстрелов. В иные дни по центральному залу трудно пройти. Мне посчастливилось попасть в "тихий день": возле консультационного столика собралось всего около двух десятков человек.

- Если все начиналось с 10-20 сложных случаев в день, то сейчас доходит до 300-400 – это только те обращения, которые требуют нашего вмешательства. Например, когда нужно помочь с билетами или поселить, а не просто дать покушать, - поясняет волонтер Надежда Рындина. – К нам едут из Донецка, Луганска, Енакиево, Дебальцево…

На первый взгляд, беженцы ничем не отличаются от обычных пассажиров: те же сумки, дети и стаканчики с кофе. Но глаза у них настороженные и уставшие, другая манера говорить – тихая и неуверенная, и держатся они вместе, будто в поиске моральной поддержки от "своих". Кто-то спит на стуле, опустив голову на рюкзак, кто-то изучает расписание поездов, а кто-то пытается утихомирить ребенка.

- Стульев не хватает, - вздыхают волонтеры. – Нам бы хоть скамейки сюда - или пластиковые сиденья... Людям же надо хоть немного отдохнуть.

И отдохнуть, и поесть, и уточнить расписание – это как минимум. С отдыхом проще всего женщинам с детьми и старикам – их временно могут приютить в привокзальной гостинице или зале повышенной комфортности. Но жить-то там нельзя, все равно придется или искать квартиру, или ехать дальше.

Fullscreen

Пункт помощи беженцам на вокзале в Харькове

С едой – по крайней мере, с легким "перекусом" - вопрос решен. В главном зале есть стойка с табличкой "Ласкаво просимо!", где улыбчивая девушка с бантиками синего и желтого цветов наливает чай и раздает печенье и бутерброды. Там же - предметы женской и детской гигиены, а также минимальный набор лекарств – валерьянка, валидол, корвалол и активированный уголь.

Рядом – консультационный пункт, где новоприбывшим рассказывают, куда обращаться по тем или иным вопросам. Есть стенд с расписанием поездов и полезными телефонами, а прямо на колоннах висят объявления о поиске пропавших. Ну, а тех, кто ищет работу, ждут снаружи, в палатке центра занятости.

Переселенцы о своих бедах говорить особо не хотят - людям с потухшим, потерянным взглядом явно не до светских бесед. Пообщаться соглашается приехавшая еще раньше из Славянска Татьяна: еще три месяца назад она сама только-только выбралась из зоны АТО, а теперь сама по мере сил старается помочь товарищам по несчастью.

- У меня дочь – инвалид по слуху, - рассказывает Татьяна. – В мае мы сюда приехали, нам дали жилье в Балаклее, дочка получила бесплатную путевку в местный лагерь. А я, как смогла – сразу "на вахту". И вот по сегодняшний день делаю, что могу, для приезжающих.

Проблем у переселенцев – масса, расстроенно качает головой женщина, - и только небольшое количество из них можно решить на месте:

- Многие вопросы – почти тупиковые. К примеру, когда у мамы отсутствуют документы на право вывоза ребенка и нет возможности связаться с отцом. Или когда часть семьи едет в Изварино, а часть - в Белгород, и они никак не могут встретиться…

Основная задача сейчас, считают волонтеры, - помочь переселенцам проехать из Харькова в следующий пункт назначения, поскольку "Первая столица" уже почти исчерпала свои возможности по оказанию помощи.

Макароны и плюшевые мишки

Fullscreen

Переселенцы в лагере

Часть беженцев все же задерживается на Харьковщине на более-менее длительный срок. Одежду, еду и прочие вещи получают в территориальных центрах, отделениях Красного Креста, волонтерских пунктах.

Ближе всего к вокзалу – пункт "Станция Харьков", открывшийся совсем недавно. У входа – очередь: в основном, женщины с детьми, но есть и несколько мужчин. Старшие перебирают документы, а детвора настороженно "изучает территорию". В ближайшем кабинете пара консультантов с компьютерами записывает данные новоприбывших и разъясняет, куда по каким делам обращаться – как и на вокзале.

Fullscreen

Продуктовый склад волонтерского пункта для беженцев

Дальше – комната с одеждой и склад, где несколько женщин деловито собирают кульки с продуктовыми наборами. Отвлекшись на минуту, одна из них, Светлана, обводит рукой полки:

- Наборы рассчитаны на разное количество людей. Им выписывают номерок, где указано, сколько человек в семье, а мы уже собираем продукты. Например, вот тут - килограмм риса, полкило макарон, банка консервов, банка сгущенки, туалетная бумага, детский или взрослый порошок, мыло для рук, хозяйственное мыло и шампунь.

Этажом выше – детская игровая комната. Для малышей тут есть и куклы, и машинки, и всевозможные плюшевые звери разных цветов, а родители могут отвести душу, пообщавшись друг с другом.

Одна из молодых мам, представившаяся Викой, приехала из Донецка с мужем и маленькой дочкой. Вначале семья отправилась в Беларусь, намереваясь вскоре вернуться домой, но тут как раз начались активные боевые действия - пришлось задержаться в Харькове.

- Мы пока снимаем квартиру. А жилье очень дорогое! – делится наболевшим девушка. - В квартире ничего нет, естественно. Благодаря таким организациям что-то находим…

Что делать дальше, Вика пока даже не представляет – и очень переживает за оставшихся в Донецке родных.

- Мы не знаем... Донецк бомбят, неизвестно, что там после этого останется. Я живу в Буденновском районе, родственники в Киевском… Всюду бомбят! – молодая мама еле сдерживает слезы. - Мы хотим вернуться домой, конечно... Если дома что-то останется.

Жизнь на нервах

В более выгодном положении - переселенцы, которым удалось поселиться в летних лагерях. В одном из них - "Ласточке", расположенном неподалеку от Богодухова в Харьковской области – сейчас находятся около 100 человек, больше половины из них – дети. Еще пару месяцев назад тут жили в основном беженцы из Славянска, сейчас же почти все – из Донецка, плюс несколько луганчан.

Fullscreen

Комната в лагере для беженцев

У входа беседуют три девушки – как выясняется, приехавшие на Харьковщину с месяц назад. Катя, Юля и Наташа живут в "Ласточке" с родными, но мечтают поскорее вернуться домой – "и чтобы все это поскорее закончилось".

- Я из Донецка. Дела там обстоят плохо, еле дозваниваемся до родственников. Связи нет, воду уже отключили, свет тоже постоянно отключают – даже телефон зарядить нельзя, - вздыхает Катя. - Здесь живется хорошо – точно лучше, чем там сейчас! Но все равно…

Приятельницы признаются: как бы тихо и спокойно не было в лагере, забыть о событиях в Донецке ни на секунду не удается. И там постоянно были на нервах, и здесь – прежде всего, из-за невозможности связаться с родственниками.

- Бывает, ночами не спишь, за телефон держишься, трусишься. Так что в моральном плане – не полегчало, - передергивает плечами одна из девушек. - Не знаю, как другим, но лично мне тяжело. Да и как тут вообще можно спокойным быть!

О политике, самопровозглашенных "республиках" и военных действиях донетчанки вспоминают неохотно - в голосах сразу начинает звучать боль и обида. Говорят, сейчас уже не знают, кому верить и за кого больше "болеть" - за "ДНР" или за Нацгвардию.

- Они между собой воюют, а люди страдают! Если вы уже так хотите воевать за народ, идите туда, где никто не живет – в поля, в леса! Зачем стрелять в поселках, где люди живут? Там дети гибнут! И как вообще можно убивать своих же родственников, - возмущается Катя.

Рядом резвятся детишки: мячики, куклы, велосипеды - как будто и не было в их жизни ни бомбежек, ни поспешного бегства из родного города.

Fullscreen

Дети переселенцев из Донбасса

- Дети сдружились, гуляют вместе. Мы тут уже почти как одна большая семья, - добродушно смеется смуглая молодая женщина по имени Аня, вызвавшаяся показать жилой корпус. – Естественно, как в любой семье, бывают неурядицы, но только мелочи: кто-то что-то бросил, не убрал, недотер – быстренько исправили, и все хорошо! Не серьезных конфликтов, склок, сплетен… Это счастье!

Переселенцы охотно показывают, как им живется. В комнатах чисто, светло – единственное, смеются, мухи достают, но куда ж от них летом деться? Посуда, электрочайники, утюги – имеются. На столовую тоже никто не жалуется.

- Меню у нас разнообразное, - рассказывает Аня. - Завтрак – вареные яйца или омлет, макароны или гречка, бутерброды, чай, молоко или компот на выбор. Для детей обязательно есть печенье. В обед – горячий суп или борщ, каша, кусочек курицы или рыбы, овощи – огурцы, помидоры или салат с капустой. На ужин – в основном, картошка: пюре, тушеная, отварная, с овощами, еще курица с рыбкой… Для деток всегда есть молочное, манная каша. А если варят какао – оно вообще уходит за три секунды!

За всем хозяйством в "Ласточке" следит директор лагеря Елена Хованова - именно на ее плечи ложится весь груз ответственности за решение бытовых и организационных вопросов, которых с каждым днем, к сожалению, все больше. Если с продуктами сейчас проблем нет, то многое другое – в дефиците.

- В чем потребность? Да, в принципе, во всем… У нас очень много детей, нуждающихся в памперсах 4-6 размера – где-то 30 человек. Есть проблема с элементарными женскими прокладками. Чистящие-моющие средства очень нужны, - говорит директор "Ласточки". - С питанием сейчас нормально, но, конечно, хотелось бы детям еще конфет и печенья - их никогда много не бывает! К тому же, мамы уже просят детскую теплую одежду и обувь – сюда-то они приехали давно, когда было еще жарко. Рядом есть магазин, но там уже все разобрали!

"Горячий" вопрос – школа: до начала занятий осталось совсем немного времени. По словам Елены Ховановой, детей будут возить на занятия в соседние села, Крысино и Максимовку. Но долго ли они там проучатся, и вообще проживут в "Ласточке", - вопрос: что делать в неотапливаемом лагере с приходом холодов, сказать пока сложно.

- Сентябрь еще будет теплым, а потом похолодает. Помещение не отапливается. Как дальше будет – не знаю, - качает головой Хованова.