Цви Ариэли: Считаю, что провокации против евреев устраивает Россия
Цви Ариэли – основатель Еврейской самообороны Киева. Сейчас он находится в Мариуполе и срочно создает там Еврейскую самооборону по образцу своей киевской дружины.
Перед отъездом Цви попросил собратьев поддержать новый отряд, поскольку "Мариуполь расположенный на самом важном участке фронта, и наше присутствие в Мариуполе исключительно важно".
Этот разговор издания JewishNews.com.ua с Цви был записан, пока он еще находился в Киеве, и занимался только защитой столичных еврейских объектов.
Цви, как ты – гражданин Израиля родом из Латвии – стал защищать евреев в Киеве?
- Впервые я приехал в Украину в качестве посланника "БнейАкивы" (израильская молодежная организация) в 2003-2005 годах. Здесь я завел знакомства, благодаря которым снова вернулся в Украину в 2011 году. В то время я учился в Исландии, мне нужно было писать диссертацию и где-то работать. И мой киевский друг пригласил меня к себе в юридическую фирму. Параллельно я был директором частной еврейской школы на Подоле. Она делилась на два направления: светские и религиозные науки. Я возглавлял светское отделение.
В январе прошлого года начались нападения на евреев. Сначала избили учителя Гилеля Верхтаймера, 26-летнего израильтянина, преподающего иврит и еврейскую традицию в иешиве при синагоге на Подоле. Его избили в подъезде дома. Через неделю последовало нападение на ученика иешивы той же синагоги, гражданина России Дов-Бер Гликмана. В середине марте с ножом напали на главу украинского филиала израильской организации экстренной помощи жертвам чрезвычайных ситуаций (ЗАКА), раввина Гиллель Коэна. После этих происшествий были случаи поджогов в Запорожье и Николаеве, на Подоле снова исписали синагогу свастиками.
Ко мне обратился главный раввин Киева и Украины Яков Блайх с просьбой создать еврейскую самооборону. Предполагаю, дело было в моем опыте: я служил в израильской армии, а после - в локальном антитеррористическом подразделении быстрого реагирования Мивцар. Я сразу откликнулся на его просьбу, хотя было уже немного поздно – прошло около двух месяцев с момента первого нападения.
Наш план был создать небольшое подразделение – 10-15 бойцов, чтобы предотвращать нападения преступных группировок. Угроза могла быть двух типов: когда группа людей собирается, чтобы напасть на евреев или еврейский объект, и когда совершается теракт с использованием огнестрельного оружия или бутылок с воспламеняющейся жидкостью.
К сожалению, в ситуации, когда, скажем, одного человека избивают в подворотне, наша группа не может помочь, ведь это происходит очень быстро, и мы успеваем, максимум, оказать помощь пострадавшему.
Раввин Блайх выделил денег, их хватило на форму и часть экипировки. Еще пожертвовали деньги благотворители из Америки. Я недавно был в Израиле и привез откуда несколько бронежилетов и касок - подарок от муниципалитета Кирьят Арбы; я долго работал в их отделении безопасности, и они тоже решили нам помочь.
Мы получили в МВД официальное разрешение на организацию наших отрядов, чтобы, в случае чего, мы могли рассчитывать на взаимодействие с представителями органов внутренних дел, и разрешение на ношение оружия.
Вас вызывают просто по мобильному телефону?
- Именно. Конечно, мы не реагируем на звонки от незнакомых людей, чтобы избежать балагана. Но в каждой общине есть человек, который уполномочен связываться с нами в случае какого-либо происшествия.
Как много вызовов было с момента формирования дружины и какого рода они были?
- Все основные атаки произошли до того, как мы сформировали отряд. Было несколько атак, примерно раз в неделю или две. В последнее время участились случаи нападений здесь, в Киеве. Например, в первый день Рош а-Шана (25 сентября) была попытка поджечь синагогу на Подоле: кинули два коктейля Молотова через забор. Наш парень, который неподалеку, прибежал и потушил огонь, остальные тоже собрались почти сразу. Но нападающих не поймали, они успели скрыться.
Не могу предоставить никаких доказательств, но я, как и многие другие люди, считаю, что эти провокации были из России.Кому еще может быть выгодно вдруг взять и начать атаковать еврейские объекты?! Когда избили Гиллеля Коэна, его забрала скорая, довезла до больницы, а там уже ждали корреспонденты РТР, несмотря на то, что на тот момент никто не знал о нападении.
При этом после начала атак неоднократно звонили с Майдана, из "Правого сектора", с предложением охранять синагоги.
Когда собрались в дружину – стало тише?
- Да, нападения происходят редко, но не думаю, что это произошло потому, что мы кого-то напугали самим фактом своего существования. Возможно, они просто не получили того резонанса, которого им хотелось бы, и пропала мотивация заниматься этим.
До того момента будет действовать Еврейская самооборона?
- Сейчас идет война. Пока она не закончится и все не вернется на круги своя, а это может случится еще не скоро, о расформировании дружины говорить не приходится. Совершенно неизвестно, что может произойти завтра, что и кому может прийти в голову.
Ты осведомлен о ситуации в общинах других городов, где есть больше еврейские общины? Харьков, Днепропетровск, Одесса, Львов?
- К сожалению, у нас нет связи с общинами, расположенными вне Киева.И я не знаю ничего о существовании отрядов, подобных нашему.Более того, я почти уверен, что таких отрядов больше нет.Но если они все же есть, мы готовы помочь, хотя бы тренировками. Я лично могу тренировать людей.
Кошелек для пожертвований отряду Ариели на PayPalto: kitatkonenutkyiv@gmail.com
Полную версию интервью читайте здесь.