Маки против империи. Как прожил год новый символ памяти

Фото: prportal.com.ua
Фото: prportal.com.ua

Харьковский дизайнер Сергей Мишакин рассказал Фокусу о том, как прожил год придуманный им логотип, ставший символом памяти жертв войны

Related video

В прошлом году харьковский дизайнер Сергей Мишакин разработал эскиз и графическое изображение знака памяти, похожее одновременно на маковый цвет и кровавый след от пули. Знак использовали на мероприятиях, посвященных годовщине завершения Второй мировой войны.

Собственно, ассоциативная связь между изображением красного мака и памятью о погибших существует давно. Еще в 1915 году канадский военный врач Джон Маккрей опубликовал стихотворение "На полях Фландрии", в котором шла речь о том, как "между крестами качает ветер мак рядами". Под впечатлением от этих строк американка Моина Мишель написала стихотворение "Мы сохранили веру" и поклялась носить красный мак в память о погибших в Первой мировой войне. Позже она занялась сбором средств в поддержку недееспособных ветеранов и придумала поощрять жертвователей, раздавая искусственные маки, сделанные из шелка.

Также известно, что иностранные легионы США использовали изображение этого цветка как символ памяти о павших. В Великобритании и ее бывших колониях принято ежегодно отмечать День памяти — по традиции в этот день сажают маки как напоминание о солдатах, не вернувшихся с полей сражений.

руководитель дизайнерской студии 3z


— В украинском фольклоре тоже был свой "мак скорби", девушки носили маки, когда их женихи уходили на войну.

В отличие от георгиевской ленточки, которая с самого начала ассоциировалась с военными заслугами перед империей, мак — символ народный. Мы сознательно проводили параллель с пулевым ранением, чтобы дать каждому возможность как бы примерить рану на сердце.

Изначально идея заключалась в том, чтобы максимально упростить изображение, не потеряв ассоциативных связей. В нашем деле это вообще основной принцип — изображение должно быть максимально простым и емким. Думаю, год назад мы нашли идеальное решение — что может быть проще четырех красных лепестков с черной сердцевиной.

Символ прижился. Я уже видел на раскладках сувениры и значки в виде маков, явно сделанные по нашим эскизам. Повсюду продаются флажки и футболки с таким изображением, и это нехорошо — мы разрешили свободное использование изображения в некоммерческих целях, но торговля символикой это уже бизнес. Еще мне недавно прислали фотографии из Днепропетровска, там губернатор расставил по городу совершенно безвкусные билборды со своей фамилией и нашим маком. Я не в восторге от того, что какой-то политик эксплуатирует этот символ для собственного продвижения.