Так говорил Грасс. 10 цитат лауреата Нобелевской премии

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

13 апреля умер Гюнтер Грасс, немецкий писатель и поэт, лауреат главной литературной премии мира (1999)

Related video

Наполовину немец, наполовину славянин, он повидал многое: служил в танковом подразделении СС "Фрундсберг", отбывал трудовую повинность в гитлеровской Германии, учился на каменотеса, затем на скульптора. Получал крупнейшие литературные премии мира, оказывался причиной громких скандалов, был объявлен Израилем персоной нон-грата.

В его историях много тонких наблюдений за жизнью и горькой иронии.

"Мне не нравятся люди, которые хотят для пользы человечества распрямить банан"

"В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мертвым, страдает манией величия"

"Мне было шесть лет, когда Гитлер пришел к власти, когда началась война — 12, когда закончилась — 17. Я не знал другой идеологии — она была единственной. Организация "Гитлерюгенд" была гениально устроена. С точки зрения восприятия молодого человека все эти палатки, песни у костра были замечательно придуманы... Это, кстати, было и в сталинских молодежных организациях. Это нравилось, и до конца войны, несмотря на очевидные теперь факты и обстоятельства, мы верили, что вот-вот изобретут чудодейственное оружие, которое обеспечит Германии победу"

"Ах этот! Это был украинец. Они сцепились с одним типом из Гдингена. Сперва сидели за одним столом все равно как братья. А потом который из Гдингена сказал украинцу: русский. Украинец этого стерпеть не мог, его как хочешь назови, только чтоб не русский"

"От муз надо держаться на расстоянии, не то поцелуй музы обернется для тебя семейной привычкой"

"Больше всего нас тревожит, что так много – и все больше – людей бегут в разные стороны, указуя другим путь вперед"

"Так произошло со многими, чья биография была признана неправильной; люди с правильной биографией всегда знали, какую признать неправильной"

"Если в один прекрасный день перед нами разверзнется пасть ада, одна из утонченнейших мук будет выглядеть так: обнаженного человека запирают в одном помещении со всеми его фотографиями"

"Такая уж у памятников судьба. Одни сооружаются слишком поспешно, а потом, когда чрезвычайная героическая пора проходит, их убирают"

"Кладбища и раньше весьма меня привлекали. Они ухоженные, они недвусмысленные, логичные, мужественные, живые. На кладбище можно собраться с духом и принимать решения, лишь здесь жизнь приобретает четкие очертания"