Город Зеро
Этот город долгое время служил воплощением американской мечты. Именно здесь в 20-х годах Генри Форд создал свою автомобильную империю, превратив штат Мичиган в один из самых богатых регионов Америки. Сегодня Детройт переживает период упадка, а вся цивилизация давно перекочевала в пригороды
Приземляясь в международном аэропорту Детройта, первое, что вы слышите, — это объявление рейсов на английском, японском и китайском. Такой практики нет даже в громадных аэропортах Нью-Йорка или Вашингтона. Пол Кубичек, профессор политологии Университета Оукленд, штат Мичиган, равнодушно сообщает, что китайцев и японцев в этот аэропорт прибывает больше, чем в любой другой в США. "Здесь ведь мировой центр автомобильной индустрии! — говорит он. И через секунду добавляет: — Был".
Провести экскурсию по Детройту и окрестностям для небольшой группы гостей из Восточной Европы согласился друг и коллега г-на Кубичека, Кевин Диган-Краузе, доцент Детройтского университета Уэйн Стейт, увлекающийся, помимо прочего, историческими памятниками города.
На подъезде к мегаполису возле хайвея установлен щит: "Мотор Сити приветствует вас!", а по обе стороны от дороги высятся небоскребы компаний Pontiac, Ford и Chrysler — грандов американского автопрома. Автомобили давно стали неотъемлемой частью жизни штата. Люди здесь просто не представляют себя без них. "Во многих городках даже нет тротуаров, — рассказывает Кевин. — Это Мичиган, Моторстейт (Motorstate) — здесь не принято ходить пешком, машины есть у всех".
8 миля
Мы едем по Вудворд-стрит, и Кевин обращает наше внимание на дорожные знаки, пролетающие над головой. "Через каждую милю даунтаун Детройта опоясывают окружные дороги. Городская черта проходит по 8-й миле", — делится наш экскурсовод. Отсюда и начинается граница района, где белые преуспевающие семьи предпочитают не селиться. С пересечением 8-мильной отметки ландшафт за окном резко меняется. Жилые дома вдоль дороги здесь ниже, меньше, часто попадаются заброшенные, разрушенные. "В районе 6-8 мили — преимущественно иммигранты из африканских стран, Вьетнама, Пакистана. Для них жить здесь — вынужденная необходимость, а выехать за пределы 8-й мили — мечта, — продолжает гид. — Детройт вовсе не похож на другие города экономически развитого штата Мичиган. В деловом центре города почти нет представительств крупных компаний, нет дорогих гостиниц или магазинов, богатых домов. Вся цивилизация давно перекочевала в пригороды. Днем в центре вы не найдете "белых воротничков", спешащих на работу, а вечером не увидите молодежи, отдыхающей в барах или дискотеках. Это почти город-призрак".
Резервация для чернокожих
Тем временем на подъездах к центру города все чаще встречаются выбоины, а вдоль дороги в ветхих домах — стрип-клубы, магазины, торгующие литературой для взрослых, и... церкви.
За трущобами, недалеко от въезда в бизнес-центр начинается район дорогих викторианских особняков, где жила когда-то автомобильная элита Детройта. Возле многих зданий — таблички с надписью "Продается", а некоторые просто заколочены досками или лежат в развалинах. По словам Кевина, их хозяева начали постепенно покидать эти места в 1960-х, во время активизации движения за права чернокожих. Кроме того, тогда Детройт уже начал сдавать позиции мировой автомобильной империи — более доступные японские машины начали составлять серьезную конкуренцию "крайслерам" и "фордам" не только в Европе, но и в самой Америке.
Так постепенно к концу 70-х в Детройте, который был спроектирован и построен в 20-х годах для 2 млн. жителей, осталось около 800 тыс. человек. Сейчас в опустевшем городе живут в основном чернокожие. "Да, здесь фактически существует расовая сегрегация", — иронично замечает Кевин.
Остатки былой роскоши
В 30-х, в период бурного экономического развития, огромные деньги здесь вкладывались в искусство и образование. В 1933 г. по приглашению Эдселя Форда, сына легендарного автопромышленника, Диего Ривера — знаменитый мексиканский художник — расписал стены одного из залов Детройтского института искусств, изобразив мощь местной индустрии.
Здесь и в самом деле разрабатывались и воплощались технологические проекты будущего. Как, например, электропоезд на монорельсе. Дорога на легких конструкциях была проложена по всему центру города на уровне 5-го этажа еще в 30-е — для разгрузки от автотранспорта. Сейчас она сохранилась, но поезд ходит только несколько раз в день.
Все в Детройте напоминает о прошедших временах славы и достатка. Широкие улицы, некогда предназначавшиеся для огромного количества машин, безлюдные теперь площади, монументальные небоскребы, большая часть которых заброшена. За пару часов прогулки мимо нас проехало только несколько машин и прошла пара одиноких пешеходов. И это в рабочий день в самом центре огромного мегаполиса.
Кевин ведет нас в одну из многоэтажек. На первых этажах располагаются офисы, а выше — помещения пустуют. Проходим коридорами в огромный сводчатый зал с остатками позолоты и изящной лепнины на потолке и стенах. Это развалины Мичиганского театра — культового места развлечений детройтских магнатов в 30-е. А сейчас здесь трехуровневая парковка для машин. Когда-то это был один из самых роскошных кинотеатров Америки. Построенный в 1926 г. в стиле французского Ренессанса, он был рассчитан на 4000 мест, а его строительство обошлось местной фирме Rapp&Rapp в $5млн.
Разрушенный театр стал своеобразным символом деградации Детройта и упадка автомобильной империи Форда и, как следствие, социальной депрессии, в которой находится город и его население. Именно его своды фигурируют в фильме "8 миля", где рэппер Эминем, исполняя песни, ищет выход из замкнутого круга детройтских трущоб, чтобы достичь успеха и воплотить, наконец, настоящую американскую мечту.