Все будет хорошо. Истерика и паника в Украине
Панический спрос в Украине чаще всего неоправдан: никаких объективных причин для повышения цен на предмет ажиотажа, как правило, нет
Вокруг крупнейшего банка страны — ПриватБанка — продолжает нагнетаться паника. В интернете всезнающие анонимные эксперты вовсю обсуждают "национализацию, которая вот-вот состоится", советуют друг другу побыстрее выводить из банка деньги и рассказывают страшные истории о том, что якобы некоторые торговые сети отказываются принимать карточки этого банка.
Несмотря на информационную волну, очередей обеспокоенных вкладчиков в отделениях ПриватБанка нет, хотя возле банкоматов и наблюдается определенное оживление. Очевидно большинство украинцев понимает, что враждебная национализация, которая и таит в себе основную опасность для вкладчиков, не выгодна ни государству, ни нынешним собственникам финучреждения.
Паника — прекрасный инструмент для изучения общества. Она интересна экономистам и маркетологам — для определения потребительских приоритетов в тот или иной период. Достаточно, например, сравнить реакцию украинцев на девальвацию 2008 года, когда массово скупали бытовую технику, с реакцией на падение гривны в 2015-м — теперь опустошают продуктовые полки. Она интересна стране-агрессору: запуская панику, легко узнать, что волнует людей и чем можно разрушить социум. Поэтому задача украинцев по нынешним временам — на панику не поддаваться. Ведь в большинстве случаев она не имеет экономических обоснований
Когда: 1998 год.
Вокруг чего паника: доллар.
Причина: дефолт России.
Чем закончилась: девальвация гривны в 2 раза: с 2 до 4 UAH/USD.
Когда: 1999 год.
Вокруг чего паника: компьютерные программы и специалисты.
Причина: "Проблема 2000 года" — слухи о неминуемом сбое компьютеров. Предполагалось, что с наступлением 1 января 2000 года при двузначном представлении года после 99 наступал 00 год (то есть 99+1=00), что могло интерпретироваться многими старыми программами как 1900, а это, в свою очередь, приведет к серьезным сбоям в работе критических приложений, например, систем управления технологическими процессами и финансовых программ.
Чем закончилась: по некоторым оценкам экспертов, общий объем мировых инвестиций, потраченный на решение "проблемы 2000 года", составил $300 млрд, а "проблема-2000" оказалась надуманной.
Когда: лето 2005 года.
Вокруг чего паника: сахар.
Причина: сговор основных игроков сахарного рынка, к которым причисляли и компании Петра Порошенко, без объективных причин взвинтивших цены на продукт в два раза.
Чем закончилась: цены удалось сбить только после выброса на рынок сахара из Госрезерва.
Когда: конец 2008 года.
Вокруг чего паника: мебель, бытовая техника, наличка в банкоматах, депозиты.
Причина: мировой финансовый кризис.
Чем закончилась: подорожание импортных товаров пропорционально росту курса доллара. Отток депозитов из банков.
Когда: конец 2009 года.
Вокруг чего паника: медицинские маски, антивирусные препараты, витамин С.
Причина: слухи о надвигающейся в Украину эпидемии свиного гриппа.
Чем закончилась: антивирусные препараты в аптеках исчезли, а из новых поставок продавались по завышенным ценам. Продавцы шарлатанских снадобий получили большие доходы. Премьер Юлия Тимошенко накануне президентских выборов попала в коррупционный скандал в связи с непрозрачными госзакупками лекарств от гриппа. Эпидемия свиного гриппа Украину миновала.
Когда: лето 2010 года.
Вокруг чего паника: гречка.
Причина: дефицит крупы из-за плохого урожая плюс спекулятивная составляющая.
Чем закончилась: гречка подорожала втрое. Премьер-министр Николай Азаров попал в коррупционный скандал, связанный с закупками некачественной гречки в Китае по завышенной цене. В 2011 году собрали отличный урожай гречихи, и цены на крупу откатились практически до уровня начала 2010 года.
Когда: конец 2012 года.
Вокруг чего паника: свечи.
Причина: конец света по пророчеству древних майя.
Чем закончилась: свечи подорожали, конец света так и не наступил.
Когда: февраль 2014 года.
Вокруг чего паника: продукты питания, наличные в банкоматах, депозиты.
Причина: слухи о разгоне Майдана и вводе армии в Киев.
Чем закончилась: на следующий день после продуктовой паники полки магазинов снова были забиты, но уже свежими товарами. Цены практически не изменились. Отток депозитов 10%.
Когда: лето 2014 года.
Вокруг чего паника: соль.
Причина: слухи о том, что из-за боевых действий в Славянске и Артемовске, где производится соль, Украина вообще останется без этого "стратегического" продукта.
Чем закончилась: на ажиотажном спросе спекулянты взвинтили цены на соль в 3–5 раз. После временного отсутствия продукт снова появился на прилавках, а цена откатилась на додефицитный уровень. В провинции солевая лихорадка позволила некоторым предпринимателям увеличить месячный доход в 2–3 раза.
Когда: февраль 2015 года.
Вокруг чего паника: продукты первой необходимости: гречка, сахар, мука, подсолнечное масло, макароны
Причина: резкий рост курса доллара до 35–40UAH/USD. Украинцы купились на слухи о том, что продукты питания подорожают пропорционально доллару или вовсе исчезнут. В то же время объективных причин для подорожания украинских товаров на 100% и более не было. Ретейлеры признаются, что накануне ажиотажа у них накопились большие продуктовые запасы по многим товарным позициям.
Чем закончилась: через несколько дней после того, как в магазинах размели муку, сахар, соль, гречку, на полках снова начали появляться эти продукты. Но уже по новой цене, хотя в некоторых киевских супермаркетах муку еще пару дней продавали по старой. Впрочем, пропорционально росту курса доллара подорожали только сахар и гречка. При этом владельцы магазинов признаются: если бы не ажиотажный спрос, на многие товары они вообще не поднимали бы цены. Впрочем, агропродукция в любом случае подорожала бы, но не в 2–3 раза.