Осторожные друзья. Как европейские консульства ужесточили визовые проверки украинцев

Опасаясь потока беженцев, европейские консульства более тщательно проверяют документы украинцев

Профессор Донецкого медицинского университета Наталия Губергриц часто путешествует. Ее регулярно приглашают на медицинские конгрессы и конференции, проходящие по всему миру. В июне Наталия и десять ее коллег собирались в Саутгемптон на международный конгресс панкреатологов. На этот раз конференция прошла без участия украинских медиков, а в загранпаспорте Губергриц появился первый отказ в визе. "В письме, которое прилагалось к паспорту, говорилось, что работники посольства не уверены в моем намерении заниматься научной деятельностью. Якобы они не смогли дозвониться в компанию, которая была спонсором поездки, и организаторам конгресса", — рассказывает 56-летний врач. И добавляет, что такого быть не могло: президент конгресса не раз писал письма в посольство с просьбой ускорить выдачу виз. Британцев не убедил также пакет всех необходимых документов, авиабилеты и оплаченные гостиничные номера.

Наталия Губергриц подала апелляцию и получила официальное извинение от Министерства иностранных дел Великобритании: ей вернули консульский сбор и признали ошибкой отказ в визе. Теперь, подавая документы в консульства других стран, Наталии нужно будет прилагать к загранпаспорту письмо британского МИДа, чтобы отказ не повлиял на решение о выдаче новых виз.

Риски военного времени

Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу обещал Украине отмену виз "в недалеком будущем". Но пока украинцы не ощущают большей лояльности консульств. Скорее наоборот: получить визу стало сложнее, утверждает Ирина Сушко, руководитель общественной организации "Европа без границ". Опасения европейцев понятны: события на востоке страны и в Крыму, военная агрессия России могут подтолкнуть украинцев к поиску лучшей жизни за рубежом. Пока желающих получить постоянное убежище в странах ЕС немного — около 4 тыс. человек за семь месяцев 2014 года, сообщили в ООН. Тем не менее консульства стали более тщательно изучать документы путешествующих.

"Проверяют, соответствует ли цель поездки заявленной, требуют справки о доходах, справки с места работы", — перечисляет Ирина Сушко. У нее пока нет статистики по выданным в этом году визам, свои выводы эксперт основывает на жалобах и обращениях отказников. По словам Сушко, этим летом сложно было выехать всей семьей: консульства охотнее дают визы, если кто-то из близких родственников остается в Украине. Сложнее получить долгосрочную визу. Есть трудности с выездом за границу у жителей Донецкой, Луганской областей и Крыма. Это объясняется, в частности, тем, что консульства, которые работали в этих областях, переехали в другие регионы. "Люди из горячих точек всегда будут восприниматься как потенциальные беженцы", — говорит эксперт.

Впрочем, жительница Донецка Наталия Губергриц не связывает отказ в британской визе со своей пропиской. Среди ее коллег, которые получили отказы, медики из Киева, Днепропетровска и других регионов.

Что касается жителей Крыма, сохранивших украинский паспорт, они получают визы на тех же основаниях и условиях, что и украинцы из других регионов. "Единственный момент: крымчане должны подавать документы в других городах. Например, поляки перенесли свое консульство в Одессу", — отмечает Ирина Сушко.

Fullscreen

Профессор Донецкого медуниверситета Наталия Губергриц не попала на конгресс панкреатологов в Саутгемптоне — британское консульство отказало ей в визе

Традиционно сложнее всего получить визы в Германию, Францию, Нидерланды. Больше шансов провести отпуск в странах, которые страдают от кризиса и хотят заработать на туризме: в Греции, Испании, а также в Чехии, Словении, Литве и Латвии. Этим летом возникли трудности с подачей документов в лояльное польское консульство. Оно не справлялось с потоком желающих получить визу. Ирина Сушко объясняет это тем, что туристы, опасаясь отказов в более "труднопроходимых" посольствах, сделали выбор в пользу Польши.

Есть причины не доверять

"Мы общались с представителями консульств. Они говорили, что увеличилось число фальсифицированных документов", — говорит Сушко. Больше становится желающих получить долгосрочный "шенген", при этом украинцы не могут предоставить консульствам требуемый комплект документов.

Тридцатипятилетняя Елена Денисенко (имя изменено) жила в одном из поселков Донецкой области. В июле потеряла работу: предприятие остановилось, сотрудников отправили в неоплачиваемые отпуска. В конце августа Елена решила уехать из Украины. Ее выбор пал на Францию. "Там у меня знакомые. Одноклассник преподавал французский язык, пять лет назад ему удалось иммигрировать. Он обещал помочь мне", — рассказывает Елена. Решение о переезде не было трудным после двух месяцев в подвале, когда нужно было спасаться от бомбежек.

У нее нет семьи, нет работы, прописана она в Донецкой области. Изучив список необходимых для получения визы документов, Елена убедилась, что шансов законно попасть во Францию у нее нет. Решила рискнуть, обратившись к посреднику, который пообещал помочь с визой. "Мужчина представился Андреем. Он не назвал фамилию, место работы и не объяснил, как собирается решать мою проблему", — рассказывает Елена. Просмотрев ее документы, предложил через посольство Греции оформить визу на один месяц с правом на двукратный въезд. За услуги попросил 200 евро и еще 200 грн за липовую справку о доходах. Других вариантов не было, Елена согласилась. Греческий "шенген" стоял в ее паспорте через пять дней. Возвращаться в Украину она не собирается. "Я и раньше думала о переезде, но меня держала работа. Теперь ее нет, и непонятно, будет ли", — объя­сняет она. Перспективы жизни во Франции еще более неопределенны. Елена рассчитывает потратить сбережения на оплату полугодовых языковых курсов. А там как карта ляжет.

Представители туркомпаний утверждают, что украинцы часто сами виноваты в том, что им отказывают. Например, просят годовую визу, назвав целью поездки туризм. При том что туристу достаточно разрешить въезд на то время, которое он намерен провести в стране.

Туркомпании пока не заметили ужесточения условий получения виз. "Мы открываем визы под купленные туры, имея оплаченные билеты и экскурсии, забронированные отели. Собираем документы строго под условия консульств", — говорит руководитель агентства "Феєрія мандрів" Андрей Иваненко.

Пресс-атташе представительства Европейского союза в Украине Давид Стулик не знает, проводят ли посольства и консульства более строгую проверку документов в связи с военными действиями. "Консульства руководствуются визовым кодексом ЕС и положениями договора об упрощенном визовом режиме. Это касается всех стран третьего мира, граждане которых хотят получить визы в страны ЕС", — комментирует он.

Профессор Наталия Губергриц на днях собирается подавать документы на получение визы в консульство Австрии, чтобы съездить в октябре на очередной медицинский конгресс. Она надеется, что на этот раз обойдется без неприятных сюрпризов.

Фото: Александр Чекменев, УНИАН