Код свиньи: фармацевты предвкушают неплохие заработки
Пока правительства борются со свиным гриппом, а фармацевты предвкушают неплохие заработки, простые граждане раскупают маски и лекарства, а некоторые щеголяют в футболках с надписью «Бекон наносит ответный удар!»
Если вы увидите в аптеках препараты вроде свинадола или свиногра, подумайте, стоит ли приобретать лекарство, ведь ведущие фармацевтические гиганты заявляют, что разработка средства от вируса H1N1 займет не один месяц. С момента первого сообщения о свином гриппе объемы спама, предлагающего пользователям интернета вакцины от вируса, существенно возросли. Впрочем, заработать на гриппе во времена глобальной рецессии можно и вполне достойным способом.
Ответный удар
Во всемирной сети сейчас полно советов, как с выгодой использовать массовую истерию вокруг свиного гриппа. Пока сообщения о заболевании появляются в новостях подобно сводкам с места боевых действий, можно заняться изготовлением футболок с занятными картинками, изображающими мультипликационных героев-свиней и надписями вроде: "Вот и все, ребята!" или "Свиной грипп: Бекон наносит ответный удар!" Правда, искать покупателей придется среди оптимистично настроенной клиентуры, которая не теряет чувства юмора, несмотря на пугающие прогнозы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Неплохо можно заработать и на любителях свинины. Несмотря на заверения ВОЗ, что употребление мяса зараженных животных людям ничем не грозит, многие предпочитают покупать другое мясо – телятину, курятину или баранину. А лучше всего будут распродаваться овощи, поскольку немало граждан станут вегетарианцами.
Эпидемия страха
Многие скептично настроенные специалисты склонны видеть за раздуваемой СМИ паникой интересы фармацевтических компаний. На самом деле, с момента первого сообщения о H1N1 котировки мировых бирж стали снижаться. Акции практически всех компаний упали, а вот фармацевтических, наоборот, стали повышаться. Всемирный банк только усугубил ситуацию, предсказав, что в случае пандемии мировая экономика рухнет на 4,8%, а это $3,1 трлн. Сегодня в первую очередь под угрозой оказался сельскохозяйственный и туристический бизнес, вслед за ним убытки ждут авиаперевозчиков и, как результат, рынок черного золота. Так что даже если согласиться с предположением о заговоре всемирного масштаба, инициировали эту промоакцию определенно не нефтяные лобби.
Ежегодно мировая экономика несет из-за эпидемий гриппа миллиардные убытки. В этом году ущерб может быть особенно болезненным, ведь до H1N1 экономику потрепала глобальная рецессия. Министры сельского хозяйства Мексики, США и Канады поспешили обратиться к правительствам других стран с просьбой не вводить торговые санкции. К ним присоединилась и ВОЗ, заверяющая, что продукты из свинины не могут быть переносчиками вируса. Но некоторые страны, среди которых Китай и Россия, все-таки решили ввести ограничения на импорт свинины.
"Слишком много истерии вокруг этого заболевания, в то время как опасность не так велика", – заявил в интервью CNN американский конгрессмен Рон Пол.
"Если говорить о внешней политике, то их цель (чиновников. – Фокус) – запугать людей до смерти, а потом делать с ними все что захочется, – возмущается конгрессмен. – У нас экономический кризис? Давайте запугаем народ до смерти! А потом можно социализировать экономику и медицину. Запугайте народ – и любые действия правительства можно будет оправдать и интерпретировать как заботу о людях".
Для более трезвой оценки проблемы Рон Пол предлагает сравнить статистические данные по гриппу с эпидемией ВИЧ или туберкулеза. Это поможет адекватнее воспринимать ситуацию, ведь количество жертв гриппа ничтожно по сравнению со смертностью от вышеупомянутых заболеваний.
Но правительства предпочитают подстраховаться. Во время эпидемии птичьего гриппа в Азии массово закупали Tamiflu. Стоимость упаковки препарата составляла 30 долларов, но из-за ажиотажа на интернет-аукционах цена "спасительного лекарства" достигала 110 английских фунтов. Tamiflu и сегодня считается самым популярным антивирусным препаратом, одобренным ВОЗ.
Данные о последних пандемиях свидетельствуют о том, что за это время фармацевты успевали вывести на рынок немало новых препаратов.
Согласно последним данным ВОЗ, пик активности вируса подходит к концу. Когда номер Фокуса сдавался в печать, было зафиксировано 900 случаев заражения в 18 странах на пяти континентах. Врачи Мексики подтвердили смерть от свиного гриппа в 22 случаях.