Шоу должно продаваться

Телевизионные рейтинги свидетельствуют, что украинским зрителям нравится не только смотреть, как поют и танцуют звезды, но и демонстрировать собственные таланты

Related video

Чтобы попасть в телевизор, сотни людей с утра до вечера ждали своего выхода на сцену в шоу "Україна має талант". За минуту любой желающий мог проявить свои способности: участники пели, танцевали, декламировали, показывали спортивные трюки. Ограничений по возрасту не было, поэтому взрослым приходилось соревноваться с детьми. "Нечестно, конечно, но что делать? Зато шанс дается всем, и это честно", – говорит один из участников, милиционер, а по совместительству пародист Валерий Юрченко из Николаева.

"Такими проектами мы воплощаем мечту зрителя, который сидит на диване, смотрит телевизор и думает, что он – один из тех, кого видит в этих программах. То есть может взять и прийти, и если он на самом деле талантлив и умеет что-то делать, мы его покажем. Это просто желание почти каждого человека попасть в телевизор", – объясняет шеф-редактор шоу "Україна має талант" Алексей Удовицкий.

О правоте его слов свидетельствуют цифры. Премьера программы состоялась 3 апреля на СТБ с лучшими за всю историю канала показателями: ее посмотрели 11,8 млн. человек.

Давайте потанцуем
Не менее высокими результатами может похвастать шоу "Танцюю для тебе" на канале "1+1". 25 апреля завершился второй сезон проекта, и финальный гала-концерт смотрела примерно четверть телезрителей.

Между тем такие высокие показатели впечатляют не всех. "Сейчас все талант-шоу имеют хорошие рейтинги – и "Фабрика зірок", и "Танцюю для тебе", и "Україна має талант". Для канала СТБ, например, это просто рекордные цифры. Талант-шоу в столь большом количестве будут интересны зрителю до поры до времени, но постепенно интерес начнет падать", – уверен телепродюсер и президент компании "Стар Медиа" Влад Ряшин.

В свое время на "Интере" он выпустил в эфир придуманный Игорем Кондратюком "Шанс", а затем уже на посту президента продакшн-компании "Стар Медиа" сделал для "1+1" по формату Би-би-си суперуспешные "Танцы со звездами".

"Танцы со звездами" стали первым проектом, где в новой теме – танцах, которые сами по себе являются достаточно зрелищным и интересным с точки зрения картинки продуктом, появилась понятная зрителю и происходящая на их глазах в режиме прямого эфира реальная интрига", – объясняет Ряшин успех шоу.

Судя по цифрам, проект стал событием для отечественного ТВ. Финальный гала-концерт первого сезона шоу посмотрели почти 16 млн. человек, и по рейтингу этот эфир обогнал новогоднее обращение президента и летнюю трансляцию футбольного матча Италия – Украина.

Правила формата
На первый и второй сезоны "Танцев со звездами" создатели проекта потратили по $1 млн., и в 2006 году шоу стало самым дорогим в истории отечественного телевидения. После успеха этой передачи другие каналы тоже начали тратить внушительные суммы на производство красочных шоу.

Причем значительная часть бюджетов уходит на покупку иностранного формата – общая концепция и набор конкретных правил шоу, которое прошло с хорошими рейтингами в других странах, стоят довольно дорого. Зато международный успех – гарантия высоких показателей и в Украине.

"Это творческая импотенция тех, кто работает на телевидении. И это не оскорбление, просто констатация факта", – ставит диагноз отечественному ТВ Игорь Кондратюк. Телепродюсер и ведущий, а сейчас еще и член жюри в шоу "Україна має талант", в 1999 году придумал первое отечественное талант-шоу "Караоке на Майдане", от которого через несколько лет отпочковался проект в том же жанре "Шанс".

"Что такое талант-шоу? Это смесь реалити-ТВ с хорошей, красочной постановкой, желательно в прямом эфире. В "Шансе" прямой эфир по финансовым причинам мы позволить себе не могли. Тем не менее эта передача просуществовала довольно долго: десять сезонов для талант-шоу – это очень много", – рассказывает Влад Ряшин. Даже "Танцы со звездами" продержались всего три сезона.

За семь лет существования программа, в которой людей с улицы за один день превращали в звезд, один раз сменила канал и все время выходила в воскресный прайм-тайм с высокими рейтингами. Такую долгую жизнь проекту обеспечила не только зрительская, но и спонсорская любовь. "Не секрет, что держатели форматов Endemol или Би-би-си очень ревностно относятся к брендированию ", – объясняет Игорь Кондратюк. А в "Шансе" условия сотрудничества были более гибкими. "Это шоу принесло каналам больше прибыли, чем все покупные форматы", – утверждает создатель "Шанса". Делать оригинальные проекты выгоднее, уверен он, однако придумывать их – задача не из легких.

Мыслите масштабней
Пока продюсеры рассуждают о покупных форматах, бюджетах и спонсорах, зрители оценивают совсем другое. "Залог успеха талант-шоу – это живые люди с яркими эмоциями и переживаниями", – говорит Алексей Удовицкий. Еще две обязательные составляющие называет Игорь Кондратюк. Первая – честный элемент сопричастности, когда зритель может не только сам поучаствовать в шоу, но и влияет на судьбу героев. Вторая – шоу должно чем-то цеплять. К примеру, показывать, что украинцы – талант­ливая нация.

"Многим людям есть что показать", – уверен Валерий Юрченко, и участие в шоу "Україна має талант" эту уверенность только укрепило. После успешного выступления в первом туре его стали узнавать на улицах родного города. "Теперь приходится за собой следить, – смеется он. – Дочка тоже звезда в школе".

"Можно сказать, это шоу кардинально изменило мою жизнь, – говорит еще одна участница проекта "Україна має талант", художница по песку с психологическим образованием Оксана Симонова-Паскарь. – Я всю жизнь мечтала работать с дельфинами, и мне предложили в дельфинарии разработать психофизиологические занятия для детей".

Изменения в жизни произошли и у участников других талант-шоу, причем не только у нас. Недавним хитом на портале Youtube.com стал ролик с выступлением Сьюзан Бойл, завоевавшей первое место в британском аналоге "Україна має талант". Теперь 47-летняя домохозяйка с мощным голосом – настоящая звезда. Победители и герои отечественных "Шанса", первой и второй "Фабрики зірок" и "Танцюють всі" тоже стали более или менее известными.

Реальные примеры вдохновляют людей, поэтому количество желающих поучаствовать в таких шоу вряд ли сократится. Так что из эфира они не пропадут. На СТБ, к примеру, всерьез говорят о втором сезоне "Танцюють всі". А в планах "Стар Медиа" – новый международный формат, название которого пока держится в секрете. Влад Ряшин уверен: чтобы не потерять популярность, талант-шоу должны преображаться и расти, так что его новый проект обещает быть интересным. "Это будет не просто талант-шоу, это шаг вперед за счет необычности и масштабности подхода", – утверждает продюсер.

Песни и пляскиСамыми дорогостоящими проектами отечественного ТВ последние годы становились зрелищные талант-шоу
Україна має талант 1. «Україна має талант» – весна 2009, канал СТБ, бюджет не разглашается.
Танцюють всі 2. «Танцюють всі» – осень 2008, канал СТБ, бюджет $3,5 млн.
Фабрика зірок 3. «Фабрика зірок» – осень 2007, Новый канал, бюджет $3 млн.
Танцюю для тебе 4. «Танцюю для тебе» – осень 2008, канал «1+1», бюджет $2,5 млн.
Танці з зірками 5. «Танці з зірками» – осень 2006, канал «1+1», бюджет $1 млн.