Киев нетуристический: почему столица теряет гостей и как создать свой туристический бизнес?
Киев - достойный ответ лучшим европейским городам по своим историческим и культурным ресурсам. Однако ситуация в стране работает на отпугивание иностранных туристов. Как выглядит туристический Киев в цифрах и можно ли построить успешный бизнес в этой сфере?
Проходящий год поставил под угрозу всю туристическую отрасль страны? - пишет UBR. Столица, которая последнее время пользовалась особой популярностью, также недосчиталась практически половины ожидаемых туристов.
Государственная служба статистики Украины в прошлом году с гордостью объявила: наша страна становится все более привлекательной для иностранных туристов, количество которых в 2013 г. составило 24,7 млн человек (на 7,4% улучшив показатели 2012 г.). Ни для кого не стало новостью и то, что более 10 млн из них – были россияне. Ключевое слово – были, так как политические разногласия воздвигли в ближайшее время нерушимую стену между нашими государствами. По этим и другим причинам, как сообщил представитель туристического направления КГГА Алексей Евченко, по Киеву в том числе за 9 месяцев 2014 г. падение туристического потока составило 30-35%.
Одной из причин, почему Киев все же имеет туристический потенциал у иностранных гостей – достаточно либеральные цены на проживание, питание. При этом привлекать туристов в ближайшее время, по словам городских властей, планируют с весьма развитых сран, таких как США, Великобритания, Япония. Но для того, чтобы они остались удовлетворенными поездкой в нашу столицу, необходимо создать им надлежащие условия (хотя, к примеру, с культурной программой проблем не должно быть).
Как и во многих сферах, большую роль в туризме играют частные компании, которые готовы вкладывать ресурсы для получения прибыли. Особенно это касается тех, кто заинтересован не только в деньгах, но и считает развитие Киева как туристического центра своей миссией. Таким "неравнодушным" предпринимателем для украинской столицы стал Арсений Финберг. Он в свое время еще в рамках хобби начинал популяризовать Киев лишь в узком кругу, а именно в небольшом сообществе в ЖЖ. "Это было личное увлечение, о котором было, в первую очередь, лично мне интересно рассказывать. Со временем это стало бизнесом", – рассказывает г-н Финберг. Так родился проект под названием "Интересный Киев". Он поделился своим взглядами на то, как построить туристический бизнес в столице и с какими трудностями сейчас столкнулась отрасль.
Туризм в Киеве: взгляд с предпринимательской колокольни
Значительная часть туристов Киева (порядка 70%, по словам Арсения Финберга) приезжала из стран СНГ, в частности из разных городов России (Москвы, Питера и других). "С одной стороны – это стресс, потеря такого количества клиентов – это вызов. У нашего бизнеса, конечно же, сейчас нет такого объема туристов, как был до кризиса. Это сейчас ощущает практически каждый бизнес и вся страна. Но это повод придумывать новые продукты. Ведь пока в стране стреляют, ведутся боевые действия – туристов в ней не будет", – констатирует предприниматель.
Перспективу, правда, достаточно далекую и требующую определенных условий, г-н Финберг также видит в привлечении клиентов из Европы – Польши, Германии: "Безусловно, для привлечения туристов нужно чтобы закончилась война. Туристы из Европы обычно планируют свой отпуск не так как мы – она все обдумывают на 2-3 года вперед. Это нормально, когда человек знает, где он будет отдыхать через полтора года. Поэтому при нынешних условиях в ближайшее время их ждать не приходится".
Еще одна проблема, как для его клиентов, так и для отрасли в целом, по словам основателя "Интересного Киева", – авиаперелеты. "Что очень важно – это открытое небо и отсутствие преград для этого со стороны государства. Это нужно не только для того, чтоб украинцы могли путешествовать, но и чтоб у иностранцев была возможность бюджетно и комфортно добраться в нашу страну. Ведь европейцы, привыкшие путешествовать за €20-30 по всей Европе, вряд ли будут платить в десять раз больше, даже чтобы приехать в красивый город. Европейцы, что бы мы не думали, считают деньги в разы скрупулезнее, чем мы", – констатирует предприниматель.
В то же время, по его словам, государство, которое может поспособствовать в решении предыдущего вопроса, в целом должно выбрать позицию "невмешательства". " Где искать помощь – явно не в государстве, оно может разве что не мешать. Сейчас оно дает возможности для развития", – считает Арсений Финберг.
Что касается того, как предприниматели, работающие в сфере туризма, могут достичь успеха, то, в первую очередь, они должны быть сами увлечены этим делом, интересоваться культурой и историей города, любить его. По сути это должно быть дело для души, которое можно монетизировать. Немаловажно – собрать компанию единомышленников, считает основатель "Интересного Киева": "Важно работать с увлеченными людьми, фанатиками конкретного дела. Такого рода бизнес нельзя продать по франшизе – его нужно делать изнутри, чтобы в других городах нашлись люди, так же поглощены аналогичной идеей".
А если вы уже взялись за это дело, безусловно, его необходимо продвигать. Однако, как оказалось, один из наиболее действенных способ на самом старте, когда предприниматель еще не располагает необходимыми ресурсами, – "сплетни". "В начале рекламы мы не использовали – все работало за счет сарафанного радио. Ели ты делаешь качественный продукт, люди сами будут о нем говорить, – рассказывает г-н Финберг. – Сейчас используем контекстную рекламу и СЕО. Иногда используем печатную рекламу, но она не оправдывает себя".
Получается, что для того, чтобы стать предпринимателем в сфере туризма, нужно не так уж много средств. Увлеченность и личный интерес – творит чудеса, доказывает опытАрсения Финберга. Конечно, необходимо продумать стратегию и по мере роста бизнеса использовать нужные инструменты, но те, у кого есть желание и страсть – имеют шансы на успех. Безусловно, сейчас не самые сопутствующие условия для того, чтоб сделать рывок, однако это хорошее время для того, чтобы научится работать в кризисных условиях. После такой "школы" любые проблемы не будут казаться сложными. Также, как вариант, изучить за это время все возможности туристического бизнеса в столице и, дождавшись лучших времен, в полной боевой готовности выйти на рынок.