Мужчинам не предлагать. Чему американка учит украинских бизнес-леди

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Американский эксперт Рания Андерсон рассказала Фокусу об особенностях украинских бизнес-леди, алгоритме успеха и о том, почему вся наша жизнь — шоссе

Related video

Бизнес-тренер Рания Андерсон — жаворонок. Она предлагает созвониться по скайпу в 8 утра, уверяя, что по утрам ей работается гораздо продуктивнее, а до назначенного времени она успеет не только проснуться, но и почитать и позаниматься спортом.

КТО ОНА

Бизнес-тренер, эксперт в области карьерного роста для женщин, автор книги "Шесть привычек успешных женщин", основательница The way women work, онлайн-платформы для консультации женщин из стран с развивающейся экономикой

ПОЧЕМУ ОНА

Рания Андерсон выступила с лекциями в Киеве, Одессе и Луцке

Однажды вы признались, что о жизни и роли женщины впервые задумались в 11 лет. Что подтолкнуло маленькую девочку к столь взрослой теме?

— Знаете, 11 лет — это очень интересный возраст. В этот период мы начинаем задумываться над тем, что нам можно или нельзя делать, что может произойти с нами в будущем. Нет, 11-летки еще не думают о конкретной профессии или стиле жизни. Но у них начинают формироваться первые идеи и вопросы.

Так было и со мной. Когда мне было 11, моя семья жила в Индии. В школу нас — меня и сестру — всегда подвозили на машине. И вот, когда по дороге в школу автомобиль останавливался на светофоре, машину окружали местные девочки. Они стучали в стекла, пытались нам что-то продать и просто попрошайничали. Сестру это пугало, она начинала плакать, а я спрашивала себя: "Почему мы можем учиться, а эти девочки — нет?" Так я начала присматриваться к девочкам и женщинам: и к неработающим и живущим на улице, и к тем, которые работали и жили в доме.

Был еще один интересный момент, который тоже повлиял на мою будущую деятельность. Моя сестра очень не любила выполнять мелкую работу по дому. Когда мама просила нас помочь — расставить столовые приборы или, скажем, убрать в доме, сестра всегда протестовала: "Я не должна этим заниматься! Когда вырасту, то выйду замуж за генерального управляющего пятизвездочным отелем, мы будем в этом отеле жить, и за нас все будет делать персонал". Те, кто это слышал, смеялись и, как правило, поддерживали ее: "Да, классно ты придумала, тебе действительно стоит выйти за генерального управляющего, когда подрастешь". И меня всегда удивляло: почему никто ни разу не сказал ей, что она и сама может стать управляющим отеля, когда подрастет.

Название вашей онлайн-платформы — The way women work — намекает на существование глубокой пропасти между тем, как выполняют свою работу мужчины, и тем, как это делают женщины.

— Разница между мужчинами и женщинами, безусловно, существует, но не думаю, что она похожа на глубокую пропасть.

"Что нам точно известно о женщинах — они любят обучаться в группах, им комфортнее узнавать что-то новое от ровесников и задавать вопросы тем, кто в чем-то с ними схож"

Название The way women work ("Так работают женщины") было выбрано по другой причине. Я заметила, что в странах с развивающейся экономикой, вроде Украины, люди фокусируются на трудностях и препятствиях, с которыми они сталкиваются. К примеру, мы часто слышим о давлении на женщин в обществе и семье, говорим о том, что мешает женщинам развиваться. Я же решила показать, как они со всем справляются: с работой, мыслями, нагрузками. Не надо думать о том, что с женщинами "не так", давайте смотреть, что у них получается.

Кстати, о том, что "не так". Некоторые утверждают, что сам факт существования мастер-классов, семинаров и лекций для бизнес-леди говорит о том, что им нужна какая-то специальная помощь. Ведь редко встречаются мастер-классы специально для мужчин.

— К сожалению, я часто сталкиваюсь с подобной реакцией. Приезжаю читать лекции для сотрудниц больших корпораций, а мне говорят: "Еще одна женская программа? К нам все время привозят тренинги для женщин, словно с нами что-то не в порядке". Кому-то, возможно, это напоминает ситуацию со школьниками. На дополнительные занятия по математике приглашают тех, у кого проблемы с математикой и кому нужна практика.

Приходится начинать лекции с заверений в том, что с женщинами все в порядке. Более того, они находятся в выигрышном положении. Тренинги и подпитка одинаково нужны как мужчинам, так и женщинам. Но так сложилось, что именно для женщин за последние 20–30 лет было разработано много коучинговых программ. Хотя мужчинам поддержка нужна так же сильно. Мой новый курс лекций — для мужчин, которые хотят эффективно работать с женщинами.

То есть по умолчанию никто не поймет бизнес-леди лучше, чем другая бизнес-леди?

— Никто не поймет конкретную бизнес-леди лучше, чем человек, имеющий опыт ведения собственного бизнеса. И неважно, мужчина это или женщина.

Что нам точно известно о женщинах — они любят обучаться в группах, им комфортнее узнавать что-то новое от ровесников и задавать вопросы тем, кто в чем-то с ними схож.

Работая над своей книгой, вы изучили свыше 250 историй успешных женщин. Какая из них впечатлила вас сильнее других?

— Пожалуй, любимая история — случай из жизни молодой жительницы Саудовской Аравии. Она — ученый-генетик, защитила докторскую степень по молекулярной онкологии. Однажды ее пригласили прочесть лекцию. Когда ученая приехала к месту назначения, ее предупредили: "Доктор, когда вы войдете в комнату, вы увидите там ширму. Вам нужно стать за ширмой и оттуда читать лекцию".

"Украинцы гибкие. Какой бы ни была ситуация в стране, они умеют подстроиться, приспособиться"

Моя героиня, мягко говоря, удивилась: "Простите, мне послышалось? Вы сказали, что я буду говорить из-за ширмы? Но с какой стати мне прятаться?" Организаторы сочувственно развели руками: "Понимаете, несколько мужчин в аудитории не хотят вас видеть". Выяснилось, что все хотят прослушать лекцию и обменяться опытом с женщиной-ученым, ради этого они и собрались, но смотреть на нее, по мнению некоторых из них, — лишнее.

Лектор была ошарашена. Она задумалась о том, не лучше ли ей покинуть помещение. Организаторы просили остаться, уверяя, что в сложившейся ситуации нет ничего особенного. В конце концов девушка-спикер заявила, что выступит. Она открыла дверь и, не входя внутрь, громко предупредила аудиторию: "Внимание, примерно через пять минут я поднимусь на сцену, чтобы прочесть лекцию. Если в зале есть те, кто не желает на меня смотреть, пожалуйста, поверните свои стулья так, чтобы во время лекции вы сидели спиной к сцене".

Думаете, после этих слов хоть один слушатель отвернулся? Нет! Затем она вошла, стала посреди сцены и выступила. Этот случай для меня — пример того, как женщины из Украины, Бразилии, африканских стран проявляют изобретательность, чтобы поступить так, как считают правильным. Моя героиня не заставляла аудиторию смотреть на себя. Она предложила им альтернативное решение.

Сегодня эта девушка занимает руководящую должность в General Electric на Ближнем Востоке.

Национальный менталитет влияет на способности будущего предпринимателя?

— Думаю, влияет. Кроме того, важны политика и ценности вашего правительства. Чем консервативнее правительство, тем сложнее предпринимателю взять на себя ответственность и рискнуть.

Американки, к примеру, очень независимы. Мы ценим право на риск и самостоятельность; мы воспринимаем провалы как способ научиться. Но в некоторых странах считается, что лучше работать на правительство или большую компанию, а собственный бизнес — не преимущество, и люди к этому не стремятся.

Украина в этом плане отличается от других стран Восточной Европы. Вашей стране в течение многих лет приходилось бороться за свое место в истории. Украинцы гибкие. Какой бы ни была ситуация в стране, они умеют подстроиться, приспособиться. Это важное для бизнесменов качество. Украинцы и украинки, с которыми я познакомилась, произвели на меня огромное впечатление. Сколько идей, инноваций и новых проектов, и это несмотря на сложные времена.

Fullscreen

Рания Андерсон: "Прогуливаясь по одной из киевских улиц, я заметила странную картину: кофейня, салон красоты, еще одна кофейня, еще один салон красоты, и снова кофейня, и снова салон. У меня сразу вопрос: чем ваша кофейня отличается от кофейни напротив? И действительно ли здесь нужна еще одна кофейня?"

Вы проводили семинары в трех украинских городах. Что говорят об украинках вопросы, которые они задавали?

— Самое сильное впечатление от общения с украинской аудиторией — конкретика. Как правило, после лекций и мастер-классов в других странах мне приходится отвечать на странные вопросы. К примеру: "Как вам вообще удается работать?" или "Как быть с женщинами, которые не хотят помогать другим женщинам?" На эти темы уже сколько всего было сказано.

А украинки задавали конкретные и очень глубокие вопросы. Спрашивали, к примеру, как определить, интересен ли их продукт людям. Или как проверить бизнес на прибыльность, не вкладывая в него большую сумму. "Как понять, не пора ли закрыть бизнес?" — спросила одна из слушательниц. "Как открыть свой бизнес, не отказываясь при этом от нынешней работы?" — спросила вторая.

Эти вопросы требуют конкретных, детализированных ответов. Мне это понравилось.

Была еще одна деталь. Женщин интересовала разница между ментором и меценатом. Понимаете, о чем я? Ментор — это тот, кто дает вам совет. Такой человек встречается с вами лично, подсказывает идеи о том, чем бы вы могли заняться. Он поддерживает вас в трудную минуту, делится собственным опытом. Круто иметь ментора. А меценат — это другое. Меценат — это тот, кто имеет достаточно возможностей и влияния, чтобы что-то для вас сделать. Вместо советов меценат дает вам возможности. Если вы работаете в журнале, ваш меценат — это тот, кто скажет: "Дайте этому журналисту сложное задание, она справится". Это тот, кто, выступая перед публикой, скажет: "Знаете, она — настоящий профессионал, повезет тому, кому удастся пригласить ее в свою компанию". Известно, что во всех странах у мужчин больше меценатов, чем у женщин. Не для всех, но для многих украинок эта информация стала открытием. Об этом свидетельствовали и многочисленные вопросы: и о деталях этой концепции, и о том, где искать своего мецената.

В одном из интервью вы сказали, что некоторые истории украинских бизнесвумен вызвали у вас восхищение.

— В Одессе я познакомилась с владелицей медиакомпании. По выходным вместе с мужем она использует офисное пространство для лекций, на которых учит молодежь, преимущественно школьников, премудростям, которые нужно знать, чтобы открыть собственное дело. Они разработали курс и программу, как стать предпринимателем.

"В странах с развивающейся экономикой, вроде Украины, люди фокусируются на трудностях и препятствиях. Я же решила показать, как они со всем справляются: с работой, мыслями, нагрузками"

Еще одну впечатляющую историю я услышала в Киеве. Женщина рассказала, как оставила менеджерское кресло в мультинациональной компании, затем уехала за границу, чтобы получить степень магистра, вернулась в Украину. Ей хорошо работалось, но она увидела возможность работать в украинской компании. Там ей пришлось бы занять позицию на несколько уровней ниже. Однако она поняла, что в этот момент очень важно быть частью развивающейся Украины. Поэтому согласилась на эту невысокую должность. А теперь она главный управляющий компанией. Это прекрасный пример того, что нужно думать не только о себе, но и о чем-то более масштабном — о перспективах, о потребностях страны и общества.

Опираясь на ваш тренерский опыт, на какие категории можно поделить бизнес-вумен?

— Думаю, предпринимателей можно поделить на две категории: новичков и наблюдателей. У первых бизнес-идея находится на ранней стадии разработки, они недавно получили образование и никогда до этого не занимались собственным делом. У них нет навыков, только идеи и энтузиазм. Вторая категория — люди, которые имеют опыт работы в конкретной сфере, будь то банкинг или агрономия. Они уже поработали на кого-то и имеют представление о том, как можно усовершенствовать эту индустрию. Они прекрасные специалисты, но им нужно научиться менеджменту: как нанимать людей, как управлять проектом.

Какой из категорий гораздо сложнее начинать собственное дело?

— Собственное дело — это огромный труд и прежде всего готовность к провалам и неудачам. Думаю, сложнее всего тому, кто, не зная броду, полез в воду, решив, что предпринимательство — это легко.

Однажды вы сами решили оставить стабильную и хорошо оплачиваемую работу в банке. Что заставило вас это сделать?

— Буду предельно откровенна. Я работала на Банк Америки, а потом мы с мужем переехали в другой город. Я продолжала работать на банк, вела несколько общенациональных проектов. Но работала удаленно — из дому.

В какой-то момент я поняла, что моя сильная сторона — прямой контакт с людьми. Да, мне нравилась моя работа. Но это было не совсем то, что приносило мне удовольствие. Нужно думать о том, что у тебя хорошо получается и чем тебе нравится заниматься. На тот момент я занималась организацией корпоративных бизнес-тренингов для сотрудников банка. Решила попробовать свои силы и поработать на себя. Как-то незаметно нашлась первая клиентка-предпринимательница. Помогая ей, я только убедилась, что коучинг — это мое призвание.

Мне было сложно — я никого не знала в новом городе. Поэтому на то, чтобы построить свой бизнес, у меня ушло немало лет. Не было такого, чтобы я уволилась с банка и — о чудо! — на меня со всех сторон посыпались клиенты и клиентки.

Fullscreen

Рания Андерсон: "Надо учиться видеть пространства. Иначе вы не сможете двигаться к своей цели. Это трасса, всегда будут машины, всегда будут препятствия. Нужно спрашивать себя: "Где возможность? Как продвинуться вперед и достичь своей цели?"

Какой алгоритм следует взять на вооружение среднестатистической украинке, которая хочет открыть собственное дело?

— Вы о формуле успеха? Я часто говорю: дайте людям то, чего до вас не давал никто, — и вы станете успешной предпринимательницей. На лекциях я не раз сталкивалась с девушками, которые заявляли: "Мне нравится печь, поэтому я собираюсь открыть пекарню". Или, к примеру, те, кто любит рисовать, хотят собственную галерею.

Как правило, эти люди даже не пытались проверить, нужен ли рынку этот вид бизнеса? Чем этот проект будет отличаться от уже существующих? Будет ли он выделяться на фоне многочисленных конкурентов?

Хотите успеха — ответьте на простой вопрос: что заставит людей отдать предпочтение вам, а не кому-то другому?

Прогуливаясь по одной из киевских улиц, я заметила странную картину: кофейня, салон красоты, еще одна кофейня, еще один салон красоты, и снова кофейня, и снова салон. И это одна улица! Возможно, все эти заведения хорошо зарабатывают — я не знаю. Но у меня сразу вопрос: чем ваша кофейня отличается от кофейни напротив? И действительно ли здесь нужна еще одна кофейня?

Успешный бизнес начинается с удовлетворения рыночного спроса. Нужно искать свою нишу.

Примеры женщин, которые достигли успеха — даже в странах, где у девочек меньше прав, чем у мальчиков, — говорят о том, что все возможно. Однако что останавливает их соотечественниц?

— Думаю, то же, что останавливает мужчин и женщин в богатых демократических странах. Кто-то смотрит на ситуацию и видит только сложности и преграды. Мол, я не могу ни так, ни эдак поступить. А другие, наоборот, ищут возможности и лазейки: "Здесь и так, и вот так можно сделать".

Это напоминает вождение. Представьте, что вы за рулем и с второстепенной вам нужно выехать на главную трассу, вклиниться в поток машин. Вы ждете удобного случая. Поначалу вы видите только автомобили, бесконечную и непрерывную колону. Но вскоре вы начинаете замечать пространства между ними. Тогда вы включаетесь и вклиниваетесь в этот поток. То же с бизнесом и карьерой: надо учиться видеть пространства. Иначе вы не сможете двигаться к своей цели. Это трасса, всегда будут машины, всегда будут препятствия. Нужно спрашивать себя: "Где возможность? Как продвинуться вперед и достичь своей цели?"

Давайте представим, что однажды вы достигли своей цели — каждая женщина на планете счастлива и успешна в том, что ей нравится. Что вы будете делать дальше?

— Ну… Наверное, нянчить внуков.