США: полиция усиливается, радикалы - тоже
Из 12 выстрелов, произведенных Дарреном Уилсоном, шесть попали в цель. Смерть чернокожего Майкла Брауна вызвала беспорядки, протесты и очередную волну дискуссий о расизме в США
Ситуация странная. Офицер полиции, прослуживший без нареканий шесть лет и вышедший победителем в схватке с грабителями, заявил в минувшую субботу, что подает в отставку. "Я надеялся продолжить работу в полиции, но безопасность наших полицейских и гражданский мир для меня превыше всего. Надеюсь, моя отставка позволит оздоровить ситуацию в городе". Город — Фергюсон, штат Миссури, нашумевший уже на весь мир.
Утихомирившиеся, но по-прежнему недовольные демонстранты заявили, что лучше бы он уволился в первый же день — 9 августа, а не 112 дней спустя. Практически все это время Даррен Уилсон скрывался, чтобы не попасть на глаза мстителям.
Халк против пятиклассника
Во вторую субботу августа, около полудня, 18-летний афроамериканец Майкл Браун, за неделю до того окончивший школу, со своим приятелем Дорианом Джонсоном внаглую ограбил небольшой магазин, вынеся из него коробку с сигариллами на полсотни долларов. Видеокамеры зафиксировали, как невысокий продавец, не достающий почти двухметровому Брауну до подбородка, пытается преградить дорогу грабителю, но тот легко его отталкивает. Странная уверенность в собственной безнаказанности: огромную фигуру в белой футболке, шортах и желтых носках незаметной целью для поиска не назовешь.
Счастливые обладатели сигарилл и не прятались, вышагивая с добычей прямо по проезжей части. Собственно поэтому полицейский Даррен Уилсон и обратил на них внимание. Подъехав на патрульной машине, он попросил приятелей перейти на тротуар. Началась перепалка, причем юнцы не обошлись без мата, и Браун почему-то решил залезть в окно машины, чтобы выяснить отношения с полицейским. Завязалась потасовка, Уилсон полез за оружием, Браун попытался отнять пистолет, прозвучали выстрелы. Браун и Джонсон бросились бежать в разные стороны.
Полицейский кинулся за Брауном. В какой-то момент парень развернулся и пошел, как медведь, на своего преследователя, игнорируя призывы остановиться и предупредительные выстрелы. В результате Майкл Браун был убит. В 13-зарядном пистолете Sig Sauer Даррена Уилсона остался только один патрон.
Полицейский потом вспоминал, что чувствовал себя пятиклассником, пытающимся остановить Халка Хогана. "Все, что я хотел тогда, — жить". Хотя, откровенно говоря, Уилсон тоже не малыш: 95 килограммов веса при росте 193 сантиметра. Вся стычка, от момента встречи до смерти вчерашнего школьника, заняла от силы полторы минуты.
По полиции стреляли 150 раз
Верить на слово полицейскому, убившему безоружного человека, пусть и преступника, — последнее дело. Тем более что нашлись те, кто утверждал, будто офицер расстрелял тихого юношу, поднявшего руки и не оказывавшего сопротивления.
Уилсону никто и не собирался верить, а с учетом начавшихся в первый же день беспорядков — тем более. Провели расследование. Тело Брауна осматривали три группы медицинских экспертов. Ни одна пуля не вошла сзади.
Многочисленные камеры фиксируют поджог полицейской машины в знак протеста против вердикта, вынесенного судом присяжных 25 ноября
Опросили более 60 свидетелей, дело распухло до 24 томов общим объемом больше пяти тысяч страниц. Перед тем как объявили решение суда присяжных, губернатор штата ввел чрезвычайное положение и задействовал национальную гвардию. Еще бы. Решение гласило, что офицер Даррен Уилсон в сложившейся ситуации действовал по закону: на него напали, поэтому применение оружия было правомерным.
Вердикт, вынесенный 24 ноября, вызвал ярость в Фергюсоне. Отчим Майкла Брауна, обращаясь к толпе демонстрантов, крикнул: "Жгите к такой-то матери!" Что и было сделано.
Несмотря на чрезвычайное положение и присутствие нацгвардии, десятки домов и машин ни в чем не повинных жителей Фергюсона были преданы огню. По полиции стреляли около 150 раз, досталось и журналистам. Пограбить подтянулись любители этого дела из соседнего Сент-Луиса. К протестам подключились другие города Америки, около 400 участников акций были арестованы. Поймали и идейных террористов из организации "Новые черные пантеры", которые планировали покушение на главу полицейского управления Фергюсона и прокурора, расследовавшего дело об убийстве Майкла Брауна. Пошуметь радикалы намечали не на шутку.
В суде 3/4 - белые
Нынешние беспорядки в Фергюсоне выросли на благодатной почве недоверия к полиции в целом и к белой полиции в частности.
В 1970 году 99% жителей 20-тысячного городка составляли белые. В 1980-м численность афроамериканцев выросла до 14%, в 2000-м — до 52%, а по последней переписи их стало почти 70%. При этом из 53 местных полицейских черных лишь трое. Из 12 присяжных, оправдавших действия Даррена Уилсона, одной расы с убитым также было трое.
Читайте также: Второе пришествие Джерри Брауна
Даже при том, что ни один из белых жителей или полицейских Фергюсона не был изобличен в расизме, такое положение трудно назвать справедливым. До обвинений в предвзятости — один шаг. В свою очередь, обвинения кажутся несправедливыми для тех представителей белых, которые стараются быть максимально объективными в своих суждениях. Увы, исследователи, изучающие вопрос, утверждают, что с объективностью плохо даже у самых объективных.
Расизм без расистов
Поразительные результаты дает эксперимент, считающийся классическим. Испытуемым предлагается фотография двух дерущихся мужчин, один из которых вооружен ножом. А затем нужно опознать вооруженного среди предложенных кандидатур. Так вот, если пара дерущихся — белые, опознание не составляет труда. Если же в паре белый-черный вооружен белый, испытуемые (причем обеих рас) все равно указывают, что нож был у черного.
28-летний Даррен Уилсон в октябре, пока скрывался от многочисленных мстителей и прессы, заключил брак со своей коллегой. Никто не поймет его лучше
Как говорят ученые, эти люди не врут. Они просто ошибаются. И даже если бы Даррен Уилсон был женат на афроамериканке, имел черных детей и кучу приятелей другой расы, он все равно не был бы свободен от неточных расовых суждений.
При этом и откровенные расовые предубеждения никуда не делись. Америке приходится иметь дело со всем спектром связанных с этим проблем, хотя, казалось бы, избрание черного президента два раза подряд говорит о переломе в этом вопросе. Перелом есть, но о решении говорить не приходится.
По своим последствиям смерть Майкла Брауна от пули Даррена Уилсона не идет ни в какое сравнение со знаменитым лос-анджелесским бунтом 1992 года, когда за семь дней погромов было убито 53 человека, а ущерб составил около миллиарда долларов. Еще раньше, в 1967 году, случились погромы в Детройте. В 2003 году произошли трехдневные беспорядки в городке Бентон-Харбор, штат Мичиган. Во всех случаях жертвами были афроамериканцы, виновниками, вольными или нет, — белые полицейские. Нехорошая традиция.
Полиция становится милитаризованней
Американцы с опаской следят за нарастающей милитаризацией полиции, вооружение которой приближается к армейскому. А в среде полицейских укореняется установка работать на улицах на опережение, не дожидаясь атаки со стороны преступника. После трагедии в Фергюсоне стала широко известна полицейская поговорка "Пусть лучше судят двенадцать, чем несут шестеро".
- Читайте также: Виктор Шендерович: жаль, нет ни Рейгана, ни Тэтчер
Что важно, всякий громкий инцидент заставляет американцев искать какие-то варианты ответов, переосмысливать тему. В декабре в сенате пройдут публичные слушания о состоянии гражданских свобод и прав человека в связи с беспорядками в Фергюсоне. А номинант на "Оскар" документалистка Эйми Берг и чернокожий актер Нейт Паркер начали сбор средств на фильм, отправной точкой для которого послужит эта же история. Называться картина будет Black Male Crisis, что можно перевести и как "Кризис черных мужчин", и как "Кризис, вызванный шантажом".
Между тем Даррену Уилсону, уже бывшему полицейскому, предстоит найти для своей семьи новое место жительства, а себе новое занятие. Он уже никогда не будет чувствовать себя в безопасности.
Фото: АР, Getty Images