Наказать хама. Как киевский математик борется с любителями неправильной парковки
Андрей Маленко, создатель электронного сервиса BadParking для острастки водителей-хамов, уверен: хочешь, чтобы страна менялась, сделай что-нибудь сам
Андрей Маленко математик. Кандидат наук, старший научный сотрудник Института кибернетики, один из создателей самого мощного суперкомпьютера в Украине.
"Я не политик. Только читаю новости и офигеваю от того, что происходит, – признается он и, смеясь, добавляет. – Всем могу дать только один совет – офигевать".
Чуть более месяца назад 33-летний математик запустил электронный сервис BadParking, который генерирует жалобы в ГАИ на водителей, паркующих автомобили где попало. Алгоритм прост: сфотографируй машину нарушителя, заполни форму, распечатай документ, подпиши его и отправь в ГАИ. Андрей пытается усовершенствовать свой проект, думает, как обойтись без бумажной волокиты, например, разработать приложение, позволяющее оперативно сигнализировать патрульной службе о нарушителях. Главная цель – попытаться донести до хамов за рулем, что город должен быть удобным для всех.
Я математик, люблю, когда решение получается красивым, формула – короткой. В Западной Европе просто радуется глаз, когда видишь, как все классно продумано. Когда все машины по линии стоят, когда есть красивые велодорожки, когда за собаками убирают.
Тех, кто занимается сбором данных по "нехорошим" автомобилистам, у нас хватает. Есть группы в соцсетях по типу "Герой парковки", есть сайт "Автокарма", но там просто показывают пальцем на тех, кто плохо паркуется. И что дальше? Ничего. Кроме публичного осуждения нужна палка, которой можно ударить, чтобы произошло какое-то действие. Хотелось помочь неравнодушным людям, нужно было придумать какой-то инструмент.
В марте я увидел пост киевского активиста Андрея Богдановича, в котором он написал, что подал в милицию заявление, приложил фотографию. Милиция вызвала нарушителя и впаяла ему штраф. Я начал исследовать эту тему и увидел, что, конечно, не все так хорошо, но в некоторых случаях милиция вызывает автовладельца, проводит беседу, иногда штрафует.
Интересно узнать, действительно ли у нас люди готовы навести порядок хотя бы в чем-то малом. В политике у нас разбираются все, но часто не умеют парковать свой автомобиль
Единственный способ заставить ГАИ что-то сделать – отправить бумажное письмо со своей подписью. Нельзя отправить фотографию на мэйл, который никто не проверяет. Это не работает, к тому же госорганы не рассматривают заявления от анонимов. В нашей жалобе, кстати, есть пункт о том, что ее автор готов выступить свидетелем. Чтобы нарушитель не мог сослаться на то, что это Photoshop. Сервис BadParking – это такая штука, которая подталкивает людей к действию.
Когда я сообщил о сайте в соцсетях, большинство отреагировало положительно, какой-то небольшой процент отнесся скептически, писали, что он работать не будет, – ну, это у нас обычное дело. Были люди, которые говорили, что сначала нужно построить парковки, а потом уже штрафовать. Но у нас часто бывает так, что бесплатные парковки есть, а люди предпочитают парковаться на 20 метров ближе к дому, потому что им так удобней.
Вторая волна интереса пошла, когда о проекте в соцсетях запостил Майкл Щур. Сначала очень много людей заходило просто посмотреть, что это за диковина. Теперь чаще именно для того, чтобы составить жалобу. Сейчас на сайт заходит около тысячи человек в день. Пока оформлено около четырехсот заявлений.
Сервис организован так, что жалобы приходят в центральный аппарат ГАИ, а дальше должны пересылаться по бюрократическим каналам в конкретное отделение, отвечающее за эту территорию. Сейчас работаю над тем, чтобы указывался адрес городского управления ГАИ. Так письма будут быстрее идти, реакция будет более оперативной и письмо нигде по пути не потеряется.
Я думаю о том, как бороться с отписками ГАИ, консультируюсь с юристами. Их консультации не помешают и при составлении заявлений. Еще думаю о том, как обратить внимание на проблему новой полицейской патрульной службы, попытаюсь выйти на эти структуры.
Пока большинство жалоб – около 45% – поступает из Киева. Это понятно: большой город, много машин. Второе место по посещаемости и жалобам держит Львов – 12%. Из Харькова – 7%, потом идут Одесса, Запорожье, Днепропетровск, Ивано-Франковск. Часто жалуются из маленьких городов на западе страны, где к нарушителям строже относятся. Хотя это может быть связано с тем, что там узкие улицы, нет широких проспектов.
Кроме публичного осуждения нужна палка, которой можно ударить, чтобы произошло какое-то действие
В этом проекте у меня нет коммерческого интереса. На нем не заработаешь, и в этом, кстати, проблема. Потому что если бы была возможность, я бы заплатил за разработку приложений для телефона, а так приходится самому разбираться, как этот софт писать. Хочется создать приложения для телефона: увидел, сфотографировал, отправил, а полиция оперативно приехала и убедилась в факте нарушения.
Я сторонник теории малых дел: хочешь что-то изменить – начни с малого, с того, что тебе доступно.
Было несколько причин, по которым я взялся за этот проект. Во-первых, мне интересно узнать, действительно ли у нас люди готовы навести порядок хотя бы в чем-то малом. В политике у нас разбираются все, но часто не умеют парковать свой автомобиль. Во-вторых, если людям не все равно, я хочу дать им инструмент решения проблемы. В-третьих, – воспитательный момент: хочется донести до людей, что так поступать нехорошо, что за это могут наказать. Пока у нас нет инструмента давления на водителей, они могут парковаться где хотят: под знаками, на пешеходных переходах, на тротуарах, подвергая опасности пешеходов.
Сейчас я ищу братьев по разуму, которые привнесут в этот проект что-то свое, готовых объединиться, чтобы попытаться улучшить нашу жизнь. Ведь ее нужно улучшать, но я этим занимаюсь, только когда есть возможность. Идеи есть, но нет времени их реализовать.