Приют защитника Отечества. Как встречают военных на мирной земле в США и в Украине

Корреспондент Фокуса сравнил центры, которые открыты для военных в крупных транспортных узлах США и Украины, и убедился, что американцы больше тратят на военнослужащих, зато украинцы душевнее встречают своих солдат

Снаружи эта постройка напоминает космический корабль, изнутри – лобби недешевой курортной гостиницы. Впрочем, в отличие от отеля здесь все бесплатно: напитки, еда, wi-fi, кино, компьютерные игры, детская игровая с несколькими аниматорами, душ и массажные кресла. Еще одна деталь, напоминающая о том, что мы не в гостинице, – турникеты на входе. Зайти в этот оазис бескорыстия могут только служащие вооруженных сил США и члены их семей, предъявив соответствующие документы, причем ветеранские удостоверения не подходят. На стене большая табличка с извинениями в адрес тех, кто уже отслужил свое и больше не может проводить здесь время, – заведение только для действующих военных и их близких.

Комфортнее, чем в VIP-зоне



Fullscreen

Мы в лос-анджелесском аэропорту, в Центре Боба Хоупа, работающем под эгидой USO (United Service Organization), благотворительного общества, созданного в США для поддержки морального духа военных. Центр работает, чтобы военнослужащим и их родным, проезжающим транзитом через Лос-Анджелес, было где отдохнуть. Открылся он этой весной. И если сравнить его с VIP lounge того же аэропорта, надо признать, что военные устроились комфортнее, чем VIP-пассажиры. Здесь есть даже особая "зона тишины" с отличной звукоизоляцией, предназначенная для тех, кому надоел шум аэропорта или просто нужно поспать.

Это самый новый и самый крупный, но не единственный такой центр. Их шесть, и все расположены в Калифорнии, в важных транспортных узлах, и ни один не существует за счет бюджетных средств. Несмотря на то что по основному направлению деятельности (организация концертов, комедийных шоу и других культурно-развлекательных мероприятий для армии) USO получает финансирование от Министерства обороны США, центры Боба Хоупа – проект, по сути, волонтерский. В шести центрах работают 750 добровольцев, есть, конечно, и наемный персонал, но таких сотрудников гораздо меньше, на зарплате тут в основном бухгалтеры, юристы и медслужба. Даже с учетом бесплатного труда содержание центров явно обходится недешево; чего стоит одна кухня, работающая круглосуточно.

В списке спонсоров несколько сотен компаний разного масштаба, среди них есть гиганты уровня FedEx, Delta и CBS. При этом поучаствовать в финансировании может любой желающий, минимальный взнос – $1. Для нас все это – картина будущего. Примерно так должен выглядеть пик развития явления, возникшего в Украине в 2015 году. Наши соотечественники создали пять зон отдыха для бойцов АТО на железнодорожных и автовокзалах в Киеве, Харькове, Днепре, Одессе и Николаеве. Все украинские проекты – волонтерские. Организованы они по тем же принципам, что и центры Боба Хоупа, но с несопоставимо меньшими бюджетами.

50 квадратных метров тепла

Оказавшись в днепровском центре "Волонтер Вокзал", сразу чувствуешь, что существует он преимущественно на энтузиазме добровольцев. Собственно, это отгороженный участок зала ожидания днепровского центрального железнодорожного вокзала площадью примерно 50 м2. Внутри 30 кресел, которых порой не хватает: в сутки через центр в среднем проходит 200 бойцов. Им предлагают чай, кофе, печенье, иногда другие угощения, которые приносят сюда горожане, в основном снеки и фрукты. Еду, приготовленную в домашних условиях, не принимают. Девушка, встретившая меня у входа, тут же предлагает чаю и добавляет, что хотя полноценных обедов у них нет, голодным никто не уходит. При этом выглядит она так, что мне самой хочется напоить ее горячим чаем и накормить. Близилось к концу ее шестичасовое волонтерское дежурство, начавшееся ночью. Сутки здесь разделены на четыре смены. И хотя в Днепре нашлось более ста желающих бесплатно поработать в Центре отдыха бойцов, людей хронически не хватает.

Все участники проекта помимо обязательного курса доврачебной помощи прошли курсы, организованные профессиональными психологами, специализирующимися на работе с участниками военных конфликтов. По мнению инициатора создания Центра в Днепре Натальи Хазан, эта подготовка критически важна, Часто приходится иметь дело с людьми, которые еще вчера находились в зоне постоянной опасности и до сих находятся под влиянием царящей там атмосферы. Чтобы найти с ними общий язык, простой доброжелательности зачастую недостаточно. Кроме того, в Центре действуют определенные правила: волонтеры обязаны следить за их выполнением, при необходимости делать замечания бойцам и даже удалять из зоны отдыха тех, кто не хочет им следовать. К примеру, тут запрещено распитие спиртных напитков. "Для тех, кому предстоит долгое ожидание поезда и нужно как-то убить время, у нас есть книги, настольные игры и интернет. Чтобы согреться в холодное время года, работают обогреватели, если оказывается, что кому-то из бойцов трудно отказаться от ста граммов, мы объясняем, что выбор прост: либо пользуешься всем, что у нас есть и не пьешь, либо уходишь. Большинство выбирает первый вариант", - говорит Наталья Хазан.

Без оружия

Еще одно правило, которому в Центре уделяют особое внимание, – сюда нельзя заходить с оружием. Каждый, кто хочет здесь отдохнуть, проходит обязательный досмотр. Проводят его совместно представители военной службы правопорядка и местной полиции. По сути, Центр является одной из преград на пути нелегального ввоза трофейного оружия на мирные территории, от него в некоторой степени зависит спокойствие и безопасность города. Местные власти это понимают и поддерживают проект. Потому с этого года Центр частично финансируется из муниципального бюджета. "Было бы правильно компенсировать волонтерам стоимость такси, хотя бы в ночное время, пока мы этого, к сожалению, не делаем, но, получив дополнительные средства, сможем, – подчеркивает Наталья. – Кроме того, постоянно требуются деньги на покупку антисептиков, которыми мы регулярно обрабатываем все поверхности в нашем помещении. Без этого Центр в два счета превратился бы в бактериальный котел. Мы, конечно, установили бактерицидный облучатель, но одного его недостаточно. К тому же я давно мечтаю купить в Центр дефибриллятор. Состояние здоровья людей, которые к нам приходит, бывает очень разным. Бывают случаи, когда мы вызываем для них скорую. Реанимировать на месте, к счастью, пока никого не приходилось, но если такая необходимость возникнет, хочется быть подготовленными".

К чести бойцов нужно сказать, что заботу волонтеров большинство из них принимают с благодарностью. Даже оставляют здесь памятные подарки. За три года существования Центра в Днепре скопилась внушительная коллекция подаренных гостями армейских шевронов – 2,5 тыс. экземпляров. Тут собраны символы всех родов войск. Есть довольно редкие шевроны, относящиеся к немногочисленным подразделениям, к примеру, знак "грузинского легиона". В Центре хранятся нашивки защитников Донецкого аэропорта и участников боев за Иловайск. К ним волонтеры относятся с особым трепетом. Ни в LAX, ни в других центрах USO подобными подарками похвастаться не могут. В американских перевалочных пунктах для военных атмосфера вообще гораздо менее душевная: дежурные улыбки, формальные диалоги, привычные формы вежливости. Довольно много сотрудников, получающих зарплату, волонтеров тоже хватает, но напрягаются они меньше, смены короче и условия работы комфортнее. Впрочем, эти нотки обыденности вовсе не недостаток, а признак стабильности системы, которую невозможно было бы построить на одном лишь энтузиазме.