Гражданское повиновение. Новые фильмы, не попавшие в кинопрокат

Кадр из фильма "71" / Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "71" / Фото: kinopoisk.ru

Бойня по-ирландски, любовь по-бельгийски, покушение на Ким Чен Ына — в обзоре новых фильмов, пролетевших мимо украинского проката

"71"

Режиссер: Ян Деманж (мини-сериал "Тупик")

В ролях: Джек О"Коннелл ("Гарри Браун"), Пол Андерсон ("Шерлок Холмс: Игра теней"), Шон Харрис ("Прометей")

Военная драма, 99 мин., Великобритания

Сюжет: 1971 год, гражданская война в Северной Ирландии. Британский солдат Гарри Хук вместе со своим подразделением попадает на спецоперацию в Белфаст. Мирная толкотня с местными жителями быстро перерастает в потасовку с кровью и смертями. В образовавшемся уличном хаосе Хук оказывается отрезанным от своих. Теперь в городе, где за каждым углом можно упереться лбом в ствол пистолета, он будет бегущим по лезвию бритвы.

Зачем смотреть: год неспроста вынесен в название — согласно хроникам, самыми тяжелыми в североирландском конфликте оказались 1972–1975 годы. Режиссер Деманж нам вроде бы намекает: то, что вы видите, лишь цветочки, а не ягодки.

Фильм "71" на Берлинском кинофестивале 2014 года стал обладателем приза экуменического жюри

Как пахнут цветочки? Тотальная ложь, армейская некомпетентность, смешанная с трусостью, отсутствие идейности с обеих сторон конфликта, взрослые учат детей убивать, кровавый клубок из мести и ненависти. Но самое главное — отсутствие уверенности в том, что тебе не выстрелят в спину свои же.

"71" рассказывает о феномене гражданской войны с предельной эстетической адекватностью: сила художественного вымысла не мешает кричащей реалистичности событий в кадре. Деманж знает что-то важное о внутренних войнах, и ему удалось насытить этим знанием свой фильм. Его герои унижают друг друга с такими лицами, будто исполняют рабскую повинность. Будто однажды они лишили себя возможности жить иначе и теперь не рады этому, но дорога назад закрыта. Коллективная усталость всех от всех и отсутствие понимания, зачем нужна эта мясорубка, — вот что видит Деманж за расписным фасадом североирландского конфликта, в котором католики и протестанты якобы решают принципиальные вопросы.

Конечно, можно сказать, что режиссер упрощает или не понимает подводных камней конфликта. А можно посмотреть эпизод на 75-й минуте и увидеть, как просто и неотвратимо смерть нивелирует разницу во взглядах. Ничего, что эта сцена похожа на эпизод из "Спасения рядового Райана". На правду о войне ни у кого нет авторских прав.

"Интервью" (The Interview)

Режиссеры: Сет Роген, Эван Голдберг

В ролях: Сет Роген ("Зеленый шершень"), Джеймс Франко ("127 часов")
Комедийный боевик, 112 мин., США

Фильм "Интервью" так оскорбил власти КНДР, что они написали жалобу на авторов картины генсеку ООН Пан Ги Муну

Сюжет: ведущий популярного американского ток-шоу Дэйв Скайларк узнает, что одним из его поклонников является лидер КНДР Ким Чен Ын. Пользуясь моментом, телезвезда договаривается с корейскими чиновниками об интервью с их боссом. Когда Дэйв и его продюсер уже собираются выехать за материалом, на парочку выходит агент ЦРУ, который дает им задание: уничтожить Ким Чен Ына с помощью ядовитого пластыря.

Зачем смотреть: любителям политической сатиры лучше расслабиться, это не кино в стиле Саши Барона Коэна. У Сета Рогена со времен "Суперперцев" крепкая репутация чистокровного голливудского придурка, и он, похоже, не даст ее испортить никаким смыслам и подтекстам. Его позапрошлогодний дебют "Конец света 2013" и "Интервью" сделаны в одном ключе и с единственной целью — чтобы зритель заливался дурным смехом. Ради этого Роген впадает в разные формы умилительной неадекватности. Здесь, к примеру, герои открывают корейцам глаза, просто подняв в воздух плакат с изображением Ким Чен Ына — этого местным почему-то хватает, чтобы избавиться от оков тоталитарных стереотипов. Зрителям, которые чувствуют себя в потоке художественного идиотизма, как в родной стихии, "Интервью" можно прописывать вместо витаминов.

"Полет домой" (Flying Home)

Режиссер: Доминик Дерюддер ("Свадебная вечеринка")

В ролях: Джейми Дорнан (сериал "Крах"), Энтони Хэд ("Призрачный гонщик – 2")

Мелодрама, 95 мин., Бельгия — Германия

Одним из учителей режиссера фильма "Полет домой" Доминика Дерюддера является Френсис Форд Коппола

Сюжет: Колин работает корпоративным рейдером в Нью-Йорке, его работа — вынуждать клиентов идти на немыслимые сделки. Очередной жертвой он наметил себе арабского шейха, у которого есть слабость: во Фландрии живет птицевод, и у него есть голубь шейховой мечты. Но голубь не продается. Колин предлагает схему: он уговорит хозяина птицы расстаться с ней, а арабский миллиардер подпишет контракт. Конечно, сидя в Нью-Йорке, деловой мужчина не мог знать, что во Фландрии помимо голубей есть еще девушка Изабель.

Зачем смотреть: сценарий "Полета домой" — история из тех, которая способна расцвести и зазвучать только у режиссера с чистыми руками и, желательно, с таким же сердцем. Забавно наблюдать, как холодный мир большого капитала, который панорамно разворачивается в начале фильма, сменяется тишиной и теплом бельгийской провинции. Со зрителем, для которого снимается подобное кино, по идее должно происходить то же, что и с Колином: за пониманием, что бесконечная бизнес-беготня выхолащивает все жизненно важные смыслы, приходит умиротворение и ясное видение, чем действительно стоит дорожить. Чем? Ответы шокирующе банальны, но это не означает, что их не надо произносить вслух.

"Ошибка времени" (Time Lapse)

Режиссер: Брэдли Кинг

В ролях: Даниэль Панабэйкер (сериал "Стрела"), Мэтью О"Лири ("Хроники Ломбарда")

Фантастический триллер, 104 мин., США

"Ошибка времени" имеет на сегодня в своем активе 15 наград различных фестивалей

Сюжет: трое друзей с непростыми судьбами и большими амбициями проникают в квартиру знакомого ученого и находят там странную машину. Она печатает фотографии, на которых изображены события следующего дня. Получив такой простой и надежный способ смотреть в будущее, герои пытаются получить от этого максимум выгоды. Однако с каждым днем прогнозы машины становятся все более озадачивающими.

Зачем смотреть: эффектный режиссерский дебют Брэдли Кинга — классический фильм-конструктор с загадкой, которая остается нераскрытой практически до последней сцены. Для тех, кто без ума от игр с пластами времени, есть от чего впасть в эйфорию: мало того, что тут настоящее и будущее пускаются в дикий пляс, так еще и у каждого из трех героев свой эксклюзивный бардак. В итоге имеем своеобразное 6D и интеллектуальный экшен. Формат выдумок — в духе других картин, издевающихся над ходом времени и уже ставших классикой: "Начало", "Помни", "Петля времени". И хотя сценарные виражи пудрят мозг так, что порой забываешь о сути происходящего, когда все стихает, кристаллизуется мысль: это хорошо, что у человечества нет машины времени. А то мы бы тех еще дров наломали.