Без промаха. Почему нужно смотреть антивоенную драму "Незламна"

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В украинском прокате "Незламна" — фильм о том, что не потерять себя на войне иногда важнее, чем победить

Related video

1942 год. В Чикаго прилетает советская делегация с одной задачей — убедить США открыть второй фронт. Среди прибывших выделяется Людмила Павличенко, девушка-снайпер с твердым взглядом.

"Джентльмены, мне только 25 лет, и я уже убила 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?" — скажет Павличенко на внятном английском (спасибо маме-учительнице) и войдет в историю: местные журналисты окрестят ее Леди Смерть, а Элеонора Рузвельт научит дипломатично улыбаться и носить платья.

"Незламна" основана на биографии героя Советского Союза Людмилы Павличенко, самой смертоносной женщины-снайпера Второй мировой войны. Это украинско-российский проект — финансирование разделили 79% на 21%. Съемки фильма начались осенью 2013 года, когда еще крепла и процветала российско-украинская дружба. С тех пор многое изменилось, а потому фильм пытались присвоить обе стороны. В российском прокате он вышел под названием "Битва за Севастополь", что в контексте путинской аннексии Крыма приобрело дополнительное "великодержавное" значение. В Украине лента появилась под вывеской "Незламна" и была полностью дублирована, хотя в оригинале почти все диалоги на русском.

Чехарда с названиями и языками — едва ли не единственное, в чем можно упрекнуть "Незламну". Это зрелищная, трогательная и страшная антивоенная драма, чем выгодно отличается от большинства постсоветских фильмов о Второй мировой. "Незламна" не прячется за спецэффектами и не кутается в ватник патриотизма — фильм бросает упрямую девушку с красивым лицом в окопы и внимательно следит за тем, как война будет ломать ее снова и снова.

По словам режиссера Сергея Мокрицкого, он хотел сделать не очередной блокбастер, но психологический фильм-биографию о женщине на войне. У него получилось: история становления и боевых подвигов Павличенко нанизана на линию с дипломатическим визитом в США, куда Людмила (Юлия Пересильд) прибыла уже изломанной, после нескольких ранений и контузий. Вот она весело учит Элеонору Рузвельт варить борщ, а в следующее мгновение корчится на полу, словно от боли, словно ее обдали кипятком, — это миссис Рузвельт случайно уронила тяжелую сковородку на пол.

Грохот посуды отзывается в голове Павличенко грохотом орудий, отнявших у нее любимых. Их не вернуть — и не важно, сколько врагов она положит из снайперской винтовки. Бывают удары, после которых на ринг не возвращаются — в твоих силах разве что подняться и уйти оттуда на дрожащих ногах.

Не потерять себя иногда важнее, чем победить, и смелость авторов "Незламной" в том, что они подводят героиню к пониманию этого. После смерти любимого ожесточившаяся Павличенко со смехом простреливает конечности немецкого солдата, одну за другой, наслаждаясь его страданиями. Так Сергей Мокрицкий напоминает нам, как легко потерять человечность в нечеловеческих условиях. История Людмилы Павличенко — это история отважной женщины, которая ради победы отдала богу войны все, что у нее было, но этого оказалось мало. И тогда, обессилев, Павличенко оказалась перед главным вопросом: можно ли победить в войне, где даже у бездушных нацистов фотографии жен и детей за пазухой?

Фильм Мокрицкого — пример того, как за небольшие деньги (5 миллионов долларов) можно сделать качественное массовое кино, которое бьет в цель. На "Незламну" в минувший уик-энд пришло больше 90 тысяч украинских зрителей, и это первый наш фильм, который в международный прокат выводит крупный американский дистрибьютор 20th Century Fox.