Работа – не work: тысячи украинцев выезжают на сезонные работы за рубеж

В мае тысячи украинцев выезжают на сезонные работы за рубеж. Фокус узнавал, где нужны собиратели ягод, потрошители рыбы, бармены на лайнерах и уборщики в отелях, а также сколько за это платят

Неудачная поездка на сезонные заработки обернулась для киевлянина Сергея Шрамова удачным бизнесом.

– Четыре года назад я с товарищами поехал в Финляндию на сбор лесных ягод. Всех нас кинули: за 500 евро взноса организаторы не предоставили даже транспорт, за ягоду платили в три раза меньше, чем полагалось. Тогда 90 студентов собрали вещи и уехали домой без гроша.

Сергей не огорчился и подошел к ягодам с другой стороны – теперь он сам возит людей в Финляндию и официально представляет в Украине финскую ягодную компанию Ju&Ma.

На сезонную работу за границей в этом году невиданный спрос, вот только не каждая заграница теперь зовет к себе украинцев – своих безработных нынче хватает везде. Из-за квот на миграцию меняется и география "сезонки". Впрочем, пока выдаются трудовые визы, некоторые иностранные компании спешат вывезти из постсоветского пространства дешевую рабочую силу.


Евроурожай

Предложение по сбору финских ягод не первый год на рынке, но нынче эта работа – настоящий сезонный тренд.

Студентка Катя из Одессы еще месяц назад пыталась найти спутника на сбор ягод в Финляндии. Спутники нашлись, но девушка передумала. "Женщинам вообще ехать туда не советуют – работа сложная, много комаров и других паразитов. Я лучше в Центральную Европу махну", – рассуждает одесситка.

– Теперь польское и чешское направления для украинцев закрываются. В Чехии нашим буквально деньги на билеты выдают, лишь бы освобождали рабочие места. Посольство Польши по-прежнему предоставляет трудовые визы, но сократилось количество вакансий от работодателей. И потом, в злотых зарплата за сельскохозяйственные работы осталась прежней, но в долларовом эквиваленте упала примерно на $500, – говорит Сергей Шрамов.

За кило морошки в Финляндии платят 7–8 евро, черники – 1–2 евро, брусники – 1,4 евро. За проживание придется отдать 5–7 евро. Питание за свой счет.

– Не жалея сил, за месяц можно заработать 1–1,5 тыс. евро. А за сезон накопить от 2 до 4 тыс. евро, – добавляет Сергей.

В прошлом году на финские фермы, по официальным данным, выехала тысяча украинцев, на сбор лесных ягод – 600. В этом, похоже, уедет не меньше – только в компании Шрамова ежедневно раздается по 200 звонков в сутки. Но берут далеко не всех.

– Западная Украина, и только мужчины, – принципиален Сергей. – Люди из горных районов понимают, что такое лес, что такое черника. Я, киевлянин, на сборе ягод когда-то зарабатывал максимум 93 евро в день. Люди из Западной Украины зарабатывают не менее ста, рекорд на нашей памяти – 174 кг и 350 евро за день.

Харьковчанину Дмитрию Ошусту повезло трудоустроиться в Англии на сбор салата:

– За полгода мне удалось скопить около $3 тыс. Если бы не учеба, непременно бы вернулся.

Правда, салатом Дима объелся на всю жизнь: первую зарплату он получил лишь на третью неделю пребывания в Англии, а из дома денег не взял.

– Приходилось питаться тем, что собирали. Но, несмотря на сложности: полгода под дождем, не разгибая спины, практически без выходных, – мне удалось выкроить время для путешествий по Англии, выучить язык.

По словам PR-менеджера портала rabota.ua Максима Муровайко, сейчас количество сезонных вакансий увеличилось на 5–10%, но потенциально украинцев, желающих работать за границей, гораздо больше, чем предложений. Существенно сократились вакансии в Польше, из России были вынуждены выехать украинские строители. Любопытно другое: на 5–7% увеличился спрос на специалистов в области IT – в Украине под сокращение попали 10–15% программистов, и заграница начала ими интересоваться ввиду их низкой стоимости. Но это уже не сезонная, а постоянная работа.

Мир посмотреть, себя показать
Наименьший удар, отмечают эксперты, пришелся на сезонные работы в сфере развлечений – зарплаты танцовщиц хоть и снизились, но вакансий достаточно. Жителям Западной Украины, как и в прошлые годы, предлагают срезать шампиньоны в польских теплицах. При норме 12 кг в час и 10-часовом рабочем дне зарплата не слишком радует: 2,5–4 тыс. в месяц. Открыты вакансии и на более экзотическую работу – потрошитель, упаковщик, засольщик рыбы в Норвегии. Но такой контракт заключается не менее чем на полгода. Средняя зарплата – 3 тыс. евро в месяц. Среди студентов популярны кругосветки на лайнерах – в путешествиях нужны бармены, официанты, помощники официантов и поваров, фотографы. За стирку-уборку платят $500–900, бармен получает $1500 плюс чаевые. Помощник официанта – от $600 до $1100. Но, как рассказали Фокусу в агентствах, занимающихся трудоустройством на лайнеры, текучка в круизах прекратилась – вакансий стало меньше, работу находят те, кто отправляется в рейс не впервые.

А вот где и вправду сократились вакансии на сезон, так это в Штатах. Впервые подруги Алена Власенко и Оля Кравченко попали в США по студенческой программе Work and Travel.

Отказавшись три месяца потрошить рыбу на Аляске и заработать не только пару тысяч, но и ревматизм, девушки решили поездить по Америке, увидеть страну, а между делом накопить денег.

– Первой нашей работой была забегаловка с игровыми автоматами, хотя на собеседовании в Киеве нам обещали работу в престижном казино. Натерпевшись унижений и насмешек, мы уволились через день, – говорит Оля.

– Затем устроились в магазин сувениров и одежды в небольшом городке в штате Нью-Джерси. За 7 долларов в час нельзя было даже присесть: хозяева сгребали с полок одежду и заставляли ее заново складывать, мы забивали гвозди и носили из подвала тяжелые бутыли с водой, – добавляет Алена.

И тогда студентки пошли в официантки.

– В Америке это была лучшая сезонная работа для наших студентов: при мизерной ставке 3 доллара в час украинцам и русским дают самые щедрые чаевые, – поясняет Алена.

Работая, подруги умудрились объехать семь американских штатов, отдохнуть и накупить в магазинах подарки и одежду, а в Киев привезли по $3 тыс. каждая. Оля отдала деньги родителям и установила в квартире новую входную дверь. Алена заплатила за свое образование.

В этом году разносить еду и напитки в Америке девушки уже не будут.

– Наш друг из Филадельфии владеет небольшим бизнесом. Он предупредил: на работу нынче берут только американцев, для украинских студентов мест почти нет, – говорит Алена.

По словам Георгия Гигаури из Международной организации миграции, возрастная категория украинцев, готовых работать в сезон, – от 25 до 48 лет. Однако меняется структура миграции:

– Без работы остаются строители, но по-прежнему стабилен спрос на работников в сфере туризма и развлечений. Выехать действительно стало сложнее: Польша и Чехия ограничили квоты, назревают такие меры в Англии и Австралии, сигналы давно слышны из Франции. Что говорить – весь Евросоюз нацелился на политику протекционизма, пытаясь избежать насыщения рынка труда иностранными рабочими и обеспечить работой местных жителей.

Лень-матушка
В порядке эксперимента корреспондент Фокуса попыталась устроиться мойщицей полов за 1300 евро в месяц с бесплатным проживанием, 5-дневной рабочей неделей и 8–10-часовым рабочим днем. На собеседовании нас ждал мужчина лет тридцати, представившийся Алдасом из компании, отели и развлекательные комплексы которой работают по всему миру.

– Если сейчас не заменим весь обслуживающий персонал на более дешевый, то через год-два обанкротимся. В кризис содержать местных уборщиков стало слишком дорого, – объясняет Алдас. – Поэтому я набираю людей в Украине, Белоруссии и Молдавии – они хорошо работают, а стоят недорого. Мы предлагаем контракты даже на год-два.

Время от времени потенциальный работодатель успокаивает, мол, уборка – это не стыдно:

– Тем более за границей – никаких ваших швабр и ведер: специальные машины моют, а вы ими только управляете, – описывает Алдас условия труда.

– В Чехию уже не уедешь, в Ирландии трудовые визы тоже не дают, – продолжает работодатель. Еще можно попасть в Италию, Германию, Англию и даже Шотландию. Оформление документов стоит 3 тыс. евро. Около тысячи из этой суммы должен взять на себя соискатель работы, остальное оплачивает компания.

– Недавно я оформил документы двум украинцам, они дали мне по тысяче евро каждый, а теперь трубку не берут, скрываются. Что за идиотизм! У вас же кризис, а люди деньгами разбрасываются. Не понимаю, – сокрушается собеседник. – Неохотно вы работать идете, другое дело Белоруссия: там я за два дня набираю столько людей, сколько в Украине за месяц.