Большая качка: заправилы музыкального бизнеса смирились с mp3
С появлением mp3-плееров многие заговорили о крахе старой музыкальной индустрии. Однако крупные компании делают некогда опальный формат еще одной статьей своих доходов
Когда появились iPod и возможность легального скачивания файлов из интернета, все чаще стали говорить о начале новой эры: вся музыка станет бесплатной, а артисты будут зарабатывать концертами, продажей сопутствующих товаров или DVD. Некоторые убеждены, что музыкальная индустрия переживает форменный кризис из-за атаки mp3, но это далеко не так. Просто, как и все крупногабаритные особи, шоу-бизнес неповоротлив. Зато уж если повернется, то заграбастает все, что попадется под руку.
Действительно, за пять последних лет доходы мейджоров с продаж музыкальных CD снизились на 18%, а продажа iPod, наоборот, увеличилась на 31%. В самом деле, есть несколько примеров, когда известные и состоявшиеся исполнители (например, Radiohead, Nine Inch Nails) выкладывали новые альбомы в интернет под девизом: "Заплати, сколько можешь, и скачивай".
Можно еще вспомнить Мадонну, которая вслед за Принсом (кстати, он до сих пор не имеет права использовать свое родное имя, потому как копирайт на него принадлежит мейджор-лейблу) и Джорджем Майклом ушла из звукозаписывающей компании Warner, заключив контракт с крупнейшим мировым концертным агентством – компанией Live Nation сроком на 10 лет. Агентство в течение этого времени обязуется оказывать певице полный пакет услуг – от организации концертов и записи альбомов до изготовления ее сувенирной продукции.
Есть примеры, когда исполнители сбывают свои альбомы через альтернативные торговые сети. Земфира распространяла свой альбом "Спасибо" через торговые точки "Евросети", а легендарные Eagles – через сеть супермаркетов WalMart. И это никак не отразилось на распроданном тираже. Наоборот, Eagles, выпустившие первый альбом за 30 лет, только в одной Америке продали более 3 млн. экземпляров. Но это скорее исключения из правил.
С мыслями о музыке
"В 60-х я, Джон Леннон и другие мечтали о том, чтобы иметь возможность говорить со всеми на планете одновременно, – вспоминает ветеран 60-х фолк-роковый певец Донован. – Сейчас мы забыли о том, что именно интернет является воплощением этой мечты". Многие спешат с ним согласиться, ведь у большинства талантливых дебютантов не хватает средств на запись аудиодиска. Им гораздо проще выложить свои песни во всемирную сеть.
Ему вторит его ровесник Пит Браун, некогда писавший тексты и продюсировавший легендарных Cream: "Сейчас лейблы близки к тому, чтобы признать свое поражение и просто открыть всю музыку для всех. И зарабатывать на чем-то еще. Например, на DVD, платных скачиваниях, на концертах, наконец".
К этому призывает и Стив Джобс, соучредитель и исполнительный директор корпорации Apple, выпускающей iPod и iPhone. В прошлом году в статье "Мысли о музыке" Джобс предложил мейджорным компаниям отказаться от цифрового лицензирования, от так называемого DRM. Такой способ борьбы с неправомерным копированием горячо поддерживается Большой четверкой (Universal, Sony BMG, Warner и EMI). Как известно, Apple (в отличие от Microsoft и других обладателей легальных интернет-магазинов) позволяет своим пользователям слушать и незащищенные файлы на своих устройствах. Но медиагиганты при плохом раскладе могут отнять эту возможность. И с юридической стороны будут правы.
Интернет на продажу
Можно смело утверждать, что музыкальная индустрия по-прежнему считается привлекательной областью для инвесторов. В 2006 г. частная компания Terra Firma Investments купила EMI за $4,7 млрд. А двумя годами ранее инвестиционная группа Бронфмана приобрела Warner Music за $2,6 млрд. Единственная рекорд-компания в США, акции которой публично торгуются на биржах (компания Warner), в 2006 г. оценила свою чистую прибыль в 7%. Только музыкальное направление показало прибыль в 10%.
Конечно же, такие компании не упустят шанс заработать и на онлайн-продажах. Глава компании EMI Алан Леви высказался так: "Сейчас цифровой формат приносит звукозаписывающим компаниям более 10% доходов. К 2010 году доля выручки EMI, получаемой от легального скачивания музыкальных файлов, составит около 25%".
Ситуация начала века, когда мейджоры травили файлообменные ресурсы, спустя пять лет изменилась кардинально. Теперь медиамагнаты скупают прибыльные интернет-ресурсы. Еще в 2004 г. Google приобрел YouTube за $1,65 млрд., а в 2005-м MySpace обошелся Руперту Мердоку в $580 млн. Вскоре и YouTube, и Google договорились с Universal Music, Sony BMG и CBS, то есть получили и права, и содержание.
Существует ряд организаций по защите авторских прав (IFPI, RIAA, NMPA), действующих исключительно в интересах компаний из Большой четверки. Они постоянно завышают данные о незаконно скачанной музыке. Так, согласно свежему докладу IFPI, 95% всей скачанной музыки из сети нелегальны. При этом они (в частности NMPA) требуют повысить процентную ставку авторских отчислений. Сейчас Apple платит с каждого заработанного доллара 70% правообладателям. Те из этой суммы выплачивают 9% издателям, контролирующим соблюдение авторских прав. Теперь NMPA добивается увеличения процентного отчисления для них с 9 до 15% с каждого скачиваемого трека.
Яблочный бог. Стив Джобс, соучредитель и исполнительный директор корпорации Apple Inc., предлагает отказаться от цифрового лицензирования музыки
Формы и форматы
Есть еще несколько формальных причин, из-за которых будущее бесплатной музыки под вопросом. Во-первых, нет единого так называемого сжатого формата. Кроме mp3 есть еще несколько форматов, сокращающих в несколько раз объем скачиваемого файла. Даже Apple для iTunes использует формат AAC. Это значит, что скачанную через iTunes музыку можно слушать только на проигрывателях iPod. iTunes Music Store является единственным легальным источником AAC-файлов для владельцев компьютеров и медиаплееров Apple.
Во-вторых, "альбомность" была руководящей идеологией музыкально-издательского бизнеса на протяжении трех десятилетий. Но не теперь. В интервью Chicago Tribune лидер группы из Smashing Pumpkins Билли Корган сказал, что теперь выпускать альбомы не имеет смысла – люди не дослушивают их до конца. "Они закачивают альбом на iPod, но слушают всего несколько синглов, пропуская все остальные". Корган зарекся выпускать альбомы: "Отныне – только синглы". По этой же причине в каталоге iTunes нет ни одного альбома Led Zeppelin. Музыканты считают свои альбомы цельными, неделимыми произведениями. Кстати, и творчества Beatles тоже нет в музыкальном магазине Apple, но по другим причинам.
По-прежнему мейджоры контролируют 70% всей записанной музыки, а годовой оборот индустрии составляет $35 млрд. И если продажи компакт-дисков падают (вернее, падает темп роста, но количество проданных дисков продолжает увеличиваться), то медиамагнаты свое возьмут в другом. Например, в лицензировании музыки для рекламы на ТВ, музыкальных клипах и играх.
Возможно, в скором времени старая музыкальная индустрия прикажет долго жить. Но свято место пусто не бывает. Сразу же появится новая – более совершенная, изворотливая и, как всегда, при больших деньгах.