Картины, которых больше нет. Кто и зачем разгромил выставку Давида Чичкана

Фото: Дмитрий Ларин
Фото: Дмитрий Ларин

Фокус разбирался, почему разгром выставки "Утраченная возможность" Давида Чичкана в Центре визуальной культуры это не только разборки правых и левых

Выставку "Утраченная возможность" Давида Чичкана разгромили 7 февраля. Около шести вечера 15 человек с закрытыми лицами ворвались в помещение Центра визуальной культуры и уничтожили почти все работы. Некоторые забрали с собой. Еще проломили стену и оставили надписи, среди которых "Слава Україні", "Слуги сєпарів", "Рупор Москви". Кто это был, сейчас расследует полиция.

Правоохранители открыли дело по статье 296 Криминального кодекса "Хулиганство, совершенное группой лиц" Пока ни одно из ультраправых украинских или российских группировок не взяло на себя ответственность за произошедшее. Уцелели лишь две работы художника из десяти, Центр визуальной культуры оценивает ущерб в 155 тыс. грн. Еще 39 тыс. — убытки самого центра: проломлена стена, уничтожены защитные покрытия, поломан обогреватель.

Организаторы рассказали Фокусу, почему разгром в Центре визуальной культуры это не только разборки правых и левых.

Выставку открыли еще второго февраля. Четвертого планировали провести авторскую экскурсию, но организаторы были вынуждены ее отменить, поскольку поступила информация о том, что ее намерены сорвать. "Угрозы тогда касались в первую очередь Давида Чичкана, его работ, а также Центра визуальной культуры", — сообщила сотрудница центра Руслана Козиенко. Помимо отмены экскурсии, в целях безопасности выставку закрыли на два дня.

"Группа радикально настроенных молодых людей все равно дежурила у здания некоторое время, — вспоминает Руслана Козиенко. — Одна из посетительниц, которая не знала о закрытии выставки, нарвалась на расспросы этих людей, а потому вызвала полицию. Но когда та приехала, на месте уже никого не было".

Начиная с четверга, в социальных сетях от праворадикально настроенных пользователей посыпались угрозы. О том, кто именно организовал погром, пока не говорят. Полиция расследует дело. Но то, что это связано с конкретной выставкой конкретного автора, очевидно.

"Реакция на выставку — это тот случай, когда искусство становится лакмусовой бумагой для общества. Она выявляет социальные болезни, среди которых даже не столько неумение воспринимать искусство, сколько отсутствие толерантности как таковой. В этом случае речь идет об угрозе со стороны ультраправой среды, но ситуацию, в которой оказалась выставка в Центре визуальной культуры, не стоит воспринимать как разборки левых и правых. Проблема отсутствия толерантности касается всего общества", — уточняет Руслана.

В пример можно привести случай, который произошел в субботу. Люди в масках сорвали баннер у входа, сняли плакат и напали на прохожего. После чего вернулись к входу в ЦИК.

"Праворадикалы, дежурившие у здания Центра визуальной культуры, избили парня, который просто проходил мимо. Потом выяснилось, что он военный. Поэтому претензии на "политическую непричастность" не могут быть гарантией безопасности, поскольку от подобного может пострадать кто угодно", — считает сотрудница Центра.

Выставка "Утраченная возможность" посвящена войне и ситуации в Украине после Майдана. В работах автор задает вопросы, чем был, стал и мог стать Майдан. По его мнению, украинское общество потеряло возможность совершить социальную революцию и получить достойные условия жизни.

Кроме того, серия его графических работ посвящена вопросам декоммунизации. Например, Давид Чичкан иронично предлагает ее сторонникам декоммунизировать не только наследие Советского Союза, но и украинских социалистов Ивана Франко, Михаила Драгоманова и Лесю Украинку.

"Это тот редкий для украинского искусства случай, когда художник, желая оставаться целостным, не отделяет свою художественную практику от политической активности и не прячется за цензурой институций, — объясняет Козиенко. — Кроме того, в своих художественных работах он указывает на вещи, которые симптоматично и систематически вытесняются из публичного пространства, в том числе из школьной программы. Например, тот факт, что украинские литературные классики тоже были причастны к традиции левой идеи".

Fullscreen

В работах Чичкан подчеркивает, что у украинского общества низкий уровень политической культуры, что расширяет возможности пропагандистской машины Кремля.

Художник позиционирует себя как анархокоммунист и не отделяет политическую позицию от художественной деятельности. Он активист организаций "Черная радуга" и "ЛКПД". Это объясняет, почему ситуация вокруг выставки связана не только с искусством, убеждены в центре. Речь идет также о готовности воспринимать "другого" независимо от его политических убеждений, расы, происхождения, религии, сексуальной ориентации.

Случай с разгромом выставки в Центре визуальной культуры не первый. В 2010-м, в День памяти трансгендерных людей, погибших от насилия, неизвестные в масках атаковали участников мероприятия, кинув газовую шашку. В том же году на участников марша по случаю Международного дня прав человека "Анти-Йолка" напали в метро. Через два года, в 2012-м, произошло нападение на фотовыставку Евгении Белорусец "Своя комната", которая была посвящена повседневной жизни украинских ЛГБТ-семей. За день до официального закрытия двое мужчин царапали работы заточенными вилками и срывали их со стен. Когда охранник попытался их задержать, они скрылись. Осенью 2014 года неизвестные в камуфляже избили руководителя центра Василия Черепанина. Ни одно из нападений до сих пор не расследовано.