Деньги с колес
Независимо от того, роскошью или средством передвижения считает владелец свой автомобиль, машина все чаще становится единственным средством заработка
По прогнозам Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом, до конца года от 200 до 300 тыс. автовладельцев попытаются избавиться от превратившихся в обузу кредитных машин. Те, кто сохранит свои авто, захотят использовать их с максимальной выгодой. В стремлении превратить машину в источник дохода ее хозяин обычно проходит несколько стадий. Сначала появляется и тут же осуществляется идея просто выехать "пограчевать". И уже потом, после оценки преимуществ и недостатков такого заработка, рассматриваются другие варианты: например, поработать в такси или попытаться устроиться к кому-нибудь наемным водителем.
Охота на грачей
– Вон, гляди, грачи прилетели, крыльями машут, – увидев голосующую у дороги парочку, Дмитрий притормаживает свою Skoda Octavia.
Отучившись на маркетолога и пройдя стажировку в Германии, с недавних пор Дима вынужден зарабатывать именно так. Максимальный оклад, который ему предлагали в Украине за работу по специальности, не превышал 2500 грн. И в ожидании более выгодных предложений Дмитрий пытается разжиться деньгами, крутя баранку.
– Я выезжаю только вечером, мотаюсь в районе ночных клубов и раскрученных кафе, – рассказывает он Фокусу. – Часа за четыре удается заработать 200–250 грн. Конечно, на эти деньги особо не разгонишься, тем более что раз на раз не приходится. Но примерно на половину мой месячный доход состоит из заработанного таким образом.
На то, что с точки зрения налоговой инспекции такой бизнес незаконен – никаких налогов Дмитрий не платит, – начинающему извозчику наплевать. Это еще доказать нужно, что он возит пассажиров за деньги. А с потенциальными опасностями "грачевания" сталкиваться пока не приходилось.
– Главное – не подбирать подозрительных личностей. Лучше заработать на сотню меньше, но остаться живым и с машиной, – делится Дмитрий секретом выживания.
О том, чтобы устроиться на работу в такси или личным водителем, он и слышать не хочет:
– Мое образование стоило не одну тысячу евро, и работать после этого водителем было бы слишком расточительно. Хотя, может быть, меня еще не слишком прижало.
Как прижимает
Когда прижимает, обычно не смотрят ни на образование, ни на собственные амбиции. В этом убедился Виктор Петров, разместивший свое резюме на порталах поиска работы в рубрике "Водитель на личном автомобиле". Бывший ведущий инженер одного из отделов Института электросварки им. Патона, а с осени прошлого года – руководитель ремонтно-строительной бригады, Виктор теперь вынужден искать должность водителя:
– Работы сейчас практически нет, а жить как-то нужно. Да и стимул серьезный: семья, маленький ребенок и 1300 грн. ежемесячной выплаты по автокредиту.
Первым делом на своем Ford Fusion Виктор попробовал "грачевать". Но ничего толкового из этого не вышло. Максимум заработка составлял 70 грн. Поэтому и решил искать работу водителя по найму, несмотря на жесткие условия большинства работодателей: зарплата от 2500 грн., ненормированный рабочий день и обслуживание машины за свой счет. Если подходящего предложения не отыщется, Виктор готов идти в таксисты.
– По крайней мере это лучше, чем "грачевать", – говорит он. – Заказы тебе предоставляют, клиентов искать не нужно. Тем более что голосуют на дорогах все меньше.
Но и в такси не всем улыбается удача. В этом на личном опыте убедился Сергей Демидюк.
– У меня был негативный опыт, частые конфликты с клиентами. У людей денег нет, бывало, что не платили за проезд. Можно и без машины остаться. Такая работа – большой риск, – уверен Сергей.
Он ищет должность водителя-наемника на своем авто, но торопиться не намерен. Ежемесячные платежи по автокредиту за его Skoda Fabia New составляют 2500 грн., и трудиться за минимальную плату на кабальных условиях Сергей не хочет. Ориентир для него – это 4–5 тыс. гривен в месяц, которые он зарабатывал таксистом.
– Но за эти деньги я сидел за рулем по 10–12 часов в сутки. Уставал ужасно, поэтому хочется найти работу поспокойнее, – объясняет Сергей.
Тем не менее большинство таксистов уверены: больше чем им, наемному водителю не заработать.
Не просто лотерея
Насчет работы в такси есть два мнения. Одни уверены, что тут чуть ли не золотое дно. Другие убеждены, что за баранкой едва можно заработать на хлеб, особенно сейчас.
– Пассажиров стало меньше, а служб такси открылось слишком много. Но заработать можно, – уверен Александр Авраменко, работающий таксистом уже четыре года.
Ему хватает на аренду дома, выплату кредита за Mitsubishi Lancer и на содержание семьи.
– Конечно, хорошие деньги придут не сразу, но, усвоив специфику этой работы, можно получать в среднем 500 грн. в день с учетом дополнительных расходов, – говорит Александр.
Расходы эти состоят из аренды рации (примерно 70 грн. в неделю), трат на бензин, а это 100–150 грн. в день, и ежедневной двадцатки, которую нужно откладывать на амортизацию машины. 5–10% дохода от заказов причитается работодателю. Еще нужно учесть разовый "входной" взнос: это от 200 до 2000 грн. в зависимости от компании. Но даже с такими отчислениями работать таксистом выгодно.
– Я сам себе хозяин и самостоятельно решаю, сколько часов в день проводить за рулем. Это у водителей по найму жесткий график и фиксированная зарплата, – Александр рассказывает о выгодах своей профессии. – Правда, нужно понимать, что работа в такси – это лотерея, и день на день не приходится. Можно заработать 1000 грн., а можно и 300 с трудом наскрести. Но если ты готов работать по 12–14 часов в день, то свои полтысячи в любом случае заработаешь.
А теперь – джипы
Большую роль в этой лотерее играет и сам стиль работы. Александр Авраменко не стоит под рестораном в ожидании денежного клиента, а колесит по городу. Он уверен, что под лежачий камень вода не течет: чтобы заработать, нужно помотаться.
Что же касается риска, то и тут все просто: нужно просто быть начеку. Например, в случае нападения можно сразу же запросить помощь по рации. Благодаря этому в прошлом году четыре попытки ограблений таксистов закончились еще на этапе угроз.
Пойти в таксисты сможет не каждый автовладелец. Из-за появления большого спроса на эту деятельность работодатели стали весьма переборчивыми. Водительский стаж не менее 5 лет, отличное знание города, машина – обязательно иномарка в хорошем состоянии – таковы стандартные требования к кандидату. Преимуществом будут опыт работы таксистом или рекомендация сотрудника компании.
Владимир Евдаков, управляющий партнер одной из столичных компаний такси, объясняет такой жесткий отбор настоящим шквалом звонков от претендентов на рабочее место.
– Звонят даже владельцы джипов, – говорит г-н Евдаков. – Кризис, платить кредиты нечем, вот и пытаются подработать. Но мы заинтересованы в постоянных сотрудниках, поэтому многим отказываем. Если к нам приедет человек на хорошей машине, но недостаточно знающий город или специфику работы, мы сделаем выбор в пользу опытного водителя, пусть даже на машине классом ниже.
Впрочем, Владимир Евдаков добавляет, что самое главное – желание:
– У нас работал даже кубинец. Его опыт ограничивался "грачеванием", но через три недели в такси он был среди лучших водителей. Так что если человек не ленивый, он научится и будет хорошо зарабатывать.