Берлин, алле!

В столице Германии полным ходом идет 57-й Международный кинофорум, традиционно открывающий мировой кинофестивальный год

Берлинский фест отличается от форумов в Каннах и Венеции светской сдержанностью. Это мероприятие негламурное. Протекает без лишнего пафоса, весьма демократично и с завидной деловитостью. Очереди за билетами на кинопоказы здесь гораздо больше, чем толпы страждущих увидеть звезд "живьем". К слову, практически все билеты (от 11 до 70 евро) были проданы уже в первые дни киносмотра.

В самом городе присутствие престижного кинофорума ощущается слабо. Но чем ближе к центру, к Потсдамской площади, на которой расположен знаменитый Berlinale Palast с прозрачными лифтами, тем больше фестивальной символики, плотнее столпотворение, гудящее одновременно на многих языках (только журналистов аккредитовано свыше 3000 человек из 80 стран мира). Для звездных дефиле красными коврами устилают всю площадь перед дворцом. Звезды, однако, пафосный настил стараются миновать побыстрее – под февральским небом особо не подефилируешь. Погода стоит довольно теплая, но иногда срывается снег, и печально смотреть на снежинки, тающие на голых плечах актрис, облаченных в вечерние платья. Чтобы за прибытием кинознаменитостей могло наблюдать максимальное количество зрителей, тут же на площади расположены громадные экраны. Большинство звезд живет неподалеку от Berlinale Palast, в отеле Grand Hyatt – в нем же расположены пресс-центр и зал для пресс-конференций.

19 из 26 картин официальной программы (большинство из них – мировые премьеры) будут сражаться в основном конкурсе за главные награды – "Золотой медведь" (за лучший фильм) и "Серебряный медведь" (спецприз жюри). Как всегда, основная тематика фильмов – социальная и политическая (и это еще одно отличие Berlinale от других кинофестов).

Форум открылся лентой Оливье Даана "Жизнь в розовом" (бюджет $25 млн.) – динамичным и излишне натуралистичным байопиком (фильмом-биографией), посященным Эдит Пиаф (ее сыграла Марион Котияр, известная по фильму Люка Бессона "Такси"). На сегодняшний день картина Даана – главное разочарование фестиваля. А закроет Берлинале новая лента Франсуа Озона "Ангел". Международное жюри в этом году возглавляет американский режиссер и сценарист Пол Шрейдер (автор сценариев к наиболее нашумевшим картинам Мартина Скорсезе "Таксист", "Бешеный бык" и "Последнее искушение Христа").

Показ одного из самых ожидаемых фильмов фестиваля, "Ложного искушения" Роберта Де Ниро, сопровождался явлением самого мэтра, который хоть и опоздал на пресс-конференцию на 20 минут и заставил нескольких журналистов сидеть на полу (впрочем, сам Де Ниро здесь не при чем – просто желающих было слишком много), сумел создать в зале позитивную атмосферу своими остроумными ответами.

После Де Ниро на Берлин звездопадом обрушились знаменитости первой величины и оскаровские номинанты. Особый ажиотаж вызвали нестареющий ковбой Клинт Иствуд и неувядающая красавица Шерон Стуон. Кинодива, представляющая в качестве продюсера и актрисы фильм Раяна Эслингера "Когда человек падает в лесу", вызывала у журналистов один-единственный вопрос: выглядит ли она в жизни такой же постаревшей и измученной, как в этой достаточно слабой картине? Оказалось, что, несмотря на профессиональные неудачи последних лет, обладательница "Золотой малины" смотрится по-прежнему замечательно.

Украина в этом году отсутствует и в основных, и в параллельных программах. Лишь два соотечественника – сценаристы и режиссеры Виталий Корчев из Житомира и Владимир Куковякин из Ялты – участвуют в традиционном "Кампусе талантов". Зато на "Европейском кинорынке", ежегодно проходящем в рамках Берлинале, впервые появился украинский стенд. Отечественное кино представляет кинокомпания "Кинофорум Украины" и… Национальная телекомпания. И это все.