Шесть выстрелов в свободу. Почему погиб Борис Немцов
Убийство в шаге от Кремля символа российский оппозициии — само по себе символ. Победы серости и мертвечины над живостью и яркостью
Марши в память Бориса Немцова собрали 1 марта тысячи людей по всей России. Московские ветераны протестного движения уверяют, что столько народу не выходило на улицы столицы с начала 90-х годов, времени надежд на демократическое возрождение России. Сейчас иные времена, темные. И Немцов очень мешал наступлению полной темноты.
Идеальное убийство
Спустя несколько суток после преступления, совершенного в самом охраняемом районе Москвы в отношении политика, находившегося под постоянным негласным надзором, у следствия нет никаких зацепок. Впрочем, может, они и есть, но делиться с общественностью никто не спешит. Ведь ненароком под ударом могут оказаться очень важные лица. А пока не найдены исполнители и не названы заказчики, под ударом оказывается главное лицо — президент. Впрочем, даже если к Владимиру Путину не ведут прямые следы — а этого следствие точно никому не расскажет, — вина главы государства, поощрявшего травлю "пятой колонны", очевидна.
Последний вечер жизни Бориса Немцова — как на ладони. После интервью на радио "Эхо Москвы" он встретился с украинской моделью Анной Дурицкой, поужинал с ней в одном из кафе, расположенных в здании ГУМа, а затем пара отправилась пешком через Красную площадь и Москворецкий мост в сторону Малой Ордынки, где у Немцова квартира. Они не прошли по мосту и ста метров, как киллер сзади произвел шесть выстрелов по политику. Четыре пули попали в цель. По одному из свидетельств, последний выстрел – контрольный — был произведен в голову. Убийца прыгнул в подъехавшую машину и скрылся.
Камеры наблюдения на мосту — вот совпадение! — оказались отключены: ремонтные работы.
За предыдущие пятнадцать лет в России ни разу не были найдены заказчики резонансных политических убийств. С чего бы ожидать, что в этот раз, самый знаковый и самый страшный, будет иначе.
Ельцину очень импонировал этот яркий парень. Но отдал он страну серому
Молодой и ранний
Для того чтобы понять, кем был Борис Немцов для оппозиционного движения России, важно помнить, что он остался практически единственным политиком топ-уровня, который еще в конце 80-х вел борьбу с тогдашней КПСС, а затем составил ельцинскую гвардию молодых демократов и либералов. На протяжении двадцати пяти лет не сгинуть в неизвестность, не скурвиться и не превратиться в музейный экспонат — само по себе удивительное достижение. Мало того, при всей своей ветеранистости Немцов всегда производил впечатление очень молодого человека, легкого на подъем, острого на язык и жадного к жизни.
Втянула в политику Немцова, по его собственным словам, мама, Дина Яковлевна. Выпускник Горьковского радиофака делал блестящую научную карьеру: ему едва за двадцать пять, а он, автор десятков научных работ и нескольких важных изобретений, трудился над докторской. Но общественность Горького начала борьбу против сооружения атомной котельной (после Чернобыля всякие игры власти с атомом воспринимались с глубоким недоверием), и активистка-мама заставила сына-физика подключиться к экологическому движению: кто же еще разбирается во всех этих нейтронах-электронах. А там последовала и организация первой антикоммунистической демонстрации (Немцов, в отличие от многих, никогда не был членом КПСС), а за ней и первое участие в выборах.
Решающую роль в жизни Бориса Немцова сыграла встреча с Борисом Ельциным: в 1991 году молодой народный депутат РСФСР был доверенным лицом Ельцина на выборах президента России, а в августе приехал защищать Белый дом. Назначение кудрявого красавца сначала представителем президента, а затем главой областной администрации Горьковской области хотя и считалось рискованным экспериментом, но где еще было брать новые кадры?
Горьковский Батька
Горьковской (с 1992 года — Нижегородской) областью Немцов руководил до 1997 года. По ходу он подкрепил свое назначение, безоговорочно выиграв губернаторские выборы в 1995 году. Более популярного губернатора не было во всей России: в 1997 году его национальный рейтинг составлял 29% — выше, чем у Зюганова, Лужкова, Лебедя и Явлинского.
"Всякий раз, как я звоню маме, она причитает: "Когда ты прекратишь ругать Путина? Он тебя убьет!"
Самое интересное, что ему, убежденному антикоммунисту и либералу, удалось найти общий язык с "красными директорами" и прочей бывшей партноменклатурой на местах. Из 48 глав районных администраций новый руководитель поменял лишь шестерых. Себе первым замом взял Ивана Склярова — вчерашнего первого секретаря Арзамасского горкома КПСС. Именно Скляров в шутку и всерьез называл тридцатилетнего губернатора Батькой и учил пить водку с руководителями предприятий — основам российского государственного менеджмента.
Конечно, на Немцова всегда работала неизменная президентская поддержка из центра, но этой поддержки не было бы, если бы вчерашний физик не устроил из области настоящую экспериментальную площадку. И самые смелые эксперименты в основном удавались. При этом свобода критики была полная: для прессы были открыты любые оперативные совещания областного начальства. Местные в Немцове души не чаяли, но нужно было расти дальше.
Ах, какой был преемник!
В 1996 году Борису Немцову, воплощавшему молодость, ум, красоту и успешность, предлагали участвовать в президентских выборах, инициативная группа даже собрала необходимые подписи. Ельцин был болен, и его рейтинг упал до катастрофических величин. Но Немцов здраво рассудил и отказался. Совместными усилиями олигархата Борис Ельцин был переизбран на новый срок, а преданному губернатору президент предложил пост в правительстве.
Для всех было очевидно, что это лишь важная ступень в блестящей карьере очень талантливого политика. Ему следовало поднабраться опыта федерального уровня. В начале 1997 года Немцов становится первым заместителем премьер-министра России.
Немцовская стилистика руководства — современность, видимая легкость и склонность к импровизации — сильно отличалась от тяжеловесных привычек российской власти. Борису Ельцину эта бросающаяся в глаза новизна очень нравилась. Он прямо назвал Немцова будущим президентом России в разговоре с Биллом Клинтоном, а затем и Гельмутом Колем. Симпатии российскому политику новой волны выражала и Маргарет Тэтчер, с которой он напрямую (!) по телефону порой обсуждал проблемные вопросы, возникавшие во время работы в правительстве. Как тут было не нажить врагов?
Вера Немцова в Украину была подчас больше нашей собственной
Немцов с Чубайсом ввязались в борьбу с наглевшими олигархами. Обеспечив победу дряхлеющему президенту, те хотели получить за это причитающиеся призовые. Сопротивление реформаторов подавлялось мощными медийными империями Березовского и Гусинского. Немцову предложили не ссориться, войти в "семью", но он отказался. В ответ ему лепили образ неквалифицированного выскочки. На давление со стороны "семьи", капающей на вице-премьера, стал жаловаться даже сам Ельцин: "Мне надоело тебя защищать, они приходят каждый день".
Все расставил по своим местам дефолт 1998 года. Вместе с рублем рухнул и рейтинг Немцова. После отставки правительства Борис Ельцин хотел оставить его в новом правительстве — не захотел сам Немцов. Выйдя после отставки из Дома правительства, экс-вице-премьер с бутылкой водки присоединился к митингующим у здания шахтерам. Кто бы так смог?
Против серости
Вице-премьеру Немцову довелось поработать с главой ФСБ Путиным, не раз они встречались в неформальной обстановке. "Абсолютная серость" — так Немцов описал Путина Леону Арону, директору Центра русских исследований при Американском институте предпринимательства. Наверняка эта характеристика стала известна ее объекту. В целом у них были ровные отношения, хотя и не без вспышек. Однажды Путин не явился на чрезвычайное заседание правительства, позже оправдавшись, что у него заболела собака. Услышав это, заместитель главы правительства не выбирал выражений.
Но, как позже выяснилось, серость — это то, что нужно при выборе преемника. Выбор "семьи" оказался роковым для страны, а для его наиболее рьяного инициатора, Бориса Березовского, смертельным.
Путинские пятнадцать лет стали самыми сложными в жизни Немцова. Либералов ельцинской поры упрекали во всех грехах, их политические проекты терпели один крах за другим. Нефть перла вверх, гражданская чувствительность притуплялась от растущей сытости, власть наслаждалась бесконтрольностью и неуязвимостью.
"Абсолютная серость" — так Немцов описал Путина Леону Арону, директору Центра русских исследований при Американском институте предпринимательства. Наверняка эта характеристика стала известна ее объекту
Искушение отойти от дел и заняться личной жизнью было огромным, но Немцов устоял, как устоял против множества соблазнов, когда был у власти: врагам не удалось накопать на него компромата. Один за другим он готовит разоблачительные доклады о коррупции во власти, главными "героями" которых становятся Лужков, Путин и путинское окружение. Он поддерживает Оранжевую революцию и становится внештатным советником президента Ющенко. Участвует в выборах мэра Сочи и избирается депутатом Ярославской городской Думы. Ему, человеку, побывавшему на головокружительных политических высотах, это не претит. Причем Ярославль не для галочки, он там активно работает, к большому неудовольствию местных жуликов и воров, используя весь свой колоссальный опыт.
А когда путинский режим совсем стал срываться с резьбы и затеял перекройку послевоенных границ и войну с горячо любимой Украиной, Борис Немцов открыто, на камеру, охарактеризовал российского вождя: "Он е…нутый".
Ему не простили. Не простили вот этих диковинных в российских реалиях неподкупности и прямоты. Неизвестно откуда берущегося и такого заразительного оптимизма вопреки всему и недоступной мелким людям самоиронии. Внутренне и внешне бесконечно свободный человек в несвободной стране. Да просто живости и яркости не простили на фоне все пожирающих серости и мертвечины.
"Чуть более чем среднестатистический гражданин" — пренебрежительно отозвался в комментарии о смерти Немцова пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Российская власть в очередной раз расписалась в собственной убогости.
А настоящая Россия охнула от боли. "Не забудем, не простим", — скандировали на митингах. Пожалуйста, не прощайте.
Фото: Getty Images, УНИАН