Берлинале-2009: самое интересное происходило вне конкурса
На 59-м Берлинском кинофестивале все самое интересное происходило вне конкурса
В Берлине любят малоизвестных европейцев, особенно своих соотечественников-немцев, но еще больше – режиссеров из Латинской Америки и Азии.
Жюри во главе с актрисой Тильдой Суинтон отметило фильмы, создатели которых "достигли баланса между политическими высказываниями и поэтической формой".
Победители
В этом году главный "Золотой медведь" достался перуанскому фильму "Молоко сожаления". Неторопливая история о жизни горничной из Лимы напоминает этнографическую зарисовку в духе National Geographic, однако на самом деле рассказывает о том, насколько сильны психологические последствия гражданской войны. Режиссер Клаудиа Льоса уверена, что перуанские женщины впитывают память о ней с молоком матери. В фильме символом этой памяти оказывается картофелина, которую главная героиня, желая избежать участи своей матери, засовывает туда, где корнеплоду совсем не место.
Вообще, образы, на которые неприятно смотреть, и герои, за которыми неприятно наблюдать, – отличительная черта абсолютного большинства фестивальных фильмов. Артхаусные режиссеры, как правило, уверены, что кино снимается не для зрителя и не должно доставлять удовольствия.
Именно такими являются призеры нынешнего Берлинале: "Все остальные" ("Серебряный медведь" и приз за лучшую женскую актерскую работу) – о двух семейных парах со множеством скелетов в шкафах; "Гигант" ("Серебряный медведь" и приз Альфреда Бауэра) – о страсти к подсматриванию и почти маниакальной любви; "Об Эль" ("Серебряный медведь" за режиссуру) – о жизни иранцев в Германии; "Река Лондон" (приз за лучшую мужскую роль) – о вдове из английской глубинки и не говорящем по-английски чернокожем мусульманине, которые разыскивают своих детей в огромном Лондоне.
Кризис
Впрочем, на каждом уважающем себя кинофестивале есть и кино для зрителей. Правда, его показывают вне конкурса. В этом году за развлекательную часть отвечала легкомысленная американская комедия "Розовая пантера – 2" (в украинском прокате с 19 февраля). А одним из самых громких событий стала премьера картины "Интернациональ" немецкого режиссера Тома Тыквера с Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс в главных ролях.
Политико-экономический триллер (в украинском прокате с 26 февраля) о том, что банки далеко не всегда используют деньги своих вкладчиков так, как нужно, не только открыл Берлинале 5 февраля, но и задал его общий тон. Директор фестиваля Дитер Косслик уверяет, что "Интернациональ" выбран не за злободневность. "Когда мы решили открыть фестиваль финансовым триллером Тома Тыквера, мы не знали, что его фантазия скоро превратиться в реальность", – говорит он.
Однако в зрительных залах, на красных дорожках и возле стендов кинорынка фестивальная публика обсуждала одну главную тему: финансовый кризис в кино. Берлинский фестиваль, как первый большой в этом году, должен был показать, насколько все серьезно. Оказалось, что в кино, по крайней мере на время фестиваля, все в порядке. Зрители раскупили рекордное количество билетов: 270 тыс. при 240 тыс. в прошлом году.
Звезды
Кинофестиваль в Берлине – третий по значимости после Каннского и Венецианского, да и проходит не в самое удачное время. Мало того что в феврале все обычно озабочены оскаровскими прогнозами, так еще и немецкая столица зимой не такое приятное место, как Лазурный берег весной. Поэтому звезд в Берлин приезжает меньше, чем в Канн или Венецию.
Тем не менее мощный международный кинорынок работает и тут, а премьера на фестивале такого уровня – всегда плюс для рекламы. Так что красные дорожки все же не пустуют. К примеру, представить фильм "Чтец", который шел вне конкурса, приехала Кейт Уинслет. Она уже получила за роль в нем "Золотой глобус" и теперь номинируется на "Оскар", так что Берлинский фестиваль – важный пункт промотура актрисы.
Мишель Пфайффер решила поддержать романтическую мелодраму "Шери". Еще одна американка, Деми Мур, представила семейную драму "Слезы счастья". Обе картины участвовали в основном конкурсе, а звездные актрисы сыграли в них главные роли. Лентам это, однако, не помогло – они не получили ни одного приза.
Наши
Не получил приза в программе короткометражек и украинский фильм "Диагноз" Мирослава Слабошпицкого. Тем не менее это как раз тот случай, когда главное – участие. Украинский фильм попал в программу престижного фестиваля впервые за семь лет, что для нашего не слишком развитого кинематографа – уже достижение.
Гораздо активнее украинское кино участвует в кинорынке, причем уже второй год подряд. Ответственны за это Украинская кинофундация во главе с Андреем Халпахчи, которая на этот раз представила на украинском стенде пять фильмов. В их числе свежая картина Киры Муратовой "Мелодия для шарманки", последний фильм Романа Балаяна "Райские птицы", документальная лента Сергея Буковского "Живые".
"Украинский продукт воспринимают с огромным интересом, – рассказывает продюсер Артур Новиков, чей мультфильм "Приключения бравого солдата Швейка" также участвовал в кинорынке. – Тем самым мы делаем промоушн Украине, ведь раньше на Западе даже не знали, что есть такая страна, думали, это где-то за Монголией".
Теперь же стенды и вечеринки на фестивалях уровня Берлинского сделали свое дело. "Швейк" получил не только приглашение на несколько других фестивалей, но и иностранного представителя, который будет продавать мультфильм уже в Канне.