Пустили Бульбу: к 200-летию Гоголя на экраны вышел "Тарас Бульба" в стиле трэш

К 200-летию со дня рождения Николая Гоголя на экраны вышел «Тарас Бульба». Пафосная пропаганда режиссера Владимира Бортко способна порадовать разве что фанатов трэш-кино

Related video

Тем, кто не в курсе, что такое трэш в кино, поясняем: чем хуже трэшевый фильм, тем он лучше. Для достижения этой цели мировой кинематограф наработал внушительный арсенал идей. В ход обязательно идут абсурдные персонажи вроде кенгуру-оборотней или помидоров-убийц, бездумная расчлененка с литрами нарочито искусственной крови и небрежно сделанными из папье-маше частями тела, а также постоянно вопящие от ужаса красотки с голой грудью.

В вышедшей на экраны 2 апреля картине "Тарас Бульба" присутствуют почти все перечисленные компоненты, за исключением кенгуру и помидоров, ну и еще главный женский персонаж не визжит, когда оголяет грудь. Причин таких упущений две. Во-первых, Владимир Бортко ставил для себя другие задачи. "Я хотел сделать, извините пожалуйста, хорошее кино, только и всего", – признался он в одном из недавних интервью. А во-вторых, некоторые ограничения наложил литературный первоисточник.

Игра в классика
Слишком скрупулезное следование тексту Гоголя сыграло весьма злую шутку с Владимиром Бортко, который выступил не только режиссером, но и автором сценария. На его счету уже есть экранизации Булгакова ("Собачье сердце", "Мастер и Маргарита") и Достоевского ("Идиот"), правда, снятые для телевидения и поэтому позволяющие вместить в несколько серий почти все сюжетные и психологические подробности из литературного оригинала.

Так же бережно обойтись с первоисточником Бортко обещал и в начале работы над полнометражной экранизацией повести "Тарас Бульба". И слово свое сдержал. В результате в фильме, который идет два с лишним часа, то и дело неожиданно раздается закадровый голос актера Сергея Безрукова, начитывающего отрывки из Гоголя, а казаки за русскую землю и русскую веру убивают турок, поляков и евреев.

Диалоги и монологи героев тоже переписаны буквально из оригинала. Поэтому во время кульминационной батальной сцены Тарас Бульба в исполнении артиста Богдана Ступки три раза спрашивает казаков, не гнутся ли их сабли и есть ли еще порох в пороховницах. Вместе с однообразно меланхоличной музыкой композитора Игоря Корнелюка эти свойственные эпосу обороты превращают самые динамичные сцены в унылое скучное зрелище. Казаки при этом один за другим погибают, успевая сообщить зрителю, что умирают хорошей смертью за русскую землю. Кто-то из героев любовно поглаживает рукой эту самую землю, другой драматично падает в нее лицом.

Незначительные вольности, которые позволил себе Бортко по отношению к Гоголю, это выбросить некоторые части из повести, а также дописать персонажа Мосия Шило специально для Михаила Боярского. Первое вполне логично для экранизации, поскольку фильм вместить все явно не может. А вот второе было сделано, очевидно, для того, чтобы артист Боярский наконец сыграл персонажа без шляпы.

Кино и Гоголь
Идея экранизировать классика, о котором уже не один год спорят, российский он или украинский, появилась у Владимира Бортко несколько лет назад. Работа над масштабным проектом "Тарас Бульба" шла два года. Под руководством украинского художника Сергея Якутовича специально для съемок на острове Хортица в Запорожье был отстроен целый казацкий городок. В качестве достоверных декораций были использованы замки в Каменец-Подольском и Хотине, а также улочки исторических центров Киева и Варшавы. Кроме того, продюсеры картины выписали из Голливуда Ника Пауэла, который приложил руку к постановке трюков в "Храбром сердце" и "Людях Икс-3".

Все это обошлось создателям "Тараса Бульбы" в $25 млн. – это значительная сумма для российского кино. Для сравнения: бюджет самого дорогого российского проекта "Обитаемый остров" (две части по два часа) составляет $36,6 млн. Однако если в случае с последним понятно, куда ушли деньги, поскольку в кадре – куча звездных лиц, дорогая компьютерная графика и спецэффекты, то бюджет "Тараса Бульбы" вызывает недоумение.

Батальные сцены, которых в картине пять и которые сам режиссер называет очень сложными, выглядят так, будто в них участвуют полсотни человек, причем половина из них – непрофессиональная массовка. Обильно льющаяся кровь слишком похожа на кетчуп, а страдания на известных в основном по сериалам лицах актеров вызывают желание не сопереживать их героям, а добить, чтобы не мучились.

Еще во время съемок фильма режиссер Бортко заявлял, что "Тарас Бульба" – его последняя работа. Однако как для серьезного и завершающего карьеру высказывания картина вопреки намерению режиссера получилась слишком комичной. Так что не исключено, что Владимиру Бортко придется снять еще что-нибудь.

Ударные сцены1. Первый эротический опыт Андрея.

2. Казаки пишут письмо турецкому султану. Непристойное содержание послания всем известно, но у Бортко получилось сделать из смешной зарисовки эпизод в духе худших туалетных комедий.

3. Чудеса польской логики. Во время осады польской крепости казаки узнают, что турки разрушили Сечь, и возвращаются на Запорожье. Польский воевода, глядя со стен крепости, замечает: "Они отступают". – "Уходит только половина", – отвечает Андрей. – "Значит, их осталось вдвое меньше", – глубокомысленно резюмирует польский воевода.

4. Смерть Мосия Шило. Прежде чем умереть от ран, казак Мосий Шило в исполнении Михаила Боярского картинно втыкает саблю в землю, произносит пафосную речь о русской земле и вере, а затем эффектно падает лицом в грязь.

5. Прыгающие в пропасть всадники. В ответ на возмущение Общества защиты животных режиссер уверил, что во время съемок этой сцены ни один конь не пострадал.