Лечиться надо. Что спасло мир от эпидемии Эболы

Фото: АР
Фото: АР

Вспышка вируса Эбола в Африке показала, что человечество не готово бороться с глобальными эпидемиями. От болезни мир спасли три обстоятельства: высокая смертность, то, что вирус не распространяется воздушно-капельным путем, и удаленность очага заболевания от цивилизации

Закрытые границы, карантинные посты, колючая проволока, военные в масках и противогазах, готовые стрелять во все, что движется. Более семи тысяч заболевших и почти три с половиной тысячи подтвержденных смертей. Это не фантастический рассказ, а привычная жизнь в странах Западной Африки: Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинее.

Так выглядит эпидемия вируса Эбола, заболевания, в 50–70% завершающегося смертью пациента. Эксперты американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (ЦКЗ) утверждают, что ситуация будет ухудшаться, количество умерших может достичь 20 тысяч уже в октябре.

Эпидемия в Африке началась еще в марте, но тогда на нее не обращали внимания. В топ мировых новостей она попала лишь к осени, после того как лихорадкой заразились несколько граждан стран Евросоюза и США. А в сентябре она вплотную приблизилась и к Украине: на рейде Ильичевска был поставлен на карантин балкер Western Copenhagen, после того как в одном из портов Сицилии с него сняли боцмана-филиппинца с симптомами вируса Эбола. Правда, к началу октября новых случаев заболевания среди 20 членов филиппинского экипажа не выявили. В отличие от зафиксированных и подтвержденных случаев заболевания Эболой в Европе и США.

Вирус на вывоз

3 октября американский телеканал NBC сообщил о болезни своего сотрудника — 33-летнего внештатного оператора Ашоки Мукпо, нанятого 30 сентября для репортажа о вспышке вируса. Мукпо стал шестым гражданином США, заразившимся вирусом Эбола в Либерии. Примерно в то время, когда он подписывал контракт с NBC, представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби сообщил, что в эпицентр эпидемии, в Либерию, направлено свыше 1,4 тыс. американских солдат. В штаб-квартире ЦКЗ Фокусу заявили, что африканские страны сами не в состоянии сдержать распространение инфекции, и, если болезнь не локализировать, мир получит полномасштабную гуманитарную катастрофу, которая затронет сотни тысяч человек.

Fullscreen

На самом деле время было упущено — если бы подобные меры были предприняты весной, после первых сообщений об эпидемии, скорее всего, масштабных жертв удалось бы избежать. Но Эбола — и тогда, и сейчас — не угрожала миру пандемией, поскольку вирус не передается по воздуху. Соответственно, пока число заболевших в Старом и Новом Свете не достигло полутора десятков, после чего на вирус обратили внимание ведущие мировые СМИ, — он беспокоил преимущественно Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). И несмотря на то, что вспышки этого заболевания случались в Западной Африке и 50, и 30, и 20 лет назад, к началу нынешней эпидемии оказалось, что западные страны не располагают вакциной от этой лихорадки и не имеют проверенных лечебных протоколов на случай больших вспышек болезни.

Денег нет

Уже после начала эпидемии Эболы в Африке и прибытия первых больных в развитые страны мировое сообщество надеялось, что усилия ВОЗ и ЦКЗ смогут остановить заразу. Но оказалось, что этот заслон не в состоянии нормально выполнять свои функции — нет денег. Из-за дефицита бюджета в $1,2 млрд ВОЗ вынуждена была свернуть все большие проекты по сопротивлению эпидемиям в начале 2014 года. Кристи Фейг из Всемирной организации здравоохранения считает, что страны — члены ВОЗ отказываются платить взносы, поскольку считают, что это не настолько важная проблема. "Мы даже не можем отправить нужное количество врачей в Нигерию. Если бы болезнь распространялась быстрее, мы бы уже имели полномасштабную пандемию", — говорит Фокусу эксперт.

Вспышка Эболы не заставила политиков пересмотреть размер отчислений на борьбу с эпидемиями. В Вашингтоне заявили, что достаточно тратят на эту сферу, хотя в этом году, к примеру, бюджет ЦКЗ сократили на 5%. Кто сразу оживился, так это фармацевты, которые начали создавать вакцину от Эболы — первые экспериментальные образцы были успешно опробованы на заболевших и в ЕС, и в США. По данным Bloomberg, сразу восемь международных компаний заявили, что готовы инвестировать более $1 млрд в эти исследования. Возможно, в расчете на то, что даже бедные страны будут готовы заплатить за лекарство любые деньги. Но для создания вакцины от вируса Эбола с соблюдением всех медицинских протоколов понадобится не меньше двух месяцев.

Пока же самым действенным остается полный карантин стран, где разразилась эпидемия. Именно для этого туда отправлены американские военные. Именно на это Всемирный банк выделил $500 млн. "Если бы не было столько зараженных в США и Европе, Запад не начал бы давить на правительства Нигерии и Гвинеи с целью введения карантина", — говорит Фокусу Майкл Джейкобс, вирусолог из британского госпиталя Royal Free.

В карантине

Несмотря на катастрофическое распространение болезни в самой Африке и первые случаи заражения за ее пределами, и в ВОЗ, и в ЦКЗ Фокусу подтвердили, что "гуманитарная катастрофа" грозит только странам Африки. Эпидемия Эболы в мировом масштабе невозможна по причине того, что вирус передается лишь при непосредственном контакте: с заболевшим, продуктами его жизнедеятельности или с телом умершего. Соблюдение простейших санитарных правил сводят риск заболевания к нулю. Тот факт, что эпидемия затронула тысячи человек в Африке, объясняется исключительно антисанитарией в регионе, зачастую помноженной на полное отсутствие у населения информации о том, как передается заболевание.

Fullscreen

Ситуация с вирусом Эбола показала, что международные системы мониторинга и предупреждения эпидемий не отработаны даже между развитыми странами. Так, в докладе американского департамента внутренней безопасности, опубликованном после вспышки Эболы, говорится, что ЕС и США будут готовы ввести полноценный карантин только через 60 дней после начала эпидемии. А по расчетам аналитиков ЦКЗ, вирусу, который передается по воздуху, если он появится в густонаселенном регионе Азии, потребуется лишь месяц, чтобы разнестись по всему миру.

Новая угроза

Большинство опрошенных Фокусом эпидемиологов и врачей из ЦКЗ, ВОЗ и французского института Пастера считают, что родиной нового вируса, который может привести к глобальному вымиранию, будет Юго-Западная Азия или Экваториальная Африка.

В Азии, особенно в Китае, ситуация для этого более чем благоприятная. Давление на экологию в этом регионе постоянно растет из-за строительства новых предприятий и массового использования химических удобрений. Все это способствует ускоренной мутации вирусов. Кроме того, в регионе с миллиардным населением нет современной системы контроля и предупреждения эпидемий. К примеру, в Китае суммарный бюджет всех ведомств, следящих за эпидемиологической ситуацией, составил всего $200 млн, большая часть которых уходит на закупку вакцин на Западе. Все это превращает Юго-Восточную Азию в бомбу замедленного действия.

Что касается Африки, то это естественный "сосуд дремлющих инфекций", которые становятся все ближе к цивилизации по мере проникновения ее вглубь Черного континента. К примеру, по прогнозу Майкла Джейкобса, в ближайшие 20 лет в Африке будет выявлено более 100 штаммов опасных вирусов. С учетом того, что инфицированный человек может достичь густонаселенной Европы или Америки всего за несколько часов, вероятность пандемии становится почти стопроцентной.

"Каждые 40 лет человечество переживает новую вспышку вирусного агента, который может стать глобальным", — говорит Фокусу Кристи Фейг. По ее словам, последняя большая пандемия — гонконгского гриппа — была в 1968 году, поэтому появления новых болезней можно ожидать, что называется, со дня на день. В случае с заболеванием, распространяющимся воздушно-капельным путем, как грипп, глобализация приведет к тому, что вирус распространится по земле с колоссальной скоростью. А если при этом новый штамм будет обладать летальностью Эболы, земля может просто опустеть.