Божья наука. Нужно ли разрешать церквям открывать школы

Фото: solidrockchristchurch.com
Фото: solidrockchristchurch.com

Верховная Рада разрешила церквям основывать школы, университеты, профтехучилища и детские сады. Что думают об этом эксперты — опрос Фокуса

Законопроект "Об организации религиозными организациями учебных заведений" был поддержан 237 голосами. Инициатива вызвала новую волну дискуссий. Законопроект поможет верующим родителям дать детям качественное образование, которое будет соответствовать их мировоззрению и жизненным принципам, уверяют авторы законопроекта. Проект закона прямо противоречит Конституции Украины, где говорится: церковь и религиозные организации должны быть отделены от государства, а школа − от церкви, возражают в научно-экспертном управлении парламента.

Фокус обратился к одному из авторов законопроекта, заместителю министра образования, ученому-философу и главе третьей по величине украинской мусульманской общины с просьбой прокомментировать закон.

депутат Народного фронта, одна из авторов законопроекта


— Церковь давно доказала, что может предоставлять качественное образование. Пример тому — католические школы Западной Европы, уровень преподавания в которых один из самых высоких. Как правило, эти школы межконфессиональные, то есть ребенок любого вероисповедания может там учиться.

В Украине общественная организация или частное лицо могут организовать учебное заведение, но религиозные организации такого права не имеют. Таким образом, попираются право родителей воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, религиозными взглядами.

Принцип разделения государства и церкви прописан в конституциях многих стран, в том числе стран ЕС, где работают католические школы. Разница в том, что в Украине этот принцип трактуется по-советски: церковь вообще не может заниматься воспитанием детей. В европейском понимании церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга, но они могут сотрудничать. Ведь система образования — это не только предоставление знаний, это еще и воспитание моральных качеств.

По новому закону, право организовывать учебные заведения есть только у церквей, которые официально признаны в Украине. Для того чтобы организованная ими школа имела право обучать детей, она должна получить лицензию от Министерства образования.

Сегодня церкви открывают школы через частных лиц или общественные организации. Никто точно не скажет, сколько среди частных учебных заведений школ религиозного направления. Теперь эта деятельность будет прозрачной.

"В Украине принцип разделения государства и церкви трактуется по-советски: церковь вообще не может заниматься воспитанием детей"

первый заместитель министра образования и науки Украины


— Министерство образования и науки придерживается ленинской позиции: церковь и государство должны быть разделены. Религиозные организации имеют право основывать духовные учебные заведения для подготовки священников. По поводу остального необходимо соблюдать конституционный принцип отделения церкви от учебного процесса. Высокое качество образования в церковных школах Западной Европы, которое приводят в пример, связано с тем, что эти заведения являются самыми старыми. Когда их создавали, не было других вариантов для основания учебных заведений.

Среди угроз, которые несет в себе предоставление церквям права основывать школы, — содержания обучения. Не понятно, насколько религиозные школы смогут обеспечить адекватное преподавание, например, теории эволюции. Каким образом это будет совпадать с религиозным учением, которое также будет входить в состав учебной программы.

доктор философских наук, религиовед, богослов УПЦ


— Я положительно отношусь к принятию этого закона. Преимущество таких школ известно в мире: католические школы Европы предоставляют очень качественное образование.

До сих пор в Украине церкви могли организовывать религиозные школы не прямо, а опосредованно. Они создавали общественную организацию, которая, в свою очередь, открывала школу. В Украине есть примеры хороших школ с религиозным направлением. По уровню подготовки с ними могут конкурировать специализированные языковые школы или школы физико-математического направления.

Преподавание естественных наук — биологии, географии — не будет противоречить Библии. Просто учитель должен рассказать детям, что есть разные точки зрения, альтернативные теории. Государственный стандарт, который должны выполнять все без исключения школы, — ограничение для злоупотреблений. Если религиозным организациям разрешили открывать школы, это не значит, что кто угодно организует что угодно и будет как угодно преподавать.

Учителей-фанатиков Министерство образования не должно подпускать к работе с детьми.

"Если религиозным организациям разрешили открывать школы, это не значит, что кто угодно организует что угодно и будет как угодно преподавать"

муфтий Духовного управления мусульман Украины "Умма"


— Опосредованно религиозные организации и раньше могли организовывать школы и университеты через общественные организации. Так, в Киеве, в стенах Исламского культурного центра мы открыли гимназию "Наше майбутнє". Там учатся преимущественно дети мусульман. Преподавание ведется по государственной программе, по стандартам Минобразования. Вообще дети мусульман, например, крымских татар, спокойно учатся в общеобразовательных школах, потому что они интегрированы в украинское общество. Другое дело — дети мусульман, выходцев из Африки или Азии. Такой ребенок в силу воспитания очень отличается от сверстников и может стать объектом нежелательного внимания.

Будет ли религиозное воспитание противоречить светскому образованию в церковных школах? Нет. Если теория эволюции или теория большого взрыва есть в школьной программе, это нужно знать, но не обязательно в это верить.