Креативное предпринимательство: как сделать творчество основой бизнеса?
Креативное предпринимательство - это новое слово в бизнесе, означающее, что творчество может стать востребованной услугой, обеспечивающей успех любой компании
Предпринимательство и стартапы сегодня на слуху. О них пишут, говорят, их обсуждают. Развитие своего бизнеса – это некий тренд, которому нужно следовать. Тем не менее, это получается далеко не у всех. Возможно, дело в том, что начинающие бизнесмены не могут правильно определить область, в которой хотели бы развиваться. Совсем недавно в мире появилось новое течение – креативное предпринимательство (creative entrepreneurship). Возможно, это именно то новшество, которое поможет найти инновационные подходы к бизнесу.
Креативное предпринимательство: что это?
"В более узком понимании, креативное предпринимательство относится к бизнесам, которые работают в рамках культурных и творческих индустрий. В разных странах эти отрасли имеют различные определения, но, в принципе, креативное предпринимательство включает в себя области, которые основываются на культурном творчестве и капитализируют интеллектуальную собственность. Сюда относятся дизайн и мода, архитектура, аудиовизуальный сектор (промышленность, радиовещание), издательское дело, СМИ, визуальные искусства, музыкальная индустрия, наследие (музеи, библиотеки, архивы), реклама и развлечения (игры, приложения). В более широком контексте креативное предпринимательство также включает в себя пересечение аспектов креативных отраслей, что означает то, что культура и культурное творчество связаны с другими направлениями и отраслями производства, и они взаимовыгодны. Например, культурный туризм – культура и творчество – это всегда повод для туристов посетить страну, но это также оказывает экономическое влияние на ряд других отраслей (размещение, логистику, общественное питание и т.д.) ", - рассказывает Рагнар Сиил (Ragnar Siil), управляющий партнер Creativity Lab (Эстония).
Таким образом, к креативному предпринимательству относятся все отрасли деятельности и производства, которые подразумевают обязательный творческий подход и поиск новых, нестандартных решений. "В моем понимании, креативное предпринимательство – это предпринимательство в рамках креативной экономики. Ключевая особенность креативной экономики – то, что она основана на знаниях, информации и эмоциях. Важную роль в креативной экономике играют: новые технологии в разных сферах жизнедеятельности; анализ существующих и открытие новых знаний. В рамках креативной экономики создаются новые парадигмы и модели бизнеса. Также важно отметить, что на сегодняшний день именно сектор креативной экономики создает самые высокооплачиваемые рабочие места. Креативное предпринимательство применимо в любых сферах бизнеса. В условиях высокотехнологичного бума, когда каждый день на рынке появляются тысячи продуктов и решений, сложно придумать что-то абсолютно новое. Креативность в современном бизнесе, в первую очередь, состоит в том, чтобы, совмещая уже существующие идеи, создавать новые ценности", - комментирует этот вопрос Макс Яковер, основатель креативного пространства и коворкинга "Часопис", сооснователь DreamKyiv, "Интересный Киев".
На фоне сказанного выше, возникает резонный вопрос: чем же креативное предпринимательство отличается от привычного бизнеса, зачем понадобилось вводить новые понятия? Все дело в том, что креативное предпринимательство в корне отличается от привычных норм работы, оно требует больших навыков, мобильности и способности постоянно учиться. Без этого оставаться "на волне" попросту не представляется возможным. "Креативное производство – это предприятия будущего. Большинство креативных компаний – это маленькие или даже микро предприятия, очень мобильные, часто сезонные, основанные на проектах. Они значительно отличаются от старой модели производства, построенной на работе с 8 до 17, где люди проводят большую часть своей жизни. Креативное предпринимательство требует различных навыков и использования разнообразных методов работы. И самое сложное то, что на данный момент еще не разработаны хорошие модели, позволяющие оценить реальную стоимость интеллектуального капитала – основы креативного предпринимательства. Это значительно усложняет поиск инвесторов и финансирования", - поясняет Рагнар Сиил.
Что касается распространения, то креативное предпринимательство имеет неплохие позиции за рубежом. "Оно более распространено, чем мы привыкли думать. В ЕС культурные и творческие индустрии составляют 4,4% ВВП и насчитывают 7 млн сотрудников. Креативные отрасли не только достаточно большие, но и наиболее активно развивающие направления. В Эстонии, например, 11,4% всех зарегистрированных компаний работают в творческих индустриях и составляют 5% занятости населения", - добавляет Регнар Сиил. В Украине же ситуация, к сожалению, не настолько вдохновляющая. "С точки зрения доли в ВВП - креативного предпринимательства в Украине практически нет. В сравнении, например, с 6% в Великобритании. Если мы не хотим оставаться поставщиком талантливых людей, наш путь – развитие секторов креативной экономики. Украина обладает сильным интеллектуальным потенциалом, но с другой стороны, нам не хватает трех ключевых составляющих – образования, инфраструктуры и интеграции в западный мир", - говорит Макс Яковер. Тем не менее, надежда на развитие креативного предпринимательства в Украине есть, учитывая большое количество стартапов и компаний, чьим основным сервисом или продукцией можно назвать творческий подход. Еще одним перспективным направлением, по словам Макса Яковера, стоит считать социальное предпринимательство и поиск устойчивых моделей, позволяющих применять бизнес-подходы к разрешению социальных проблем.
Креативный предприниматель: кто это?
На самом деле, креативным предпринимателем стать не сложнее, чем простым, привычным бизнесменом, с одной поправкой – работать придется с творческими людьми, к которым нужен особый подход. "С одной стороны вам потребуется талант – культурный креатив – это ключ к успеху такого бизнеса. Тем не менее, невозможно ожидать того, что креативные, талантливые сотрудники будут, в то же время, и отличными бизнесменами, инженерами или гуру маркетинга. Поэтому основной успеха является создание отличной команды, объединяющей в себе все возможные функции, от управления до технологий", - советует Регнар Сиил. Так, по его мнению, для того, чтобы стать креативным предпринимателем, необходимо:
- стать профессионалом своего дела;
- найти единомышленников в команду, собрать всех необходимых специалистов;
- создавать одновременно ваш культурно-креативный продукт вместе с сервисом и бизнес-моделью;
- сотрудничать с другими заинтересованными лицами, искать партнеров для достижения целей;
- нетворкинг, нетворкинг, нетворкинг;
- мыслите глобально, не обращайте внимание на правила и границы;
- оглядывайтесь по сторонам, креативная экономика – это не только поиск своего рынка, но и создание его, люди более склонны "покупать" опыт и чувства, чем обычный продукт;
- рассказывайте истории, сделайте своего покупателя частью путешествия, креативные продукт – это не гамбургер – не торопитесь и выстраивайте долгосрочные отношения.
Также к этому списку стоит добавить волю и желание знать больше. "Украинским предпринимателям необходимо больше читать, желательно на английском, создавать качественные продукты и ориентироваться на глобальный рынок. Я убежден, что для качественного продукта всегда найдутся инвестиции", - говорит Макс Яковер.
Напоследок отметим, что креативное предпринимательство – это свободная ниша с большими перспективами для украинского рынка. Ее потенциал и возможности можно использовать для построения успешного бизнеса. Главное – найти свой проект и не бояться действовать.
Автор: Инна Северова