О чем никогда не станут шутить украинские карикатуристы
Владимир Казаневский и Олег Локтев - о том, где заканчивается свобода слова и начинается оскорбление чьих-то религиозных или национальных чувств.
Это один из самых обсуждаемых вопросов после нападения террористов на редакцию CharlieHebdo. Атаку террористов связывают с публикацией в Charlie серии карикатур, высмеивающих пророка Мухамеда. Поэтому в медиапространстве то и дело появляются суждения о том, что трагедию спровоцировали неуместные шутки, задевающие религиозные чувства мусульман.
Фокус выяснил, что думают об этом известные украинские и российские карикатуристы, какие табу существуют в их собственном творчестве? и подвергались ли они когда-нибудь нападкам из-за слишком смелых шуток.
Олег Локтев
Украинский карикатурист, победитель международного конкурса юмористического рисунка "Горожанин смеется" в Таллинне в 2013-ом году. Обладатель "Золотого приза" Фестиваля цифровой карикатуры Dong-A•LG International в Корее. Выставлялся в Германии, Китае, Иране, Канаде, Турции, Румынии, Хорватии, Сирии, России и Украине
Нельзя утверждать, что террористический акт в CharlieHebdo – вина карикатуристов, использовавших образ пророка Мухамеда. Религиозная тематика, как и любая другая не должна быть табуирована. Работы художников должны оцениваться с позиции вкуса и таланта, а не из ходя из того, можно или нельзя шутить о том, что их заинтересовало.
У меня есть карикатура "Фейсбог" - некий прообраз Христа идет на голгофу, но вместо креста несет значок Facebook. После ее публикации в меня полетело немало стрел.
Фейсбог / Олег Локтев
Люди, утверждавшие, что я оскорбляю чьи-то религиозные чувства, приводили цитаты из Писания и просили убрать картинку, однако я этого не сделал. Эта графическая работа была вовсе не о христианстве, а о психологической зависимости современных людей от социальных сетей, и цели обидеть верующих у меня уж точно не было.
В конце концов, угодить всем невозможно. После своей первой персональной выставки я прочел в гостевой книге отзыв какого-то священника, утверждавшего, что, высмеивая человеческие пороки, я якобы подменяю исповедь и вторгаюсь в нечто такое, что является прерогативой Господа.
Пожалуй, самые жесткие отзывы я получал после того, как на моей страничке "Карикатура дня" в Фейсбуке появилась картинка, посвященная гейпараду в Киеве. В тот день кого-то избили, и я вообще-то высмеивал поведение сотрудников правоохранительных органов во время уличных драк, но обиделись не они.
Рис. Олега Локтева
Меня тогда обвиняли в нетолерантном поведении по отношению к геям. В сети развернулась горячая полемика о том, насколько оскорбительна для сексуальных меньшинств сама карикатура и подпись о том, что они уже практически превратились в большинство.
Мне тогда приходили сообщения, написанные в очень грубых выражениях. Прямых угроз не было, но между строк читалось, что авторы посланий с удовольствием отомстили бы мне, встреться мы в реальной жизни. Впрочем, требования их я проигнорировал, и рисунок до сих пор присутствует в открытом доступе.
Бурная эмоциональная реакция аудитории свидетельствует о том, что карикатурист попал в цель. Отразил определенный момент реальности так, что зритель узнал в нем себя. Только это действительно задевает.
В моей биографии был только один случай, когда опубликованный рисунок пришлось удалить из-за чьей – то болезненной реакции. То была социальная графика о терроризме. Я получил письмо от женщины, чей сын был серьезно ранен в результате теракта. Мой вымышленный сюжет оказался слишком близок к обстоятельствам реальной трагедии ее семьи, и это причиняло ей боль. Шутка может быть острой, но не должна быть жестокой.
Владимир Казаневский
Один из основателей Киевского клуба карикатуристов "Архигум". Лауреат 380 международных конкурсов карикатуры. Его выставки проводятся в Бельгии, Сербии, Венгрии, США, Японии, Иране, Хорватии и Украине. Читает лекции о теории искусства карикатуры на Гавайских островах, во Франции, в Люксембурге, Турции и Иране.
Я знал одного из художников, застреленных в редакции Charlie. Жорж Волинский был одним из лучших карикатуристов Франции.
Мы встретились в Португалии на профессиональном конкурсе World Press Cartoon. Жорж был бессменным председателем жюри в течение многих лет, а я однажды оказался в числе награждаемых – так и встретились.
У него были украинские корни, семья отца несколько поколений назад уехала из Волынской области. Жорж любил Львовское пиво, и не упускал возможности купить бутылочку, когда к находившейся неподалеку от его дома украинской православной церкви подъезжала фура с продуктами, привезенными из нашей страны.
Удивительный был человек и настоящий мастер. Мне не нравятся утверждения о том, что его карикатуры на Пророка Мухамеда, якобы, перешли какую-то грань и этим спровоцировали террористическое нападение на редакцию.
Во-первых, не менее жесткие шутки на ту же тему я видел и в других французских изданиях. Во-вторых, Жоржа никак нельзя обвинить в отсутствии вкуса. Другое дело, что для француза рамки дозволенного в плоскости карикатуры гораздо шире тех, к которым привыкли мы. Там веками формировалась культура сатирического рисунка, да и нравы всегда были посвободнее наших.
Два года назад я побывал на встрече эдиториальных карикатуристов во Франции. На одном из мероприятий мы выходили на сцену и рисовали экспромты на заданные публикой темы. Французы легко и непринужденно изображали увеличенные гениталии, помню, тогда смотрел на это и в тайне завидовал их раскрепощенности, лично для меня это одно из личных табу.
Шутить о Мухамеде так, как это делали в Charlie, я бы тоже не стал. С обожествляемыми персонажами стараюсь обращаться как можно аккуратнее, хоть и понимаю, что их использование в карикатуре – классика.
Рис. Владимира Казаневского
Вообще, есть здесь какое-то странное противоречие. Карикатуристы – мусульмане, иранцы, например, – совершенно свободно используют христианские образы. Почему тогда использование мусульманских образов для представителей других религий непозволительно?
К слову, увидев на днях новостной сюжет о том, как в Германии исламские террористы пытались сжечь редакцию одной из газет, вспомнил, что видел нечто подобное в Украине во времена Кучмы.
Я тогда работал в газете "Всеукраинские ведомости", которую финансировали Тимошенко и Лазаренко. На первой полосе выходил комикс, в котором художник Олег Середа изображал Кучму и его ближайшее окружение.
Олег Середа / карикатура 90-х годов
Вскоре после публикации комикса один из братьев Суркисов подал на издание в суд за распространение непроверенной информации. Собственно, этой информацией было сообщение Рейтерс о переходе Андрея Шевченко в футбольный клуб "Милан". Газете присудили штраф в пять миллионов долларов, и она вынужденно закрылась.
Если говорить о моих собственных работах, самую жесткую реакцию вызвала карикатура на тогдашнего мера Омельченко, опубликованная пятнадцать лет назад. Я иллюстрировал рейтинг популярности политиков для газеты "Столичные новости", изображая их покорителями гор.
Так получилось, что Омельченко композиционно оказался в самой низкой точке. К тому же, я нарисовал его вылезающим из палатки, рядом с которой пасся козел. Мэр обиделся. Мне позвонили из его приемной и назначили встречу. Потом, правда, "вызов на ковер" отменили, зато срезали все рекламные щиты "Столичных новостей", находившиеся возле редакционного офиса.
В следующем номере Фокуса, а позже - и на сайте вы сможете прочитать также размышления на эту тему от Игоря Лукьянченко, Олега Смаля и Алексея Куделина (Васи Ложкина).