О чем никогда не станут шутить украинские карикатуристы

Карикатура Владимира Казаневского
Карикатура Владимира Казаневского

Владимир Казаневский и Олег Локтев - о том, где заканчивается свобода слова и начинается оскорбление чьих-то религиозных или национальных чувств. 

Это один из самых обсуждаемых вопросов после нападения террористов на редакцию CharlieHebdo. Атаку террористов связывают с публикацией в Charlie серии карикатур, высмеивающих пророка Мухамеда. Поэтому в медиапространстве то и дело появляются суждения о том, что трагедию спровоцировали неуместные шутки, задевающие религиозные чувства мусульман.

Фокус выяснил, что думают об этом известные украинские и российские карикатуристы, какие табу существуют в их собственном творчестве? и подвергались ли они когда-нибудь нападкам из-за слишком смелых шуток.

Олег Локтев

Олег Локтев Fullscreen

Украинский карикатурист, победитель международного конкурса юмористического рисунка "Горожанин смеется" в Таллинне в 2013-ом году. Обладатель "Золотого приза" Фестиваля цифровой карикатуры Dong-A•LG International в Корее. Выставлялся в Германии, Китае, Иране, Канаде, Турции, Румынии, Хорватии, Сирии, России и Украине

Нельзя утверждать, что террористический акт в CharlieHebdo – вина карикатуристов, использовавших образ пророка Мухамеда. Религиозная тематика, как и любая другая не должна быть табуирована. Работы художников должны оцениваться с позиции вкуса и таланта, а не из ходя из того, можно или нельзя шутить о том, что их заинтересовало.

У меня есть карикатура "Фейсбог" - некий прообраз Христа идет на голгофу, но вместо креста несет значок Facebook. После ее публикации в меня полетело немало стрел.

Фейсбог / Олег Локтев Fullscreen

Фейсбог / Олег Локтев

Люди, утверждавшие, что я оскорбляю чьи-то религиозные чувства, приводили цитаты из Писания и просили убрать картинку, однако я этого не сделал. Эта графическая работа была вовсе не о христианстве, а о психологической зависимости современных людей от социальных сетей, и цели обидеть верующих у меня уж точно не было.

В конце концов, угодить всем невозможно. После своей первой персональной выставки я прочел в гостевой книге отзыв какого-то священника, утверждавшего, что, высмеивая человеческие пороки, я якобы подменяю исповедь и вторгаюсь в нечто такое, что является прерогативой Господа.

Пожалуй, самые жесткие отзывы я получал после того, как на моей страничке "Карикатура дня" в Фейсбуке появилась картинка, посвященная гейпараду в Киеве. В тот день кого-то избили, и я вообще-то высмеивал поведение сотрудников правоохранительных органов во время уличных драк, но обиделись не они.

Рис. Олега Локтева Fullscreen

Рис. Олега Локтева

Меня тогда обвиняли в нетолерантном поведении по отношению к геям. В сети развернулась горячая полемика о том, насколько оскорбительна для сексуальных меньшинств сама карикатура и подпись о том, что они уже практически превратились в большинство.

Мне тогда приходили сообщения, написанные в очень грубых выражениях. Прямых угроз не было, но между строк читалось, что авторы посланий с удовольствием отомстили бы мне, встреться мы в реальной жизни. Впрочем, требования их я проигнорировал, и рисунок до сих пор присутствует в открытом доступе.

Бурная эмоциональная реакция аудитории свидетельствует о том, что карикатурист попал в цель. Отразил определенный момент реальности так, что зритель узнал в нем себя. Только это действительно задевает.

В моей биографии был только один случай, когда опубликованный рисунок пришлось удалить из-за чьей – то болезненной реакции. То была социальная графика о терроризме. Я получил письмо от женщины, чей сын был серьезно ранен в результате теракта. Мой вымышленный сюжет оказался слишком близок к обстоятельствам реальной трагедии ее семьи, и это причиняло ей боль. Шутка может быть острой, но не должна быть жестокой.

Владимир Казаневский

Владимир Казаневский Fullscreen

Один из основателей Киевского клуба карикатуристов "Архигум". Лауреат 380 международных конкурсов карикатуры. Его выставки проводятся в Бельгии, Сербии, Венгрии, США, Японии, Иране, Хорватии и Украине. Читает лекции о теории искусства карикатуры на Гавайских островах, во Франции, в Люксембурге, Турции и Иране.

Я знал одного из художников, застреленных в редакции Charlie. Жорж Волинский был одним из лучших карикатуристов Франции.

Мы встретились в Португалии на профессиональном конкурсе World Press Cartoon. Жорж был бессменным председателем жюри в течение многих лет, а я однажды оказался в числе награждаемых – так и встретились.

У него были украинские корни, семья отца несколько поколений назад уехала из Волынской области. Жорж любил Львовское пиво, и не упускал возможности купить бутылочку, когда к находившейся неподалеку от его дома украинской православной церкви подъезжала фура с продуктами, привезенными из нашей страны.

Удивительный был человек и настоящий мастер. Мне не нравятся утверждения о том, что его карикатуры на Пророка Мухамеда, якобы, перешли какую-то грань и этим спровоцировали террористическое нападение на редакцию.

Во-первых, не менее жесткие шутки на ту же тему я видел и в других французских изданиях. Во-вторых, Жоржа никак нельзя обвинить в отсутствии вкуса. Другое дело, что для француза рамки дозволенного в плоскости карикатуры гораздо шире тех, к которым привыкли мы. Там веками формировалась культура сатирического рисунка, да и нравы всегда были посвободнее наших.

Два года назад я побывал на встрече эдиториальных карикатуристов во Франции. На одном из мероприятий мы выходили на сцену и рисовали экспромты на заданные публикой темы. Французы легко и непринужденно изображали увеличенные гениталии, помню, тогда смотрел на это и в тайне завидовал их раскрепощенности, лично для меня это одно из личных табу.

Шутить о Мухамеде так, как это делали в Charlie, я бы тоже не стал. С обожествляемыми персонажами стараюсь обращаться как можно аккуратнее, хоть и понимаю, что их использование в карикатуре – классика.

Владимир Казаневский Fullscreen

Рис. Владимира Казаневского

Вообще, есть здесь какое-то странное противоречие. Карикатуристы – мусульмане, иранцы, например, – совершенно свободно используют христианские образы. Почему тогда использование мусульманских образов для представителей других религий непозволительно?

К слову, увидев на днях новостной сюжет о том, как в Германии исламские террористы пытались сжечь редакцию одной из газет, вспомнил, что видел нечто подобное в Украине во времена Кучмы.

Я тогда работал в газете "Всеукраинские ведомости", которую финансировали Тимошенко и Лазаренко. На первой полосе выходил комикс, в котором художник Олег Середа изображал Кучму и его ближайшее окружение.

Олег Середа / карикатура 90-х годов Fullscreen

Олег Середа / карикатура 90-х годов

Вскоре после публикации комикса один из братьев Суркисов подал на издание в суд за распространение непроверенной информации. Собственно, этой информацией было сообщение Рейтерс о переходе Андрея Шевченко в футбольный клуб "Милан". Газете присудили штраф в пять миллионов долларов, и она вынужденно закрылась.

Если говорить о моих собственных работах, самую жесткую реакцию вызвала карикатура на тогдашнего мера Омельченко, опубликованная пятнадцать лет назад. Я иллюстрировал рейтинг популярности политиков для газеты "Столичные новости", изображая их покорителями гор.

Так получилось, что Омельченко композиционно оказался в самой низкой точке. К тому же, я нарисовал его вылезающим из палатки, рядом с которой пасся козел. Мэр обиделся. Мне позвонили из его приемной и назначили встречу. Потом, правда, "вызов на ковер" отменили, зато срезали все рекламные щиты "Столичных новостей", находившиеся возле редакционного офиса.

В следующем номере Фокуса, а позже - и на сайте вы сможете прочитать также размышления на эту тему от Игоря Лукьянченко, Олега Смаля и Алексея Куделина (Васи Ложкина).