"Прометеус" зовет университеты в онлайн
Аспирант Иван Примаченко и преподаватель Алексей Молчановский создали украинский аналог онлайн-платформы Coursera - "Прометеус", и привели в виртуальную аудиторию 25 тысяч студентов
Почти два года назад Иван Примаченко, студент исторического факультета Киевского национального университета им. Шевченко, решил провести эксперимент — может ли гуманитарий научиться программированию с нуля, окончив онлайн-курсы.
Оказалось, может.
— С помощью edX (интернет-платформы, основанной Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом. — Фокус) я начал программировать. Теперь это мое хобби. Понял и еще одну вещь. Массовые онлайн-курсы — революция в образовании.
С этим убеждением Иван пошел к проректору своего университета и предложил создать под крылом вуза доступную для всех образовательную платформу. Проректор дал добро. Так появился Университет online.
На первый открытый курс по бренд-менеджменту зарегистрировалось 9 тысяч слушателей.
Потом родился "Прометеус".
"Прометеус" как прививка
— Помнишь, нам прислала письмо женщина-преподаватель из Донецкой области? — Иван вопросительно смотрит на своего компаньона Алексея Молчановского. — Написала, что наш курс поможет ей систематизировать знания по истории.
— Да, а еще, как оказалось, нас слушают крымчане, — подхватывает Алексей.
Мы обсуждаем курс "История Украины: со времен Второй мировой войны до современности", размещенный на образовательной платформе бесплатных онлайн-курсов "Прометеус". Чтобы прослушать лекции Ивана Патрыляка, преподавателя Университета им. Шевченко, зарегистрировалось почти 10 тыс. слушателей. В том числе и я. Мотивация у каждого своя: кому-то хочется освежить знания, кому-то углубить, кому-то разнообразить досуг.
"Под крышей университета все происходит медленно, а медлительность и негибкость губительны"
Иван и Алексей, сидящие напротив меня за столиком в кафе, — создатели "Прометеуса". Иван Примаченко — 24-летний аспирант. Алексей Молчановский — 33-летний преподаватель факультета информатики и вычислительной техники Киевского политехнического института. Первый родом из Донецка, второй — киевлянин. Оба верят в светлое будущее онлайн-образования.
— А почему не стали развивать Университет online? — спрашиваю у Ивана.
— После старта стало понятно, что под крышей университета, по сути государственного учреждения, такой проект работать не может. В госорганизации все происходит медленно, а медлительность и негибкость губительны.
Так появилась идея создать платформу, которая бы сотрудничала со многими учебными заведениями.
В 2013-м Иван предложил Алексею поучаствовать в новом проекте. Молчановский и сам активный пользователь образовательных платформ. На Coursera и Udacity прослушал лекции, которые помогли ему обновить собственный курс по алгоритмам для студентов КПИ. Поэтому на предложение Ивана ответил согласием.
Но по-настоящему приступить к работе над новой платформой они смогли только спустя год, в мае 2014-го. До этого Молчановский проходил стажировку в Georgia Institute of Technology (США). Потом был Майдан.
— Мы запустили "Прометеус" в середине октября. Когда начали регистрироваться пользователи — первая тысяча, вторая, третья, четвертая — и все за один день, я подумал: ого! Все серьезно, — вспоминает Алексей.
Сейчас на "Прометеусе" доступны десять курсов от преподавателей из КПИ, Киево-Могилянской академии, еще один по истории — университетов им. Шевченко, им. Бориса Гринченко, а также университета Торонто. И 25 тысяч студентов.
— Мне кажется, Украина дозрела до такого проекта. Сейчас многие увидели опасность плохого образования. Его отсутствие или низкое качество привело к нынешней ситуации. Я воспринимаю "Прометеус" как прививку обществу от агрессивных, деструктивных идей.
Национальный колорит
За несколько лет мировая аудитория открытых онлайн-курсов выросла до 10 млн слушателей. Модель "Прометеуса" та же, что и у международных платформ Coursera, Udacity или edX, которые предлагают бесплатные курсы от преподавателей Мичиганского, Стэнфордского, Принстонского, Пенсильванского и других университетов — образование, доступное где угодно, кому угодно и когда угодно. Был бы интернет. Обучение происходит с помощью видеолекций, интерактивных заданий и форумов. По окончании при условии сдачи тестов студент получает сертификат о прохождении курса с автографом преподавателя.
Но у "Прометеуса" есть специфика. Это национальный продукт, рассчитанный в первую очередь на Украину.
— Какой смысл создавать локальный проект, если у любого желающего и так есть доступ, скажем, к курсу Стива Бланка "Как создать стартап" на Udacity и тысяче других курсов?
— Первое и банальное — языковой барьер. Не всем хватает знаний английского, — объясняет Иван.
Платформы занимаются языковой адаптацией. К примеру, Coursera запустила краудсорсинговую инициативу для перевода курсов с английского языка. Переводом курсеровских лекций в Украине занимается учебный хаб Coursera на базе Киево-Могилянской академии при поддержке Bionic University. Но субтитры к видеолекциям — лишь часть работы. Остаются еще задания и форумы.
"Самой открытой оказалась Могилянка"
Кроме того, лекции, размещенные на "Прометеусе", учитывают украинскую специфику. В течение пяти лет на платформе должно появиться 150 курсов. Они будут выстраиваться в циклы из 10–12 предметов по разным специальностям: IT, медицина, психология, бизнес, иностранные языки и т. д. Начинать решили с тех, которые интересны и полезны массовой аудитории.
Пока команда "Прометеуса" часто сама участвует в создании курсов. Но идея в том, чтобы отдать это на откуп вузам и компаниям.
— Мы будем предоставлять платформу, консультации, техническую поддержку, доступ к пользователям, — объясняет Иван.
— Сложно ли договариваться с университетами и преподавателями?
— Самой открытой оказалась Могилянка. А для преподавателей мы разработали методические рекомендации по созданию массовых онлайн-курсов. Так вот, половина кандидатов отсеивается уже на этапе их прочтения, — улыбается Иван.
"Чем меньше университет, тем он гибче"
За время работы над "Прометеусом" Молчановского и Примаченко больше всего удивили региональные вузы.
— Чем меньше университет, тем он гибче. И если там появляется человек, мыслящий прогрессивно, ему быстро удается что-то сделать. В больших же университетах слой бюрократии настолько толстый, что сквозь него сложно пробиться, — говорит Алексей.
Вдохновленные edX
По идеологии "Прометеус" ближе всего к edX. Основатели украинской платформы стремятся не только создать массовые онлайн-курсы и разместить их в бесплатном доступе. Как и edX, в будущем они хотят интегрировать такие курсы в учебный процесс университетов.
— Я же преподаватель. Должен сам пройти этот путь. Потому сказал своим студентам, что обычных лекций по курсу "Разработка и анализ алгоритмов" не будет. Курс доступен на "Прометеусе". Так они стали нашими первыми тестерами.
Студенты смотрели видео в интернете, сдавали практические задания, а вместо обычных лекций были консультации. 70% курса прошли в онлайн-формате.
— И как опыт?
— Вылезло много багов. Студенты смотрели лекции, но редко приходили на консультации. Потом пришлось вернуться в аудиторию. Некоторые темы, с одной стороны, сложно перевести в видеоформат, с другой — важна включенность студентов в процесс.
"Мы можем столкнуться с проблемой взрывообразного роста"
Сейчас "Прометеус" — это небольшая команда волонтеров. Проект общественный и некоммерческий. Но поиск инвестиций на развитие платформы становится главным.
— Чтобы за продукт не было стыдно, в него нужно вкладывать. Это неприбыльный проект, поэтому мы ищем спонсоров и гранты, — говорит Иван. — Переговоры с университетами идут. Много курсов в стадии подготовки. Много идей. Мы можем столкнуться с проблемой взрывообразного роста.
— Мы, как лыжники, несущиеся с горы, за которыми летит лавина, — смеется Алексей.
Главное, чтобы лавина не накрыла.