Хождение за три моря. На что похоже обучение в европейских вузах
Фокус поговорил с украинцами, которые учатся или уже получили высшее образование за границей, и выяснил, почему они сделали выбор не в пользу отечественных вузов
В студии Венской консерватории у рояля 1892 года сосредоточенно возится парень с разноцветными волосами. Розовые, желтые, салатовые пряди торчат в разные стороны, он поправляет мешающий зеленый локон и продолжает заниматься своим делом, которое далекому от музыки человеку покажется непонятным и даже бессмысленным. Илья старательно расстраивает струны старинного инструмента и записывает звук. В Киевской консерватории, где парень учился до этого, такой возможности у него не было. Ему пришлось ехать за границу, чтобы учиться создавать новую, живую музыку, не ограниченную стереотипами и рамками консервативного вуза.
Авангард из Австрии
Илья Разумейко, 29 лет
Венская консерватория, факультет электроакустической композиции
- Страна: Австрия
- Статус: студент
- Стоимость обучения: 750 евро за семестр
- Срок обучения: 6 лет
Илья родился в творческой семье — родители художники, так что мир искусства ему был понятен с детства. Но парню оказались ближе не кисти и мольберт, а ноты и струны. Он получил классическое музыкальное образование: сначала окончил училище в Запорожье, после уехал учиться в Киев. Однако надежды на то, что столица откроет ему двери в мир свободы звуков, оказались тщетными. Консерватория стала воплощением шаблонного обучения. Преподаватели честно отрабатывали свои уроки, но невероятным музыкальным экспериментам, поиску новых форм самовыражения, чего так жаждала душа юного музыканта, здесь не было места.
— Многие из тех, кто учился в нашей консерватории, деградировали за пять лет и к ее окончанию вообще прекращали заниматься музыкой. Обучение здесь — это медленная потеря мотивации, — рассказывает Разумейко.
Его речь сильно отличается от свойственной многим людям искусства рафинированной манеры говорить. Он часто использует сленг, то и дело в разговоре проскальзывают слова "супер" и "чуваки", и это еще больше, чем экстравагантная прическа, отдаляет Разумейко от привычного образа классического композитора.
После получения диплома композитор мыкался по разным местам в поисках собственного творческого пути: давал частные уроки, работал в музыкальной школе, в Киевском театре оперетты. В какой-то момент понял, что так продолжаться не может. Он чувствовал в себе творческий потенциал, который надо развивать, учеба за границей казалась самым верным решением.
— Обычно классические музыканты ориентируются на немецкоязычные страны: Австрию, Германию. Во-первых, здесь не очень дорого, в Германии обучение в большинстве консерваторий бесплатное, так что в финансовом плане это легче, чем учеба во Франции или Скандинавии, например. Во-вторых, немецкая традиция классической музыки самая крутая, а моя консерватория вообще всегда стоит первой в рейтинге музыкальных учебных заведений, — аргументирует Разумейко свой выбор.
"Многие из тех, кто учился в Киевской консерватории, деградировали за пять лет и прекращали заниматься музыкой"
Обучение в Венской консерватории стоит около 700–750 евро за семестр. Илья считает, что финансовый вопрос — основная причина, по которой так мало музыкантов из Украины едут учиться за рубеж, по крайней мере в Вене украинских студентов почти нет. В то же время существует огромное количество стипендиальных программ, которые позволяют оплачивать обучение.
— Если ты хорошо учишься, можно подавать на стипендию, — рассказывает Илья. — Конечно, сначала все равно надо иметь какой-то капитал, чтобы оплатить первый семестр или год, но можно рассчитывать, что с третьего курса ты окупишь свое обучение стипендиями.
По словам музыканта, существует несколько их видов. Это может быть единоразовая выплата в размере от 200 до 1 тыс. евро или годовая стипендия: ежемесячно выплачивается от 200 до 700 евро.
— Еще есть мегакрутые стипендии — 10–15 тыс. евро, но их дают редко, на них студентов подает сам университет, — уточняет Разумейко.
Ему сложно сравнивать образование в Украине и Австрии, системы кардинально разные. Рассказывая о Венской консерватории, подчеркивает, что там "суперответственные преподаватели".
— Профессор может быть очень крутым, по сути, настоящей звездой, зарабатывать кучу денег, но он никогда не позволит себе прийти на занятие неподготовленным и нести какую-то чушь, — уверяет Илья.
По его словам, на 3 тыс. студентов здесь приходится 800 преподавателей, из которых 500 – профессора.
Профессор Вольфган Музиль, преподающий в консерватории электронную музыку, готов заниматься со студентами днем и ночью — в прямом смысле слова.
— Мое индивидуальное занятие с ним начинается в 17:30 и длится полтора часа, но несколько раз было так, что в итоге мы уходили из института в пять утра и шли пить пиво в открывающийся бар, — смеется Илья. – Всю ночь чувак помогал мне делать сложную электронику для какого-то моего проекта. Вот такие там фанатичные преподаватели!
Уже в первые годы обучения в Вене музыкант стал реализовывать крупные арт-проекты. В 2015 году в соавторстве с музыкантом Романом Григоривым он написал произведение IYOV. Музыкант презентует его как "оперу для препарированного рояля, шести голосов и виолончели". С этого и начался уже известный не только в Украине, но и в других странах проект NOVA OPERA.
В этом году в Ивано-Франковске уже в пятый раз прошел культурный фестиваль Porto Franko. Илья Разумейко — один из авторов идеи и арт-директор экспериментального мероприятия.
— Может быть, я бы ко всему пришел и без учебы в Венской консерватории, но уверен, что в этом случае мне понадобилось бы гораздо больше времени на это, — считает он.
По квоте британского правительства
Дмитрий Притуленко, 33 года
University College London, курс Social Development Practice
- Страна: Великобритания
- Статус: написание диссертации
- Стоимость обучения: бесплатно
- Срок обучения: 1 год
Дмитрий Притуленко соглашается на интервью нехотя. Разговор с журналистом означает минус час в библиотеке, а она стала для него основным местом обитания. В конце мая Притуленко завершил годовой курс обучения по специальности "Практика социального развития" в Университетском колледже Лондона и переключился на написание диссертации. Анализируя международный опыт, он ни много ни мало ищет "оптимальное решение жилищно-правовых проблем переселенцев в Украине". Впрочем, такой выбор темы неслучаен — Притуленко сам четыре года назад переехал из оккупированного Крыма в Киев, вот и пытается найти решение наболевших вопросов.
В свое время крымчанин получил финансовое образование, успел поработать в банке, но ушел в общественный сектор. Однако ему уже неинтересно просто заниматься волонтерскими проектами.
— Мне всегда хотелось найти что-то на стыке двух направлений — социального и экономического, — объясняет он. — Сейчас я занимаюсь как раз этим. Изучаю вопросы развития Украины и других похожих стран, выясняю, что именно влияет на благосостояние людей, как создается гражданское общество, выстраиваются институты социального развития.
Притуленко попал на учебу в Лондон благодаря стипендиальной программе британского правительства Chevening. Ежегодно более 1,5 тыс. человек со всего мира получают материальную помощь от государства на образование в вузах Великобритании. Квота для разных стран отличается. Например, из крупных — Бразилии, Китая — приезжает около 70–80 стипендиатов. В Украине до последнего времени для программы отбирали 7–8 участников, однако с прошлого года количество увеличили вдвое. На эти 16 мест претендуют около тысячи желающих учиться в Британии. Стоимость образования по специальности Притуленко составляет около 22 тыс. фунтов стерлингов, то есть свыше 770 тыс. грн. Стипендия полностью покрывает затраты на обучение.
— У человека должен быть очень хороший английский, высшее образование и опыт работы в своей профессиональной сфере, — объясняет Притуленко. — Но еще важнее очень сильная аргументированная мотивация, доказывающая, что ты хочешь и сможешь применить полученные знания у себя в стране.
По словам студента, главное отличие британской системы образования от украинской в том, что основной упор делается на самостоятельную работу.
— Поначалу мне было очень сложно, — признается Притуленко. — Ежедневно нужно читать минимум сотню страниц академического текста, состоящего из специфических терминов. Ты это должен не просто прочитать, но и понять, проанализировать, возможно, подвергнуть сомнению и сделать выводы, которые потом сможешь высказать другим. В Украине же тебе дают какие-то готовые решения, которые ты априори должен воспринимать как единственно верные, ни о каком критическом мышлении речи не идет.
Курс, выбранный Притуленко, включает не только теорию, но и практику: разбираться в положении развивающихся стран его группа поехала в Бразилию, в бывшую столицу Салвадор. Здесь в течение трех недель интернациональная команда работала со студентами местного университета, изучала проблематику города, анализировала социальные факторы, их влияние на население. Сейчас Притуленко задумывается о том, что неплохо было бы и поработать за рубежом.
— К сожалению, программа предусматривает, что студент ни в коем случае не может остаться в Британии после окончания учебы: я обязан вернуться в Украину, — уточняет он. — Все будет зависеть от того, как я смогу реализоваться в Киеве, после этого можно будет подумать о профессиональном опыте за границей.
Двери в Европу
Ксения Белякова, 23 года
Варшавская высшая школа финансов и управления, факультет "Финансы и бухгалтерия"
- Страна: Польша
- Статус: выпускница
- Стоимость обучения: 2800 злотых ($770) за первый год 4000 злотых ($1,1 тыс.) за второй год
- Срок обучения: 2 года
Белякова поехала учиться в Польшу вместе с мужем Александром. Два года назад они окончили бакалавриат международной экономики и менеджмента в Киевском национальном экономическом университете, но еще до этого знали, что продолжат обучение где-то за границей. Девушка признается, что рассматривали разные европейские вузы, но везде обучение было слишком дорогим. Когда уже стало казаться, что ничего из затеи не выйдет, друзья посоветовали ехать в Варшаву — мол, дешево и к Украине близко.
За первый год обучения супруги заплатили по 2,8 тыс. злотых за каждого, за второй год — 4 тыс. злотых.
— Это оказалось даже дешевле, чем учиться в хорошем институте в Украине, — говорит Ксения. — Конечно, наш вуз — не какое-то авторитетное учебное заведение, его даже польские работодатели мало знают. Но мне это не помешало найти хорошую работу в международной компании.
Процесс обучения в варшавском вузе не сильно отличался от украинского. По оценкам Беляковой, КНЭУ дает более основательное образование, в Киеве сильные преподаватели. В то же время в Польше лучше проработаны все организационные вопросы.
— Я помню поступление в Киеве, это настоящий ужас, — рассказывает Белякова. — В вузе была живая очередь для абитуриентов, и люди вели себя дико, потому что каждый старался пройти быстрее, все ругались. В Варшаве такого нет. В холле стоит терминал, где ты получаешь талон с номером и ждешь, когда он высветится на табло.
Белякова говорит, что около 90–95% учащихся в Высшей школе финансов и управления — украинцы, студентов из Украины много и в других вузах города. При этом девушка уверяет, что не чувствует к себе предвзятого отношения со стороны местного населения.
— С ним я столкнулась лишь один раз, когда только приехала и начала работать официанткой в кафе, — делится воспоминаниями она. — У меня тогда был еще не очень хороший польский и сильный акцент, менеджер кафе меня плохо понимала и злилась из-за этого.
Изначально супруги планировали получить образование в Польше, а затем искать работу в других странах ЕС. Но за два года они настолько привыкли к Варшаве, что пока обосновались здесь. После окончания вуза героиня устроилась работать в международную лизинговую компанию, где занимается прайсингом — формирует цены. Ее муж снова пошел учиться — в Японско-польскую академию компьютерных наук.
Три в одном
Кирилл Следзь, 23 года
Hochschule Anhalt, факультет "Международная архитектура"
- Страна: Германия/Великобритания
- Статус: выпускник
- Стоимость обучения: 920 евро за семестр
- Срок обучения: 2 года
С профессией Следзь определился еще в детстве. Отец — известный львовский архитектор Владимир Следзь — часто брал маленького сына с собой на работу. Из года в год Следзь-младший наблюдал, как на его глазах вырастали дома, процесс завораживал. Когда подрос, тоже захотел стать архитектором.
— У меня даже вариантов не было, я сразу подал документы в политех (Институт архитектуры Львовской политехники. — Фокус), — улыбается Следзь.
Об учебе за границей он задумался еще первокурсником, но диплом бакалавра получил во Львове. Зато на магистратуру поступил сразу в два учебных заведения: в свой вуз и в университет немецкого города Дессау. Оттуда по программе "Эразмус" на зимний семестр Кирилл уехал учиться в Ливерпуль.
— Мне постоянно приходилось ездить из одной страны в другую, — признается парень. — В какой-то момент я вообще оказался студентом трех вузов.
В январе 2018 года у студента прошла презентация магистерской работы во Львове, в феврале — презентация в Ливерпуле, в июне он защищался в Германии. В итоге у него два диплома и опыт учебы в Англии.
В Украине можно получить архитектурное образование не хуже, чем в Германии или Великобритании, считает Следзь. Но в европейской системе есть особенности, которые отечественным вузам стоило бы взять на вооружение.
— В Германии у нас была своя студия, где мы практически жили, — объясняет парень. — Ты встаешь утром, пьешь кофе, идешь в студию и проводишь там целый день, работая над проектом. Это удобно, ведь рядом с тобой находятся люди, которые заняты тем же, ты можешь посоветоваться или вдохновиться чем-то. А как в Украине? Ты отсидел на парах и сам ищи себе место, где можешь поработать.
В немецком вузе главный приоритет — написание диплома, в то время как в Украине приходится уделять слишком много внимания второстепенным предметам, в итоге на дипломный проект остается не так много времени.
Обучение на немецком языке в государственных вузах Германии бесплатное. Университет Кирилла тоже государственный, но англоязычный факультет, который он выбрал, — частный, поэтому обучение платное. Стоимость образования — 920 евро за семестр. Однако здесь, как и в других странах, действует много стипендиальных программ, на которые можно подавать, в том числе иностранным студентам.
Тенденция
Министерство образования и науки Украины не занимается подсчетом абитуриентов, которые едут учиться за рубеж. Но это делает аналитический центр CEDOS. Социологи подсчитали, что в 2015–2016 годах за образованием в другие страны уехали более 66 тыс. украинцев, и цифры постоянно растут: например, только в Польшу в 2014–2015 учебном году уехали почти 23 тыс. абитуриентов, уже через год их количество выросло до 30 тыс. человек. На втором месте находится Германия: в 2015–2016 учебном году сюда отправились 9 тыс. украинцев. Тройку лидеров замыкает Россия с почти 7 тыс. студентов. По предварительным подсчетам центра, в 2016–2017 учебном году за границей обучалось уже около 72 тыс. украинских граждан.
По словам исполняющей обязанности начальника управления международного сотрудничества и европейской интеграции Минобразования Любови Щитки, сейчас более 66 тыс. иностранных студентов из 147 стран получают образование в Украине.
— Наши учебные заведения могут ориентироваться на иностранных студентов, — уверена чиновница. — А это означает повышение качества образования, что однозначно подразумевает англоязычные программы и повышение квалификации преподавателей, которые должны владеть иностранными языками. В таких вузах происходит разработка стратегии интернационализации.
При этом Щитка убеждена, что отечественные вузы обязательно должны анализировать причины оттока украинских абитуриентов и реагировать на него повышением качества услуг.