Как украинцам победить стресс. Советы психотерапевта

Наталья Кухтина / Фото: Александр Чекменев
Наталья Кухтина / Фото: Александр Чекменев

В кризисе можно увидеть новые возможности, говорит психотерапевт Наталья Кухтина

Реакция на стресс, связанный с событиями в Украине, у каждого индивидуальная. Кто-то пытается экономить. Другие, наоборот, живут на широкую ногу, тратя последнее: умирать, так с музыкой. Есть и те, кто убегает от реальности в болезнь, избавляя себя от необходимости что-то решать. Фокус выяснил у психотерапевта Натальи Кухтиной, как поддержать себя и сохранить трезвый взгляд на происходящее.

Страх потерять работу, не оплатить счета, не купить лекарства, не накормить семью повышает тревожность. Человек начинает этот страх обслуживать: он боится, вместо того чтобы искать варианты решения. Их, как правило, много. Но он их не видит, сознание сужается. Страх как будто машет ему флажком: денег меньше, меньше... Человек начинает экономить на всем, скупать какие-то продукты. Здесь важно не включать программу "лишения", а искать решение вопроса.

Как справиться с тревогой? Для начала я бы посоветовала вести учет расходов. Когда человек привыкает планировать бюджет, он не покупает вещи, без которых можно обойтись. В конце месяца он убедится, что все сыты, счета оплачены и остались лишние деньги. Тут дело даже не в экономии. Учет расходов дает ощущение контроля над ситуацией и снижает страх.

Стремясь сэкономить, важно не лишать себя отдыха и оздоровления. В Европе, куда мы стремимся, люди планируют отпуск за полгода.Ищут дешевые авиарейсы, бронируют отели со скидкой. Украинцы предпочитают решать этот вопрос "сегодня на завтра". А это совсем другая цена. Мы с мужем запланировали зимний отдых четыре месяца назад. Нам удалось забронировать отель со скидкой в 80%. Дорогой праздничный месяц, который мы проведем в Германии, обойдется дешевле, чем если бы мы его прожили в Киеве.

Fullscreen

Похожая ситуация с семейным досугом. Например, семья привыкла в выходные ходить с детьми в кафе или торговый центр. Дети играют, родители пьют кофе. Оставили кучу денег. То же можно постараться организовать дома. Это объединит семью, и цена вопроса будет совсем другой. Важно не входить по привычке в состояние стресса: мы не можем себе позволить провести выходные, как привыкли. Нужно искать варианты, которые не хуже, но при этом не ущемляют жизненные интересы.

Некоторые люди в кризисные времена начинают капсулироваться, замыкаться в своих переживаниях, выстраивать барьер между собой и внешним миром. Иногда даже физический: боятся выходить на улицу. А есть люди с доминантной тревожностью, которые, наоборот, ведут себя по принципу "пир во время чумы". Чрезмерно тратят деньги, прожигают жизнь. Это их способ справиться со страхом.

Моя клиентка потеряла работу.Она начала печь пряничные домики и продавать их в интернете по доступной цене, а не по 1000 грн, как в дорогих ресторанах. Стала получать заказы. Научилась зарабатывать деньги на своем хобби, которое приносит ей удовольствие. Это важно. Я, например, люблю вязать. Вяжу носки для наших ребят в АТО и отношу их на Фроловскую.

Рост числа переселенцев увеличивает социальное напряжение. Мы проходим испытание на милосердие. Сейчас важно абстрагироваться, не думать о том, кто на какие митинги ходил, и объединиться вокруг обеспечения базовой потребности переселенцев. Они могли оказаться заложниками своей идеи: верить в нее и ошибаться. Или мы их поймем и поддержим, или последствия будут еще более ужасными. Но все не так плохо. Люди все равно несут вещи, организовывают праздники, отдают свои дачи. Когда человек делится, он совершает акт милосердия. В этот момент он чувствует себя значимым.

Когда человек испытывает угрозу безопасности, его эмоционально-чувственная сфера очень уязвима. Он легко становится жертвой манипуляций в СМИ. Сюжеты, которые показывает российское телевидение, направлены на чувство страха. Когда человек боится, ему можно внушить все что угодно.

Когда украинцы жертвуют на армию, ими движут не только патриотические чувства, но и страх. И это нормально. Мы все боимся умереть, поэтому предпочитаем отдать деньги тем, кто может нас защитить.

Сегодня опасность социального взрыва велика. Людей, которые смотрели в лицо смерти, рисковали своей жизнью, получили ранения, становится все больше. И они могут повернуть оружие против тех, кто, с их точки зрения, мешает, поддерживает коррупционные схемы. Сегодня эта угроза гораздо сильнее, чем год назад, когда начинался Майдан.

За этот год изменились запросы клиентов.Стало меньше обращений по бракоразводным процессам, люди больше ценят друг друга. Много психосоматических заболеваний, невротических реакций, агрессии. Есть люди, которые на кризис реагируют болезнью. Человек заболевает и лежит. Так он снимает с себя ответственность за происходящее. Сегодня больницы переполнены. Люди болеют, потому что им страшно. Так они отгораживаются от жизни.

Больше стало психосоматических проблем, связанных с зачатием ребенка. Многие женщины подсознательно боятся забеременеть. Страхом они "выключают" определенные функции организма, как бы транслируя: нельзя рожать детей для войны.