Почему жители Опытного берут гуманитарку от "карателей". Фото, видео
Старики проклинают украинских военных, и принимают от них продукты. Жалеют наших солдат в аэропорту, но в то же время становятся наводчиками для ДНР.
Поселок Опытное расположен рядом с Песками и донецким аэропортом. Когда там идет бой – местные жители видят вспышки и взрывы.
На въезде за окном автомобиля мельтешат поля почерневших подсолнухов. Наверное, летом здесь было очень красиво. Сейчас с трудом представляешь себе этот яркий желтый ковер под синим небом – здешние подсолнухи пережили цветение и так и не дождались сбора урожая.
Теперь они похожи на иссушенных жизнью стариков – сгорбились, опустили замерзшие головы и застыли на морозе, словно опасаясь пролетающих над головами снарядов.
Жители этого села похожи на таких же уставших стариков.
Мы въезжаем в Опытное - волонтерская группа "Крила щедрості та турботи" и сопровождающие нас украинские офицеры специальной группы CIMIC (Civil-military cooperation ‒ подразделение, сформированное Генштабом по НАТОвским стандартам, предназначенное для сотрудничества с местным мирным населением).
На улицах пусто, но мы встречаем женщину и мужчину, которые выходят из подвала трехэтажного дома. Услышав о прибытии гостей, обещают созвать соседей.
Поселок Опытное
Прежде всего, ищем улицу Заречную – она находится на переднем краю села под постоянными обстрелами, и туда редко доезжают даже продавцы из Авдеевки.
Когда машины проезжают мимо высокого полуразрушенного строения, напоминающего склад, раздается резкий свистящий хлопок. "Метрах в 20 упало… зоркие, гады", - сопровождающие нас военные смеются. Мы оказываемся в пристрелянной противником зоне, и передвигаться приходится быстрее.
Обстрел на Заречной улице
На Заречной дома сплошь побиты снарядами. На улице сейчас живет не больше 30 человек, остальные бежали от войны. Одна из жительниц, 70-летняя Нила Георгиевна выходит к нам. Ее муж Василий (ему 72 года) наблюдает с порога дома, и общаться не спешит.
Нила Георгиевна
Уже семь месяцев старики не видели пенсий, но переоформить их не могут – блокпосты перекрыты. "Мы тут ничего не видим, только пули свистят", - говорит Нила Георгиевна.
Изредка через блокаду прорывается хозяин авдеевского магазина – привозит продукты, но цены высокие и старики могут позволить себе купить разве что хлеб. Пока держатся благодаря своим запасам с огорода. Их хватит еще на месяц, что будет потом – неясно.
Она показывает воронку от снаряда во дворе прямо за колодцем – там еще недавно жил пес. Собаку убило, сильно побило окна в доме. Хозяевам повезло – они в этот момент были в комнате и не пострадали. В Опытном, в отличие от поселка Пески, есть газ и свет. Правда, газовая труба вся побита осколками, но местные уже научились ее латать, как и чинить электропроводку.
Разговор с Нилой Георгиевной
Обстрелы тут не прекращаются. Старики прячутся в подвале, боятся заболеть из-за холода. А врачи из расположенной неподалеку Авдеевки ехать сюда отказываются.
Она говорит, что хочет мира, "чтобы договорились хоть до чего-нибудь". Смотрит туда, откуда обычно ведется артобстрел, затихает и начинает беззвучно плакать.
"Правда" и "брехня" телеканалов
Сосед Нилы Георгиевны – 74-летний Александр – говорит без особых эмоций, устало облокотившись на забор, и, кажется, не замечает грохота падающих неподалеку снарядов. Но слова звучат очень жесткие.
"На кого жаловаться? – он пожимает плечами. – На Порошенко? А его показывают по телевизору. Идет – двое деток лет по 14, женушка у него симпатичная, к елке подошли. От елки отходит – ему все руки жмут… Я б ему руки не подал".
Разговор с Александром
Семью президента Александр видел по российскому ТВ. "Украину" (украинские каналы) Александр не смотрит, говорит, что "там одна брехня".
На вопрос, кто же его обманывает, отвечает – правительство. А вот Россия, по его словам, показывает "более-менее правду". "Я уже научился понимать, где правда, а где ложь", - уверяет он.
Подвал в Опытном
Уверен, что Украина или наемники первыми начали бить по Донецку. Хотя украинским солдатам, которые стоят в Опытном, все же, благодарен: "Они ребята спокойные, помогают продуктами".
Александр, поселок Опытное
Сам пенсионер выживает благодаря тому, что вырастил в огороде. Деньги берет из "гробовых". Ругается, что тяжело топить печь – газ в дом не проведен, а посадку неподалеку минируют украинские солдаты. Но во дворе есть старая яблоня, если будет нужда – пойдет дерево на растопку, говорит Александр и добавляет – "Вы больше не едьте, не надо рисковать… Мы проживем".
Наводчики из местных
Мы возвращаемся на центральную улицу. Из подвала выходят люди и быстро выстраиваются в очередь. Большинство спешит взять продуктовый набор и уйти. Но одна из женщин, увидев камеру, начинает ругаться: "Вы тут с нами с мая месяца поживите".
Местные уверены: украинские военные первыми начинают обстрел, а со стороны ДНР тогда "идет обратка". "Вы пришли нас освобождать – освободите, чего вы тут стоите с ружьями и автоматами? Идите в наступление! – женщина переходит на крик и не слышит призывов местных успокоиться. – Я не могу успокоиться! Почему я должна жить в подвале? Пока вас (военных) здесь не было, никто по нам не стрелял!"
Очередь за гуманитаркой в Опытном
На эмоции переходит и один из офицеров. "Вы говорите мне, воину своей страны, ежедневно рискующему своей жизнью, "Убирайтесь отсюда"? Да у вас мысли не украинские!" - в сердцах говорит Александр Гвоздков, возглавляющий группу CIMIC. И добавляет – если вы нас так ненавидите, почему берете продукты? Женщина резко разворачивается и уходит с пустыми руками.
По словам Гвоздкова, с такой же агрессией им пришлось столкнуться на народном вече в Марьинке. Понадобились месяцы работы, чтобы восстановить газопровод, подачу света, навести порядок на улицах и вернуть в город милицию. И только тогда понемногу люди стали меняться.
Информационную войну на этих территориях Украина проигрывает с большими потерями. Жители зачастую повторяют слова российской пропаганды. Хотя в Опытном нам встречались и те, кто жалеет гибнущих украинских воинов. "Мы не против Украины. Нам жалко ребят, мальчиков. Мы стояли и смотрели на этот аэропорт. Жалко вас было!" – расплакалась одна из женщин.
Российское телевидение в подвале
В то же время, по словам военных, тут в порядке вещей, когда где-то среди местных сидит наводчик и корректирует огонь противника. Для этого не нужен военный опыт и умение – достаточно по телефону сообщить на ту сторону: "недолет" или "перелет", "взять чуть правее" или "чуть левее". Минометчик пристреляется и попадет в цель.
Возможно, среди тех, кто выстроился за гуманитаркой, был и местный наводчик – доверять в АТО никому нельзя, уверен Александр Гвоздков.
Так случилось и с нами – пока мы на Заречной раздавали помощь и разговаривали с людьми, взрывы были в стороне, но с каждым разом снаряды падали все ближе. Значит, говорят военные, кто-то корректировал минометный обстрел тут, в Опытном. Но поймать корректировщика за руку практически невозможно.
Наша группа выбирается из Опытного. Координатор группы "Крила щедрості та турботи" Майя Михалюк признается, что то, что огонь корректировал кто-то из местных, оставило осадок. Но она все равно готова вернуться сюда снова.
Елка в подвале
Она верит, что поддержка местного населения в таких местах, как Опытное, поможет изменить этих людей, хотя и не знает, сколько на это уйдет времени.
Фото - Майя Михалюк и Яна Седова, видео - Яна Седова