Виталий Кличко не хочет боксировать против кубинца Хуана Карлоса Гомеса
Исполнив мечту детства – завоевав чемпионский пояс, Виталий Кличко поставил перед собой новую цель: заработать на этом как можно больше денег
"Просто отстаивать титул от посягательств молодого поколения – сегодня для меня неблагодарное занятие", – признавался журналистам Виталий Кличко после победы над Сэмом Питером. Чтобы опять выходить в ринг, объяснял он, нужна мотивация: соперник с титулом или именем.
Но Всемирный боксерский совет (WBC) рассудил иначе и обязал Кличко защищать чемпионский пояс в бою против Хуана Карлоса Гомеса – бойца без титула, без имени и, что главное, без шансов. У этого кубинца для победы над чемпионом нет ровным счетом ничего: он проигрывает Виталию в габаритах, не обладает нокаутирующим ударом, никогда не побеждал элитных супертяжей и, по собственному признанию, в недалеком прошлом имел проблемы с наркотиками и алкоголем. Главные заслуги Гомеса на ринге – победы по очкам над 43-летним Оливером Макколом и украинцем Владимиром Вирчисом. Поражение лишь одно: от некоего Янки Диаса. Стоит отметить, что Гомес – "неудобный" левша, но это вряд ли создаст проблемы для Кличко: он побеждал леворукого Кори Сандерса, а левша Крис Берд, которому когда-то уступил Виталий, сейчас работает в команде спарринг-партнеров украинца.
Впрочем, сам Виталий признается, что ему не хочется боксировать против кубинца.
– Гомес – бывший зять моего тренера, а его промоутер – нынешний зять моего тренера. Боюсь, что этот бой может испортить отношения в его семье, – сказал Кличко, отметив, что дочь тренера уже перестала с ним здороваться.
Но также очевидно, что бой с Гомесом не привлекает Кличко и по другой причине: поединок против малоизвестного бойца лишен интриги, а значит, не принесет больших денег. Бить рекорд Джорджа Формена, становившегося чемпионом в 46 лет, тридцативосьмилетний Кличко не собирается. В течение ближайших 2–3 лет он хочет провести ряд максимально прибыльных боев. И многим это не нравится.
Заработок КличкоСредняя цена билета на бой – $100–700, но иногда она может достигать $15–25 тыс., так что общий сбор порой составляет $10 млн.
30-секундный ролик на немецком ТВ во время поединка Владимира Кличко и Тони Томпсона стоил свыше 100 тыс. евро, а логотип торговой марки Nemiroff на ринге единоразово дает в среднем $50 тыс.
Реклама Aqua.com во время боя Владимира Кличко с Крисом Бердом в Мангейме принесла 200 тыс. евро. Кроме того, Кличко зарабатывают на рекламе вне ринга: $3 млн. за съемки в рекламном ролике немецкого фитнес-центра и сопоставимые суммы за рекламу шампуней Schwarzkopf & Henkel, одежду Hugo Boss, йогуртов и киндер-сюрпризов "Ferrero", газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Ударный бизнес
"Кличко стали машиной для зарабатывания денег. У них отлично подобранная команда тренеров, адвокатов, менеджеров, которые стараются сделать так, чтобы можно было заработать максимальное количество денег с минимальным риском", – заявил недавно российский супертяжеловес Олег Маскаев. Сейчас он судится с WBC, добиваясь поединка с Виталием Кличко, но украинец откровенно заявляет, что бой с Маскаевым не интересен ни ему, ни поклонникам бокса. "Следует понимать, что бокс – это бизнес", – добавляет украинский чемпион.
– Это шоу-бизнес, – подчеркивает в беседе с Фокусом промоутер Вадим Бухкалов, владеющий вместе с братьями Кличко промоутерской компанией K2 East Promotions. – Здесь, как и в любом другом бизнесе, дивидендам предшествуют инвестиции.
Объемы инвестиций не менее внушительны, чем суммы гонорарных фондов. Недавно Виталий Кличко сообщил, что в его тренировочном лагере находятся девять человек – он, тренер Фриц Здунек, физиотерапевт, массажист и спарринг-партнеры. Суммарные расходы на подготовку составляют сотни тысяч долларов. Озвучить для Фокуса конкретные цифры расходной части боксер отказался, но о средних затратах на организацию топ-поединка рассказал генеральный директор K2 East Promotions Александр Крассюк. По его словам, например, аренда самой престижной в Нью-Йорке арены Madison Square Garden стоит $250–500 тыс. Помещение нужно арендовать, как минимум, на двое суток. Наружная реклама, анонсы по радио и ТВ – все это обходится в сотни тысяч долларов. Организатор поединка платит буквально всем: от судей до уборщиц. Кроме того, нужно покрывать расходы супервайзеров из боксерских организаций: только их перелет бизнес-классом стоит $20–30 тыс. При этом за санкции на проведение поединка расчет отдельный – 3% от гонорарного фонда.
– Если фонд 10 миллионов, то каждому нужно, простите, отвалить по 90 тысяч, – говорит Александр Крассюк. – Вот и получается, что рентабельность бизнеса – 20–30%.
Говоря о прибыли в боксе, все непременно вспоминают имя мексиканца Оскара де ла Хойи, уступающего в списке богатейших спортсменов мира лишь игроку в гольф Тайгеру Вудсу. Его недавний поединок с Флойдом Мэйвезером принес рекордный доход от продажи платных трансляций – $120 млн. Гонорарный фонд поединка составил $35 млн. (25 – Оскару и 10 – Флойду). Но рекорд по призовым еще не побит: в 2002 г. Майк Тайсон и Леннокс Льюис получили от Дона Кинга по $35 млн.
– Да, иногда рентабельность зашкаливает, – соглашается г-н Крассюк.
Стать звездой
Чтобы стать столь высокооплачиваемым бойцом, недостаточно быть талантливым спортсменом. "Даже если боксер станет чемпионом мира, – говорит промоутер Вадим Бухкалов, – этого мало. – Он должен стать звездой мирового масштаба, чтобы бои покупали другие страны мира".
Раньше всех в Украине это поняли братья Кличко. На заре профессиональной карьеры они сами предлагали телеканалам кассеты со своими боями и платили за их показ. Сегодня же право трансляции поединков Кличко покупают более 100 стран мира. Этого они добились уже своими действиями на ринге.
– Телевидение не может навязать боксеру статус звезды, а публика может, – считает известный комментатор бокса Владимир Гендлин.
Тринадцать весовых категорий, четыре версии, более полусотни чемпионов. Большую часть из них, замечает Гендлин, публика не знает вообще. Но Кличко, де ла Хойю, Хопкинса – знают.
– Артур Гати хоть и не был суперчемпионом, но был звездой, – продолжает г-н Гендлин, – потому что все знали: он – лев на ринге. А если бои плохие, то кому вы нужны, пусть вы и чемпион.
Виталий Кличко: "Бой с Льюисом может принести 200 миллионов долларов"За несколько дней до поединка с Карлосом Гомесом боксер побеседовал с Фокусом о деньгах и о спорте
– Поединок с кем принес бы вам наибольшую прибыль?
– Думаю, это поединок с Ленноксом Льюисом, если он на него все же согласится. Свой последний бой он провел в июне 2003-го, выиграв у меня. Но я не согласен с тем результатом: по очкам преимущество было у меня, и продолжению боя помешала лишь моя травма, рассечение. Я хочу закончить то, что начал шесть лет назад. Мой противник пока торгуется, что уже хорошо, поскольку он не отвергает саму возможность нашей встречи. Уверен: бой Кличко – Льюис интересен всем любителям бокса, так что с финансовой точки зрения он очень выгоден. По приблизительным расчетам, прибыль от этого поединка может превысить 200 миллионов долларов.
– Вы говорите, что бой с Маскаевым неинтересен вам, поскольку его будет тяжело продать. Но Маскаев на каждом шагу заявляет, что побеждал вас в любителях. Нет ли желания поставить точку в этой истории, встретившись с Маскаевым на ринге?
– Эта история тянется уже несколько лет, и я неоднократно отвечал на вызовы Маскаева встретиться с ним. Прежде всего хочу развеять миф о том, что в далеком 1991 году между Кличко и Маскаевым произошел поединок. Никакого поединка не было! Это был любительский спарринг, в котором я подключил проблемную на тот момент правую руку, хотя должен был боксировать исключительно левой. Тогда мой тренер решил остановить спарринг, что командой Маскаева было воспринято как победа. Вот и вся история. Я еще раз подчеркиваю: нет финансовых причин проводить поединок. Не найдется телеканала, который купил бы права на трансляцию. Нет и спортивных причин для боя – свой последний поединок Маскаев проиграл нокаутом. Так что, мягко говоря, Олег говорит неправду и лишь с одной целью – заработать очки для своей популярности. Но за счет Кличко у него это не получится.
Публика создает кумиров и с такой же легкостью их забывает. Множество звезд мирового бокса доживают свои дни в нищете
Игорь Высоцкий Советский боксёр-тяжеловес дважды побеждал трёхкратного олимпийского чемпиона, легендарного кубинца Теофилио Стивенсона. Покинув ринг, пошёл работать в мебельный магазин грузчиком. | |
Вячеслав Лемешев В 20 лет стал самым молодым чемпионом в истории советского бокса. В популярности не уступал хоккеистам. После травмы руки работал машинистом насосной станции, вахтёром в кооперативе, рабочим на Востряковском кладбище. Умер в полной нищете. | |
Джо Луис Великий чемпион в последние годы жизни работал швейцаром в казино. Иногда получал денежные переводы от своего главного соперника, немца Макса Шмеллинга, который, уйдя из большого спорта, открыл представительство Coca Cola в Европе. | |
Бью Джек 21 раз выступал в главных поединках в Madison Square Garden. В 1944 г. заработал рекордную для тех лет сумму – $35 млн., которую пожертвовал на военные нужды. По окончании боксёрской карьеры Джек был вынужден работать чистильщиком обуви. | |
Примо Карнера Родители выгнали Примо из дому, не имея возможности кормить и одевать такого гиганта. Он прославился, став чемпионом мира. Его принимал Муссолини, он снимался в кино. В последние годы жизни тяжело болел, умер в нищете в 1967 г. в родной деревне. | |
Генри Армстронг Боксёр по прозвищу Вечный Двигатель завоевал чемпионские титулы в 3 весовых категориях. В США известна его книга «Двадцать лет стихов, настроений и размышлений». Полученный за неё гонорар Армстронг передал в Фонд помощи негритянским детям. Умер в нищете. | |
Майк Тайсон Растратил все $300 млн., заработанные на ринге, и объявил себя банкротом. По некоторым данным, $13,4 млн. он должен бюджету США, ещё $4 млн. – Великобритании. |