Дело Натальи Седлецкой: наступление на свободу слова или обычное расследование Генпрокуратуры
Скандал с ведущей телепрограммы о коррупции набирает обороты
Если коротко: ГПУ получила через суд доступ к данным с мобильного телефона ведущей программы "Схемы" Натальи Седлецкой. Аргумент – расследование дела, касающегося директора НАБУ Артема Сытника. Против него открыты дела по трем статьям: "превышение служебных полномочий", "разглашение государственной тайны" и "разглашение тайны следствия журналистам".
"Противостояние" ГПУ и Седлецкой началось еще 19 декабря 2017 года. Именно тогда ведущую вызвали в качестве свидетеля в Генпрокуратуру и выясняли, была ли она "на off the record в НАБУ и что там слышала". Следователю Седлецкая ничего не рассказала. Пояснила в посте на Facebook, что "off the record – когда общение с журналистом происходит на условиях неразглашения источника информации и каких-либо фактических данных о ее получении". Также ведущая сослалась на статью 65 Уголовного процессуального кодекса Украины.
Ее заявление вызвало несколько вопросов у комментаторов в Сети, но ведущая на них не ответила.
27 августа 2018 года Печерский районный суд Киева по требованию Генпрокуратуры дал разрешение на получении от провайдера информации из телефона главреда программы журналистских расследований Натальи Седлецкой.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главный фискал Украины требует от ГПУ не шантажировать его
5 сентября ведущая опубликовала в Facebook заявление о том, что ей ночью позвонила Лариса Сарган, пресс-секретарь генпрокурора Юрия Луценко, и пригласила на закрытую встречу без камер. Цель встречи – объяснить, зачем ГПУ понадобились данные из ее телефона.
Седлецкая от встречи отказалась, заявила что "мы против кулуарщины" и пригласила генпрокурора в прямой эфир на Радио Свобода.
Юрий Луценко на прямой эфир не пришел. Он и Лариса Сарган ситуацию не прокомментировали. Но на странице в Facebook спикера Генпрокуратуры Украины Андрея Лысенко появилось заявление.
Первый заместитель главы Комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Верховной Рады Украины Ольга Червакова вместе с народными депутатами все таки встретились по этом вопросу с Юрием Луценко.
О чем говорили – Червакова написала на Facebook. По ее словам из телефона Седлецкой Генпрокуратура получила информацию только про даты и время пребывания Седлецкой в районе офисов НАБУ. Именно там, по мнению следствия, произошло разглашение государственной тайны и тайны следствия. Эта информация нужна прокуратуре, чтобы установить точную дату преступления. А что касается статьи 65, на которую ссылается ведущая "Схем", то у прокуратуры тоже есть мнение по этому вопросу.
По поводу "изъятия серверов" уже появилось опровержение.
По ситуации с ведущей и Генпрокуратурой высказались украинские политики и журналисты.
Свое слово сказали в ОБСЕ, сообщает Радио Свобода. Традиционно там выказали обеспокоенность. И даже посольство США в Украине высказалось по поводу действий Генпрокуратуры.
Правда, их пост в Twitter поддержки у пользователей не нашел.
Сама Наталья Седлецкая новых заявлений не делала. Но появилась информация, что Генпрокуратура получила данные с телефона еще одной журналистки.
И других фигурантов дела.
Их имена не разглашают.
Напомним, в Украине с начала года 117 раз нарушена свобода слова. Об этом говорится в отчете Института массовой информации.