Без шаблонов. Можно ли воспитать ребенка без книг по воспитанию

Фото: newportbeachindy.com
Фото: newportbeachindy.com

Профессор Стивен Камарата рассказал Фокусу, почему доверять себе стоит больше, чем книгам по воспитанию, и почему быть хорошим родителем сложнее, чем кажется на первый взгляд

Related video

Google не даст соврать: на англоязычных родительских форумах книгу Стивена Камараты можно собрать по частям. Ее растащили на цитаты.

"Камарата сделал то, чего до него не делал никто — он разрешил родителям расслабиться и просто быть родителями", — восторженно пишет один из его читателей. Под этим комментом — другие, и тоже благодарные. Создается впечатление, что Стивен Камарата — добрый волшебник, превращающий нервных родителей в спокойных и уверенных в себе мам и пап.

Фокус расспросил профессора Камарату об интуитивном воспитании, о том, откуда берутся ошибочные родительские теории, и о том, чему научила его работа над книгой.

КТО ОН

Профессор психиатрии Университета Вандербильта, сторонник интуитивного воспитания

ПОЧЕМУ ОН

Его книга "Воспитание без шаблонов. Научитесь слышать своего ребенка" выходит в русском переводе

Когда в семье появляется первый ребенок, родители обнаруживают, что в комплекте к нему не прилагается инструкция по применению. Казалось бы, ничего особенного: совершайте ошибки и учитесь на них. Но нет, мы, родители, слишком переживаем, ищем какие-то методики и техники по воспитанию, бездумно гонимся за соответствием каким-то шаблонам.

Как ученый и как родитель я не раз сталкивался с мифами и стереотипами о том, как правильно воспитывать детей. "Воспитание без шаблонов" — книга, которая помогает родителям отделить зерна от плевел, разобраться в том, что, мягко говоря, не является дельным советом с научной точки зрения.

"Нужно максимально развить мозг ребенка до того, как ему исполнится два-три года". Это один из самых распространенных и опасных мифов. Считается, чему успели обучить в дошкольном возрасте, то и ваше. Это легенда вызывает в родительских рядах настоящую панику. Они ломают голову над тем, как за короткий период — до того, как ребенок пойдет в школу, — впихнуть в него как можно больше знаний.

Подобные мифы — результат неправильной трактовки биологических явлений. Есть научно доказанный факт: у новорожденных больше нервных клеток, чем у взрослых. Дети действительно рождаются с большим количеством нервных клеток, "лишние" нужны для организации зрения, слуха, обоняния в течение первых лет жизни. Когда связь между мозгом и периферией окончательно налажена, дополнительные нервные клетки отмирают. Это случается примерно в возрасте двух-трех лет. Однако это вовсе не говорит о том, что после двух лет ребенок теряет способность чему-то учиться. У маленького человека есть детство и юность на то, чтобы познавать новое. Невозможно научить годовалого ребенка алгебре. Его мозг еще не готов к такой информации.

Понять, когда ребенок готов к обучению, легко. Он сам вам это покажет. К примеру, малыш может смотреть на родителя и приносить ему в руки книгу, может указывать на нее пальчиком. Это говорит о том, что ребенок готов получать радость от чтения. При этом не нужно немедленно доставать карточки со словами и обучать его слогам. Следует читать ему вслух, рассказывать истории, заинтересовывать чтением. То же и с арифметикой — ребенок сам даст вам знать, что пора приступать к обучению, но не спешите доставать таблицу умножения.

"Я знал, что когда мать разговаривает с ребенком, это активизирует работу его мозга. Чего я не знал — так это того, что малыш, беседующий с мамой, тоже развивает ее мозг"

Важно, чтобы родитель поддерживал любую инициативу ребенка. Мама и папа должны предоставлять хотя бы минимальную информацию из любой области, заинтересовавшей их дитя. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ребенок подает сигнал о том, что он готов изучать, скажем, арифметику, а родители, вооружившись методичками, игнорируют его интерес, подсовывая малышу видео с буквами или карточки для обучения чтению.

Многие родители не умеют грамотно реагировать на ошибки. Чаще всего они просто говорят правильный ответ или призывают ребенка подумать еще раз. Это неправильный подход. Следует обеспечить действия малыша доброжелательной обратной связью, которая не имела бы ничего общего с принуждением. К примеру, малыш считает: "Один, два, три, пять". Мама или папа, обязательно с улыбкой, должны сказать: "Ух ты, ты считаешь! Один, два, три, четыре, пять".

Я — за нешаблонное воспитание. Можно обойтись безо всяких методичек и пособий, ваша интуиция подскажет, как нужно говорить с ребенком, чему обучать его. Быть нешаблонным родителем, конечно, сложнее. Приходится трудиться на два фронта: и на работе, и дома. Приходя домой, такие мамы и папы оставляют за порогом стресс, проблемы. Они уделяют время ребенку, возможно, зовут его на кухню, чтобы вместе приготовить ужин, расспрашивают о том, как прошел день. Родители дают ребенку понять и почувствовать, что он им не безразличен, что мама и папа всегда рядом, готовы выслушать и помочь.

Родители, которые во всем полагаются на чьи-то воспитательные методики, возвращаясь с работы, переживают дополнительный стресс. "О Господи, — думает такой родитель. — Я не видел ребенка целый день, нужно срочно выучить с ним цифры или буквы, чтобы, когда придет время, он был не хуже остальных. Или, может, посадить его на табуретку и включить ему образовательное видео? Или лучше достать карточки с трудно выговариваемыми словами, которых он все равно не поймет?"

Есть много примеров того, как псевдонаучные советы навредили здоровью ребенка. Один из них — "образовательная" программа YourBabyCanRead. Ее создали, чтобы научить новорожденных и годовалых читать — видео на дисках сопровождалось субтитрами. Предполагалось, что с помощью бокового зрения малыш выучит написание слов и словосочетаний. Компания — распространитель этих дисков организовала широкую рекламную кампанию, в рамках которой говорилось, что этот метод прекрасно обучает ребенка чтению.

На самом деле результаты исследований показали, что традиционный метод — когда родитель и ребенок садятся и читают вместе, работает гораздо эффективнее, чем предлагаемое новшество с просмотром диска. Подобные "помощники" лишь вредят развитию ребенка, сбивают его с толку.

Давайте представим, что вы обучаете ребенка читать слова, значение которых он может не знать. К примеру, слово "тигр". Ребенок не знает, что это такое, слово у него ни с чем не ассоциируется. Вы показываете ему карточку, на которой нарисован тигр, и пишете под ней "Т-И-Г-Р". Ребенок запомнит. Однако для него это слово не несет никакого смысла. Вы перегружаете его непонятной информацией, утомляете, отбиваете охоту к чтению. На первых порах нужно учить детей читать те слова, которые они уже наверняка знают: "мяч", "игрушка". А еще названия любимых игрушек.

"Мы можем иногда позавидовать насекомым, рыбам и рептилиям, которые совсем не воспитывают свое потомство: им не надо время от времени принимать сложные решения. Жуки или крокодилы не испытывают чувства вины из-за того, что плохо воспитывают своих детей"

Из книги "Воспитание без шаблонов. Научитесь слышать своего ребенка"

Родителям школьников тоже стоит помнить о нешаблонном воспитании и доверять своей интуиции больше, чем алгоритму "в такой-то ситуации принято поступать так-то". К примеру, ваш третьеклассник выглядит подавленным, словно в школе у него возникли неприятности. А еще у него резко ухудшились оценки. Знаете, как поступил бы в этом случае не перегруженный шаблонами родитель? Он сделал бы две вещи. Во-первых, он бы поговорил с преподавателем и попытался бы выяснить, почему ухудшились оценки. Во-вторых, родитель бы обязательно вник в материалы, которые сейчас преподают его ребенку, посмотрел бы домашние задания. Готов ли ребенок изучать эти темы? Не слишком ли сложны они для него?

Например, может выясниться, что на уроках математики изучают таблицу умножения, а ребенок не усваивает этот материал. Полистав тетрадки, родитель понимает, что на самом деле у сына или дочери проблемы еще и со сложением-вычитанием.

Продвинутый родитель скажет: "Хорошо, значит, нам надо поработать над сложением-вычитанием. Ребенок не освоит таблицу умножения, если не поймет, как решать более простые задачи". А вот когда школьник начнет уверенно добавлять и вычитать, тогда можно браться за таблицу умножения.

Существует специальный термин — "зона ближайшего развития". Ребенок готов что-то изучать, но ему не хватает для этого дополнительных знаний и помощи взрослого.

Современное образование предлагает ребенку слишком много теории и абстрактных примеров. Некоторым детям это подходит, другим — нет. Задача родителя — брать такие уроки и привносить в них смысл, адаптировать их к реальной жизни. Ребенок учит таблицу умножения? Прекрасно. В следующий раз, когда пойдете за покупками, попробуйте попрактиковаться: "Смотри, это яблоко стоит два доллара. Сколько нам придется заплатить, если мы купим три яблока?" Ребенок должен видеть, как на практике можно применить то, чему его обучают.

Ограничивайте доступ к гаджетам. Несмотря на то, что науке неизвестно, как именно частое использование гаджетов влияет на наше здоровье, интуитивно любому из нас понятно, что 13-летний мальчик не должен проводит все время у компьютера. Должно быть время для работы с гаджетами и время, которое чадо должно проводить на свежем воздухе.



Стивен Камарата: "Когда в семье появляется первый ребенок, родители обнаруживают, что в комплекте к нему не прилагается инструкция по применению"
Fullscreen
Стивен Камарата: "Когда в семье появляется первый ребенок, родители обнаруживают, что в комплекте к нему не прилагается инструкция по применению"

Мои дети получали доступ к гаджетам в качестве награды за помощь по дому. Или, например, они получали право час поиграть в видеоигры, если перед этим час занимались спортом. Над компьютерами был неизменно установлен родительский контроль.

Работая над этой книгой, я открыл для себя много новой информации. К примеру, я знал, что когда мать разговаривает с ребенком, это активизирует работу его мозга. Чего я не знал — так это того, что малыш, беседующий с мамой, тоже развивает ее мозг. В нем тоже происходят изменения. Получается, дитя стимулирует нейропластичность маминого мозга.

Еще одно открытие — количество озабоченных родителей. Вы даже не представляете, сколько матерей напуганы мыслью о том, что делают что-то не так. Некоторые относятся к воспитанию ребенка, как к какому-то спортивному соревнованию.

Хотел бы я, чтобы родители немного расслабились и получали удовольствие от воспитания. Время бесценно. Малыши очень быстро вырастают. Я убедился в этом на собственном опыте — семеро моих детей уже взрослые, самому старшему из них — 35, самому младшему — 20.

"Наберись терпения". Именно это много лет назад я сказал бы себе, папаше с первенцем на руках, если бы каким-то чудом смог вернуться в то время. Я бы предложил себе тогдашнему обратить больше внимания на то, как мой ребенок знакомится с миром, в каком виде он лучше воспринимает информацию. Нужно наслаждаться каждым моментом, проведенным с ребенком.

Недавно у меня родилась еще одна внучка. Я наблюдаю за ее родителями — они молодцы, со всем справляются. Но из-за переживаний и желания сделать все правильно, соответствовать каким-то канонам и правилам на то, чтобы искупать крохотного ребенка, у них уходит 45 минут. По-моему, это смешно.