Сашка Machine. Как киевский мальчишка стал профессиональным гонщиком
Как юный украинский картингист Александр Бондарев заболел автоспортом, заработал тяжелую травму, но сумел преодолеть ее последствия и вернулся на трек, а затем стал участником испанской профессиональной команды
В комнате Александра Бондарева от пола до потолка полки с кубками и медалями. Только в 2016 году пилот команды "Кононец-моторспорт" участвовал в пятнадцати гонках, выиграл десять из них, став чемпионом Украины, обладателем трофея Rotox Grand Final и победителем национальных классов. В 2017 году спортсмен записал в свой актив первые европейские победы. 2 декабря на Kartodromode Vianado Castelo в Португалии Александр занял первое место в гонке Troféu Bridgestone, 17 декабря победил в Кубке чемпионов. При этом он на "отлично" учится в третьем классе киевской гимназии и фанатеет по компьютерной игре GTA 5. Да, Саше только восемь лет, и он один из самых юных украинских гонщиков, которого пригласили в испанскую профессиональную гоночную команду.
Самый простой автомобиль
Светлые вихры, озорные глаза. Сашка торопливо отвечает на вопросы, ему очень хочется поиграть на папином компьютере, ведь времени на игры почти не остается. Во время соревнований у мальчика напряженный график: сначала тренировки, затем в обязательном порядке "домашка" — школу часто приходится пропускать, а быть двоечником не в характере юного чемпиона.
Автоспортом он заболел, когда увидел мультик "Тачки": красная машина, бесстрашно носящаяся по городу, стала мечтой.
— Я знаю Алонсо, Хемильтона, Фетеля, Ферстаппена, Шумахера. Не, так чтоб в глаза — нет. Меня мама хочет с Алонсо познакомить. Не знаю, что я ему скажу, когда встречу, — улыбается Саша. — Он же испанец, а я испанский и английский не знаю. Ну как за границей объясняешься — на пальцах. Знаю лишь пару слов по-английски, но когда с пацанами бесимся, прекрасно друг друга понимаем.
Скорость картов, на которых ездят юные спортсмены, достигает 107 км/ч. Пилоту кажется, что она выше, ведь он сидит низко, от трассы его отделяет лишь несколько сантиметров. Машины для возрастной категории Бондарева просты в управлении — зажигание, газ, тормоз. Главная задача спортсмена — удержать машину на своей полосе при максимальной скорости и не вылететь на вираже.
— Самая классная машина — KZ2 с коробкой, — мечтательно произносит Саша и без энтузиазма объясняет разницу между картом и болидом, всем видом давая понять, что не о чем разговаривать с человеком, который не знает таких элементарных вещей. — Карт — это самый простой гоночный автомобиль без кузова, другое дело болид, он может разгоняться до 260 километров в час. Обычно болиды участвуют в "Формуле-1.
Ездить на карте, вопреки кажущейся простоте, довольно утомительно. Выдержать несколько заездов в день, особенно на трассе с множеством виражей, нелегко. Картингист должен обладать хорошей выносливостью, чтобы сохранить реакцию и силы во время многочасовых гонок. А вот чтобы стать выдающимся гонщиком, необходима еще одна черта, считает Сашкин папа Аркадий Бондарев. Нужно обладать врожденным "шестым чувством", благодаря которому тонко чувствуешь ситуацию, чтобы по максимуму использовать представившуюся возможность вырваться вперед.
"Толпа" на треке
— Саша начал ездить, когда ему было пять лет, в шесть занял второе место на Кубке Украины, в семь стал троекратным чемпионом страны, и вот теперь впервые поехал в Европу, — говорит Аркадий. — В 2017 году он принял участие в трех европейских чемпионатах: чемпионате Испании, чемпионате Португалии и Центрально-европейском чемпионате. Когда Саша в первый раз поехал в европейском заезде, для него это был шок, ведь это совершенно другая гонка. В Украине в них принимает участие, ну 5–6 машин, там — 20–30, на треке "толпа". И вот всего за год он вошел в число довольно серьезных европейских гонщиков в своей возрастной категории.
— Что чувствуют родители, когда их ребенок на большой скорости мчится в практически ничем не защищенной крошечной машине? Страх? — спрашиваю Аркадия.
— Сейчас уже нет. Хотя изначально мы думали об этом, страшно было, — говорит Бондарев-старший и обращается к сыну. — Ну, расскажи, как получил самую тяжелую травму.
— Я упал со шведской стенки, — коротко произносит Саша.
— Ему было шесть лет, начал ездить на чемпионаты Украины, все вроде шло неплохо. Летом он был на даче, к нему пришли две подружки, ну, естественно, он перед ними гонял понты. Где-то засмотрелся, оступился, поскользнулся, и вот головой вниз упал на бетон. Тяжелейшая травма, две трещины в черепе, реанимация, сознания нет, вопрос был реально жизни и смерти. Когда он пришел в сознание, первое, что спросил: "Я смогу ездить?" Доктор сказал, что про гонки придется забыть. Конечно, он зарыдал, но когда ему на следующий день сделали повторные анализы, оказалось, что ситуация полностью изменилась, операцию отменили.
Сашка подлечился, выздоровел и снова сел за руль карта, уверено покоряя пьедесталы и завоевывая медали. Родители его во всем поддерживают, хотя занятия этим спортом — удовольствие недешевое.
— Государство ведь не помогает, все за счет родителей, — говорит Аркадий. — Впрочем, уже в следующем году станет полегче. Александра пригласили в испанскую профессиональную команду, которая будет компенсировать часть затрат. Он уедет в Испанию, будет там жить, учиться и тренироваться.
Испанцы называют Сашку Machine, восхищаясь тем, что в столь юном возрасте он завоевал множество значимых наград. Сам гонщик к своим достижениям относится буднично.
— Сколько всего у тебя наград? — спрашиваю его.
— Та просто не считал, — сидя за папиным компьютером скучным голосом произносит Сашка. Вопросы чемпиону порядком поднадоели, ему хочется наконец-то сразиться в любимую GTA 5.