Кот наплагиатил. Кто крадет идеи у украинских писателей

Фото: sunhome.ru
Фото: sunhome.ru

Андрей Курков, Любко Дереш, Ирена Карпа и Андрей Кокотюха о краже текстов и идей

Related video

Руслан Закриев — чеченский писатель, известный в узких кругах по своим публикациям на сайте Проза.ру. Джеймс Кэмерон известный в широких кругах режиссер и продюсер, снявший "Титаник", первые два "Терминатора", "Чужие", "Правдивую ложь" и "Аватар".

Закриев подал в суд на Кэмерона в Ставропольский суд. Чеченский писатель утверждает, что американский режиссер украл идею его произведения "Тотальная война. Секретное оружие", опубликованного в Сети в 2002 году, и положил эту идею в основу своего "Аватара". Кроме того, Закриев написал открытое письмо Владимиру Путину, в котором просит разобраться с плагиатчиком.

Путин и Кэмерон чеченскому писателю пока не ответили, но тот надежды не теряет. Тем временем Фокус поинтересовался у украинских писателей, что они думают об этом печальном инциденте и не крали ли у них идеи.


— Тексты у меня крали давно. Например, мой рассказ выходил под другим именем в газете "Литературная Россия" в семидесятых годах.

Когда-то я написал книгу "Приятель покойника" и сценарий к украинскому фильму. После этого некоторые стали говорить, что этот фильм напоминает ленту режиссера Каурисмяки, которая называется "Я нанял убийцу". Потом, уже после выхода фильма по моему сценарию, я встречал еще одну книгу с похожим сюжетом, где герой заказывал себе убийцу.

Кражу текстов доказать легко, плагиат идей — очень сложно. Кроме того, бывают идеи, которые независимо друг от друга появляются на трех континентах. И тогда невозможно выяснить, у кого первого возникла эта идея и существует ли связь между этими схожими идеями.


— Я уверен: мои идеи так или иначе используют все американские и европейские авторы — мужчины, которые работают в детективном, приключенческом жанрах, а также те, кто пишет триллеры и отчасти — хорроры. Я много выступаю и мужественно отвечаю на самый гениальный вопрос: "Ваши творческие планы". Мои творческие планы — заработать денег, как автор популярный книг и сценариев для коммерческого кино. Но это возможно, когда в стране есть развитая индустрия плюс площадки для реализации: книжные магазины, кинотеатры, телеканалы, которым интересен украинский жанровый, в моем случае — мужской контент.

В массовой культуре нет эксклюзива, просто одним удается воплотить лежащую на поверхности идею быстрее и успешнее

Ясно, что "Доктор Хаус", "Побег из тюрьмы", "Джанго освобожденный", "Криминальное чтиво" и "Старикам здесь не место" — это то, что я мог (и могу) сделать в Украине на украинском материале. Но увы... Короче говоря, я готов приписать себе авторство любого коммерчески успешного западного издательского или кинопроекта. Потому что у людей, заточенных одинаково, мысли сходятся.

Покойный Олесь Ульяненко доказывал, что Алексей Балабанов украл у него сюжет фильма "Жмурки". И ему верили, старательно тиражируя это в Украине.

Да, конечно, у меня есть роман "Ползет змея", о маньяке, сбежавшем из камеры смертников, чтобы убить журналистку, писавшую о нем. Книга вышла в 2004 году. А двумя годами позже американцы Майкл Коннели и Джеймс Паттерсон независимо друг от друга использовали похожие сюжеты. Подать иск, что ли?

Если серьезно, то в массовой культуре нет эксклюзива, просто одним удается воплотить лежащую на поверхности идею быстрее и успешнее, а другой сосет леденцы.


— Когда мне было одиннадцать лет, я написала в толстой оранжевой тетрадке в клеточку роман или повесть "Мы пришли из будущего", и через некоторое время с тем же сюжетом вышел фильм "Терминатор". Конечно же, ни на кого подавать в суд я не стала. Идеи обычно носятся в воздухе.

Певица Линда, если помните, подавала в суд на Мадонну по поводу клипа "Ворона", будто бы у нее украли идею. Обычно, если плагиат и присутствует, как правило, в обратном направлении — крадем мы, а не у нас. Вспомните, как Пиноккио стал Буратино, а Волшебник страны Оз стал Волшебником Изумрудного города. В тот момент это был единственный способ как-то донести эти тексты до читателя. Перевести было нельзя, можно было только украсть и переименовать.


— Жизнь — штука неимоверная в принципе. Как писатель могу подтвердить, что очень похожие идеи могут приходить в голову людям разным, и тут нет ничего сверхъестественного. Это известная вещь и среди изобретателей, и среди писателей, и среди ученых. Даже история с тем же "Аватаром" — на него не только Закриев подавал в суд. По-моему, с Кэмероном собирался судиться и Борис Стругацкий.

Похожее со мной происходило во время написания романа "Как стать Богом и не заплакать". Я столкнулся со "своей" задумкой сначала в книге Горана Петровича "Атлас, составленный небом", а потом в фильме "Облачный атлас" (книги я, к сожалению, не читал). Как видите, даже названия у этих произведений перекликаются, и вряд ли их авторы что-то крали друг у друга. К счастью, реализация "моей" задумки в этих произведениях была намного лучше, чем мое собственное видение, и я отказался от этой затеи.