Марсианская сотня. Украинец прошел два тура отбора кандидатов для полета на Марс

Фото: Ирина Гамалий
Фото: Ирина Гамалий

Инженер Сергей Якимов из Житомира попал в сотню отобранных для полета на Красную планету

Related video

Проект MarsOne стартовал весной 2013 года под руководством голландца Баса Ландсдорпа. Заявки на участие подали более 200 тыс. человек. Имена претендентов, 24 из которых отправятся на Красную планету, стали известны в феврале 2015 года. В сотню вошли 39 человек из США и Южной Америки, 31 Европы, 16 из Азии, по 7 из Африки и Океании. Ожидается, что подготовка и высадка первых поселенцев обойдется в $6 млрд.

Предполагается, что поселенцы организуют на Марсе колонию, их жизнь превратится в реалити-шоу, которое будут транслировать в прямом эфире. Ближайшие десять лет компания MarsOne намерена готовить участников проекта и строить космический корабль.

Проект вызвал споры среди ученых, многие называют его фантастическим.

О том, как проходят отборочные туры, Фокус спросил украинца Сергея Якимова.

Я всегда мечтал о космосе. В школьные годы учился в кружке астрономии и космонавтики, в университете изучал системы управления летательными аппаратами. После окончания вуза работал по специальности — инженером отдела в Институте космических исследований. Месяц назад пришлось уволиться: на мою зарплату нереально жить в Киеве и снимать квартиру.

Прежде чем связаться с организаторами проекта MarsOne, я изучал информацию о нем и мониторил новости. Решение об участии принял легко, можно сказать, готовился к этому с детства.

Основное требование к кандидатам в переселенцы на Марс — сильная мотивация. Человек должен бредить этой идеей. Профильное образование не обязательно: за восемь лет подготовки можно обучиться всему, что нужно знать и уметь.

Я прошел два отборочных тура. Первым стало анкетирование. Часть вопросов анкеты были посвящены участнику и его жизни, часть — психологическому тестированию. Кроме того, нужно было снять видеообращение к организаторам. Рассказать, почему кандидат считает себя подходящим для участия в проекте, и ответить на вопрос, есть ли у него чувство юмора. Во втором туре нужно было пройти медкомиссию по месту жительства. Ее результаты следовало отправить организаторам на специальном бланке. Вторым этапом второго тура было онлайн-собеседование. О чем меня спрашивали, я не имею права рассказывать.

Третий тур — психологический тест. Сотню участников разделят на международные группы по 10–15 человек. Каждую группу закроют в каком-то модуле или на станции, где участники будут работать в стрессовых условиях. Цель этого этапа — определить, смогут ли они уживаться вместе и работать над решением общей задачи.

В последнем туре создадут команды из четырех участников. Первая тренировка будет проведена на макете базы, которую планируют построить на Марсе. После этого начнется восьмилетний цикл подготовки к полету. Людей возьмут на постоянную работу, будут платить им зарплату.

Для полета планируют использовать транспортный модуль. Он будет состоять из жилого, двигательного отсеков и спускаемого аппарата. Говоря проще, это часть орбитальной станции, к которой присоединят двигатель и отправят в космос. Компания MarsOne не занимается производством технологий, она привлекает к сотрудничеству поставщиков и исполнителей. Насколько я знаю, на создание космического корабля контракты пока не заключены. Сейчас идет работа над разработкой систем жизнеобеспечения скафандров, подготовкой первой автоматической миссии и запуском первого спутника связи.

Когда проект стартовал, было более 200 тысяч желающих полететь на Марс. Сейчас число претендентов сократилось до ста. Перспектива полета становится более реальной, отбор становится все более жестким, и я боюсь не пройти в следующий тур.

Я — один из трех братьев. Если меня отберут для участия в проекте, они будут заботиться о родителях.

Из 24 человек, которых отберут, мужчин и женщин будет поровну. Это нужно для того, чтобы создать колонию. Первым переселенцам запрещено заводить детей — пока не изучено, как может проходить беременность на другой планете и каким может появиться на свет ребенок.

Я часто думаю, как сложились бы мои отношения с другими поселенцами, если бы я все-таки полетел на Марс. Были бы мы врагами, конкурирующими за ресурсы, или смогли бы стать одной командой? Надеюсь, что за восемь лет, которые будут потрачены на подготовку, участники смогут сплотиться. Пока я лично не знаком ни с кем из претендентов, только по постам в Facebook, в группе, посвященной MarsOne.

Марс — следующая планета Солнечной системы, которая более всего пригодна для жизни. Гравитация на Марсе значительно ниже, чем на Земле: она составляет 38% от земной. Поэтому если полет все же состоится, поселенцы будут передвигаться как супермены в фильмах: смогут прыгать выше воображаемых крыш и поднимать очень тяжелые грузы. Атмосфера планеты тонкая, а уровень радиации очень высок. Поэтому жизнь на Марсе возможна только в пределах станции, покидать которую смертельно опасно. Теоретически воду можно добывать из полярных шапок Марса, ее же преобразовывать в кислород. Есть много проектов по созданию атмосферы и почвы на Красной планете. Но это дело не одного столетия.