Чтоб все так жили. История украинского села, которое стало богатым благодаря его жителям
История о том, как депрессивное село Бобрица превращается в центр рекреации и туризма, за два года увеличив доходную часть бюджета в шесть раз
До Майдана Бобрица, что в 15 км от столицы, была типичным украинским депрессивным селом. Единственная надежда превратиться в спальный район Киева маячила в далеком будущем. Состоятельные киевляне, покупающие здесь дома и участки, в селе не регистрировались и участвовать в его жизни не хотели. Казны сельсовета едва хватало на выплату зарплат бюджетникам и уборку мусора, так что без финансовых вливаний из Киево-Святошинского районного бюджета даже свести концы с концами было невозможно. Сейчас Бобрица — одно из самых перспективных сел Украины. За два года казна Бобрицы выросла в шесть раз. Местный общественный актив берется за реализацию все более сложных и финансово затратных проектов. Через несколько лет активисты хотят видеть Бобрицу центром рекреации и туризма. И в селе уже никто не сомневается, что так и будет.
Шедевры искусства на сельской лужайке
На аккуратной гладко постриженной лужайке рядом с церковью Покрова Пресвятой Богородицы выстроились пять необычных скульптур из песчаника, лабрадорита и вулканической породы габбро.
— Вот эта скульптура называется "Женская голова", вон та — "Мыслитель", эта — "ДНК", там — "Женский торс" и "Танец амазонок в лунном свете", — рассказывает одна из активисток бобрицкой громады Тамара Сухенко.
Она опытный психолог, модератор стратегических сессий для организаций и компаний, а еще — руководитель Школы развития человека Humantime.
По словам Тамары, скульптуры появились здесь после Международного симпозиума Bobritsya ART village 2015. Пять известных мастеров из Украины, Грузии и Болгарии месяц работали в Бобрице над созданием своих шедевров. А жители села предоставили им жилье, питание, стипендию и материалы.
— Не все у нас понимают это искусство, — признается житель Бобрицы, предприниматель Роман Иваненко, инициировавший проведение симпозиума. — Сначала, конечно, были недовольные, говорившие, что такие скульптуры нельзя размещать по соседству со школой и церковью. Но сейчас село без этих работ трудно представить. Симпозиум обошелся нам в $24 тыс. Это недешево, тем не менее мы хотим провести еще несколько подобных мероприятий: современные скульптуры не только украсят село, но и привлекут туристов.
Рисуй не хочу. Унылые сельские заборы изменил фестиваль стрит-арта "Том Сойер Фест"
История Бобрицы делится на два периода: до и после раздачи земли. Так случилось, что к концу 2013 года в сельсовете Бобрицы не осталось практически ни одной свободной сотки. По словам Романа Иваненко, это и послужило толчком к развитию села.
— Когда земля закончилась, местная власть оказалась в полной растерянности: основной ресурс пополнения местного бюджета был исчерпан, — вспоминает Иваненко. — Я тогда спросил у главы сельсовета, чем могу помочь селу, и он сказал: "Во-первых, нам нужна дополнительная земля, а во-вторых, — спонсоры".
Энергии у Романа — через край, и он без проблем справляется с несколькими делами одновременно: говорит со мной, отдает распоряжения по телефону, а заодно делает знаки рабочим, переделывающим забор на детской площадке. Общественная активность ему не в тягость, он воспринимает ее как увлекательную игру. Роман — глава наблюдательного совета корпоративного инвестфонда "Ю.Ді.Джи.", обладатель степени МВА словенской бизнес-школы IEDC.
— Самая большая проблема Украины — некомпетентность, а не коррупция, — убежден Роман. — Коррупция — лишь следствие некомпетентности. Мы живем в такой проблемной стране потому, что люди, которые хотят изменить ее к лучшему, просто не знают, что конкретно им делать. Здесь, в Бобрице, мы поставили себе задачу показать всем жителям села, где именно требуются их усилия, к какому результату и когда эти усилия приведут. Если нам это удастся, остальное будет делом техники.
Деньги из ниоткуда
Иваненко начал с того, что объединил шестерых состоятельных жителей Бобрицы, которые обязались жертвовать специально созданному благотворительному фонду "Развитие и благоустройство" по 2,5 тыс. грн в месяц. Это создало минимальную основу для финансирования общественных инициатив. Активисты провели экономический анализ. Секрет роста доходной части бюджета оказался простым: чем больше предпринимателей зарегистрировано непосредственно в селе, тем больше поступлений от единого налога, переданного в 2014 году на местный уровень, идет в сельскую казну.
Мыслитель. После Международного симпозиума Bobritsya ART village 2015 село украсили пять современных скульптур. На заднем фоне еще одна общественная инициатива — здание музея села
— Одного только контроля за действиями власти недостаточно — необходимо научиться договариваться и действовать системно, — делится секретами успеха бобрицкой громады Тамара Сухенко. — Поначалу нам приходилось много общаться с людьми, обсуждая наши идеи и проекты. Прежде всего мы сами хотели понять, ради какого будущего собираемся инвестировать в развитие громады свои время, силы и средства. В итоге появилось некое совместное видение, а позже и стратегия, на разработку которой мы потратили десятки часов. Но это стоило того.
— Раньше жители Бобрицы не верили, что сколько-нибудь значительные перемены в селе вообще возможны, — продолжает Роман. — И никто понятия не имел, как эти перемены можно осуществить. Кроме того, люди были убеждены, что если пожертвуют на что-либо свои деньги или даже заплатят их в виде налогов, кто-нибудь обязательно их украдет. Но когда мы отчитались о реализации нескольких первых пунктов нашего стратегического плана развития села, лед тронулся.
В качестве примера успешных действий Роман Иваненко расписывает алгоритм постройки в Бобрице детского садика, в котором село нуждается уже давно: три сельских головы избирались на свои должности благодаря обещаниям построить этот садик, но так и не сдержали слова.
— Во-первых, нужно достроить принадлежащий сельсовету дом на окраине села, — начинает загибать пальцы Иваненко. — Во-вторых, переселить в него из хаты-развалюхи в центре три семьи. В-третьих, признать хату аварийной и снести ее, а земельный участок решением сельсовета выделить под строительство садика, что громада Бобрицы уже выполнила. В-четвертых, следует сделать проект садика и провести его через архитектурную и бюджетную экспертизы. По предварительным расчетам, строительство такого объекта обойдется примерно в 25 млн грн. В-пятых, нужно заработать и предусмотреть в бюджете села 10% от этой суммы — 2,5 млн грн на два года. И, наконец, в-шестых, подать заявку на недостающие средства в Фонд регионального развития.
Реально ли найти 90% необходимых средств на стороне? В нынешнем году бобрицкая громада уже получила из районного бюджета субвенцию около 1 млн грн на модернизацию освещения 6 км сельских дорог. Сельсовет выделил на это лишь 120 тыс. грн.
Стратегия прежде всего. Жительница Бобрицы психолог Тамара Сухенко убеждена, что без выработки общего видения любая общественная инициатива может утонуть во взаимных обидах и дрязгах
В вопросе согласования проектов и лоббирования интересов села в районе многое зависит от местной власти. Понимая это, бобрицкие активисты убедили громаду в необходимости выплат сотрудникам сельсовета премий из увеличившегося бюджета. Благодаря этому кошельки местных чиновников потяжелели втрое. Активисты обещают: если сельсовет сможет повлиять на рост доходов Бобрицы, при принятии бюджета на следующий год премиальный фонд увеличат. Селяне против уже не выступают, ведь многие убедились: сельсовет стал работать лучше.
— Скажу откровенно: раньше мы просто не знали, как развивать село, — говорит Александр Король, сельский голова Бобрицы. — Активисты, которые начали помогать нам, много ездят по стране, у них больше опыта реализации крупных проектов, они знают, как привлекать гранты. Мне очень интересно работать с ними.
По словам Тамары Сухенко, в сельском активе сейчас около 30 человек, большинство из которых с опытом работы в бизнесе, участвовали в реализации сложных и дорогостоящих проектов. Для этих людей возрождение села, в котором живут 3 тыс. жителей, не такое уж и сложное дело.
Увидев, как на практике реализовываются на первый взгляд нереальные идеи, местные жители поверили общественному активу села. И за два года только благодаря перерегистрации предпринимателей бюджет Бобрицы вырос с 700 тыс. грн до 4,2 млн грн. Но в селе убеждены, что это только начало. Экономический аудит показал, что, продолжая процесс перерегистрации бизнеса, доходы бюджета реально увеличить до 10 млн грн в год.
38 успехов
Обо всех своих успехах активисты Бобрицы отчитываются на сайте села, в группе в Facebook, на шести досках объявлений, а также на страницах бесплатной ежемесячной газеты, выходящей в том числе на средства международного гранта.
В списке проектов, реализованных бобрицкой громадой за два года, — 38 пунктов. После проведения благотворительной распродажи ненужных в хозяйстве вещей жители села собрали около 100 тыс. грн. На эти деньги они отремонтировали дом мобилизованного односельчанина. Также активисты посадили в селе около 200 деревьев, заложив сквер и платановую аллею, а еще обустроили 30 соток поливного газона. Для сотрудников коммунального предприятия приобрели трактор, газонокосилки, мотопилы, другое оборудование, а еще — брендированную форму. Кроме этого, селяне собрались на 10 субботников, после которых на свалку вывезли 200 куб. м мусора.
Двигатель прогресса. Для менеджера МВА Романа Иваненко возрождение села, в котором живут 3 тыс. жителей, не очень сложный проект
Но больше всего в Бобрице гордятся новой центральной площадью, на месте которой еще год назад стояла заброшенная хата и рос бурьян выше человеческого роста. Рассказывая об этом проекте, Роман Иваненко вспоминает, как он и еще один бизнесмен, чьи компании зарегистрированы в селе, авансом заплатили сельсовету более 200 тыс. грн налогов, чтобы работы были закончены в срок.
— Как видите, в определенных условиях у предпринимателей не только нет желания уклоняться от уплаты налогов — у них даже появляется стимул платить налоги наперед! — смеется Иваненко.
— В развитых странах давно отметили, что в некоторых областях государственное управление неэффективно по определению, — добавляет Тамара Сухенко. — К примеру, о бездомных животных лучше всего заботятся общественные организации и волонтеры. Мы в Бобрице инициировали программу регулирования численности бездомных собак и на первом этапе стерилизовали и прочипировали 15 бродяжек. Теперь ищем волонтеров для открытия мини-приюта.
Благодаря титулованному жителю села, вице-президенту Федерации триатлона Украины Андрею Онистрату, в Бобрице прошел чемпионат Украины и несколько турниров по триатлону. В прошлом году в селе провели фестиваль стрит-арта "Том Сойер Фест", во время которого более 100 желающих украсили унылые сельские заборы яркими рисунками. На следующий "Том Сойер Фест", а также на архитектурный симпозиум активисты надеются привлечь средства международных грантов или благотворительных фондов.
— Политики часто говорят, что нам нужно менять страну, — говорит Роман Иваненко. — Так вот, если каждая громада займется судьбой своего села, поселка или города так, как это делаем мы, Украина изменится в считаные годы. Для этого не нужно разбираться в большой политике, не нужно спорить о революции или о "шоковой терапии" реформ. Нужно просто работать, совершенствуя тот маленький мир, который тебя окружает.
Фото: Александр Чекменев