Вдохновленные Украиной. Европейские дизайнеры — об экспедиции в карпатскую глубинку и народных ремеслах

Фото: Дмитрий Сергеев
Фото: Дмитрий Сергеев

Фокус узнал, чем наша страна может привлечь европейских дизайнеров, почему украинские мастера недооценивают свой труд и как можно осовременить традиционную культуру

Набрав в интернете запрос "туры в Украину", иностранец получит стандартные результаты — поездки в большие города, чаще всего в Киев и Одессу, исторические туры по Львову и экстремальные поездки в Чернобыль. Направление тематических путешествий в нашей стране только начинает развиваться. И если европейский поклонник архитектуры модерна задумает осмотреть ее украинские образцы, вряд ли он найдет готовый тур, маршрут придется разрабатывать самому.

В то же время этот вид туризма в Европе разно­образен и активно развивается. Некоторые тематические направления становятся визитной карточкой страны, принося ей ощутимый доход. В Италии, к примеру — гастрономические путешествия. По оценкам итальянского Национального научно-исследовательского института туризма Isnart, в 2017 году ознакомиться с местной кухней и пройти кулинарные курсы приехало более 110 млн человек, которые пополнили бюджет Италии на 12 млрд евро, или более 15% общего дохода от туризма.

Украине тоже есть что показать европейцам, жаждущим нетривиальных впечатлений. Страна может стать отличным местом для дизайн-путешествий — в этом уверена Виктория Якуша, организатор экспедиции "Земля надихає". Виктория — архитектор, занимается дизайном интерьеров и успешно работает на украинском рынке. Однако у нее есть сверхзадача: продвигать Украину и повышать ее авторитет за рубежом. Для этого Якуша в 2014-м запустила коллекцию мебели Faina, которую выставляет и продает в Европе, чтобы таким образом жители Евросоюза больше узнавали о нашей стране. В этом году Виктория решила пойти в обратном направлении: пригласила европейских специалистов по дизайну, чтобы они смогли ознакомиться с аутентичной культурой и ремеслами Карпат и вдохновиться ими. В экспедицию отправились четыре приглашенных эксперта: Маделин Асплунд и Анна Лина Лено, дизайнеры интерьеров из Стокгольма, Роберто Бачокки, итальянский архитектор, а также Лора Снод, британская журналистка, пишущая о дизайне и культуре.

За три дня они посетили хутор Гаваретчина и гончара Владимира Гарбузинского, который занимается традиционной чернодымленной керамикой. Затем была Верховина и мастер-класс по игре на трембите, а в Яворове европейцы учились ткать лижныки у мастерицы Наталии Кищук. В Косове участники экспедиции побывали у бондаря Йосипа Приймака и прошли мастер-класс по росписи керамики у мастерицы Иванны Козак-Дилеты, а в Коломые попробовали расписывать писанки в музее, посвященном этому традиционному искусству.

Фокус расспросил участников экспедиции об их впечатлениях, общности и разнице наших культур.

Fullscreen

Верховина. Участники экспедиции услышали, как звучат трембита, сопилка, цымбалы и лира

Мост между поколениями


— Украинские мастера напомнили мне наших шведских ремесленников. У нас тоже работают с деревом и делают писанки, но не такие красивые, как у вас: у нас это выглядит как акварельная роспись. Во время экспедиции я попробовала все показанные нам техники и теперь уважаю ваших мастеров еще больше. Когда смотришь, как делают керамику или ткут, это кажется легким. Но когда я пробовала делать это сама, поняла, что без помощи очень трудно, к примеру, провести прямую линию на яйце. В каждом месте, где мы побывали, я купила образцы изделий, и теперь у меня есть коллекция украинской аутентики. В своих будущих проектах я хочу больше работать с керамикой и самой делать ее, потому что это меня очень вдохновило.

Сегодня ручная работа — большой тренд в Швеции. Я говорю не об Ikea, а о вещах с историей, созданных с душой. У нас есть центр традиционных ремесел в провинции Даларна, где делают Далахорст: деревянные фигурки лошадей, которые обычно разукрашивают в красный цвет. Люди покупают заготовки и расписывают их сами, а потом выставляют дома, каким бы современным ни был интерьер.

Если бы украинские мастера выложили свои изделия в интернет и доставляли их в Европу, они имели бы большой успех. Когда я постила в Instagram фотографии из экспедиции в Карпаты, многие мои соотечественники спрашивали, как это можно купить. Но, кажется, украинские мастера не особо работают с интернетом. И даже если я дам их номера телефонов моим знакомым, не уверена, что они смогут ответить на вопросы о покупке и доставке. В то же время у этих мастеров есть дети, внуки, и интернет-торговля могла бы стать мостом между поколениями: через Instagram заинтересовать молодое поколение старинными ремеслами. К примеру, моя мама — художница, год назад я завела для нее страницу в Instagram, и теперь у нее 14 тыс. подписчиков и множество заказов.

Fullscreen

Гаваретчина. Мастер-класс по чернодымленной керамике, цвет которой получают при особой технологии обжига

Телешоу для ремесленников


— За последние десять лет в Великобритании многое узнали об Украине, по большей части это новости о политике и военном конфликте. Меня же интересовала украинская культура, о которой мне известно немного. В поездке я увидела ремесла и техники — очень особенные, значительно отличающиеся от того, что есть у нас в Британии. Но в уголке мастерской бондаря я увидела ложку, вырезанную из дерева, она напомнила мне наши "любовные ложки" — их ручки вырезаны из цельного бруска дерева, обычно в форме переплетенных сердечек.

В последние 3–5 лет в Великобритании идея ручной, крафтовой работы стала очень популярной. Она охватывает не только дизайнеров, но и обычных людей, которые хотят что-то делать сами. На телевидении даже есть тематические реалити-шоу, интерес к таким вещам огромный. Не каждый может себе позволить делать посуду дома, потому что печи для обжига стоят дорого. Поэтому открываются студии-коворкинги со всеми необходимыми инструментами: люди могут оформить подписку, заплатить небольшой взнос и делать посуду там.

В карпатской экспедиции я была растрогана тем, что с помощью этих ремесленных техник вы можете прикоснуться к опыту и знаниям предков. У нас тоже есть ремесла, но все же нет таких, как у вас, историй о семейных техниках, которые передаются из поколения в поколение. В экспедиции мы посетили женщину, которая живет высоко в горах и делает великолепные покрывала. Вместо того чтобы организовать прямые продажи, она продает свои изделия посреднику по низкой цене, а он перепродает их значительно дороже в магазинах дизайна. Мне кажется, было бы гораздо достойнее, если бы сельские мастера имели доступ в интернет и могли прилично зарабатывать. В этом им могут помочь обучающие программы о том, как использовать онлайн-площадки для продаж, как общаться с клиентами по всему миру, как организовывать доставку. Когда я сказала об этом одной из мастериц, она в испуге отмахнулась: мол, ничего в этом не понимает. Но мне кажется, что можно было бы разрабатывать разные бизнес-модели для людей в отдаленных сельских регионах. Если бы украинские ткачи выставили свои изделия в интернет, их скупали бы немедленно, спрос на крафтовые вещи высокий.

Fullscreen

Сила контрастов. Одним из участников экспедиции стал архитектор Роберто Бачокки, который уже 40 лет сотрудничает с модным брендом Prada

От начала до конца


— До экспедиции я знала об Украине только то, что это постсоветская страна, и еще слышала песню с Евровидения (в 2016 году конкурс проходил в Стокгольме, где с песней "1944" победила Джамала. — Фокус). Уже тогда у меня сложилось впечатление, что Украина — страна мастеров и народных ремесел. Собираясь к вам, я хотела увидеть что-то новое и, конечно, не ожидала, что все будет, как в Милане с его индустрией моды. Мои ожидания были связаны с аутентичным искусством, которое идет от корней, и они оправдались.

Во время экспедиции я попробовала себя в ткачестве, и это мне понравилось, но больше всего пора­зила тяжелая работа, которой заняты люди в Карпатах: бондари сами идут в лес, чтобы подобрать нужное дерево и срубить его, керамист сам выкапывает глину для своих изделий. Меня очень вдохновило, что мастера вовлечены в процесс с самого начала и до конца.

В Карпатах мы были в местах, выглядящих очень бедно. Там живут и работают чудесные мастера, которые до сих пор ездят на телегах. И в то же время в больших городах, таких как Львов и Киев, молодежь выглядит ровно так же, как и их сверстники в любом европейском городе. Этот контраст меня поразил, у нас в Швеции все более равномерно.

Fullscreen

Яворов. Европейские дизайнеры опробовали технику ткачества и сделали небольшие лижныки

Повысить авторитет


— Европейцы по-иному воспринимают привычные для нас вещи. Например, Роберто Бачокки очень понравились сельские умывальники с клапаном, который вы поднимаете, и вам в ладони льется вода. Когда Роберто объяснили, как работает конструкция, он воскликнул "Это гениально!", подробно изучил и сфотографировал ее с разных сторон. Европейцам очень понравился гуцульский советский стиль с монументальной резьбой. Мы его воспринимаем как тяжелое наследие прошлого, а они — как милый китч. Было заметно, насколько меняется отношение участников экспедиции к карпатским ремеслам, когда они сами начали их пробовать — например, расписывать писанки. В этом и состояла цель экспедиции: сблизить европейских дизайнеров с украинской культурой через личный опыт, чтобы они "переплавили" это вдохновение во что-то свое.

Я планирую организовывать регулярные туры дизайнеров в Украину. Считаю, что благодаря этому узнаваемость нашей страны значительно возрастет, как и лояльность европейцев к нам. Нам предстоит много работы. В частности, нужно перестать обесценивать свой труд. Участники экспедиции, конечно же, хотели купить произведения карпатских ремесленников, и цены их сильно удивили. К примеру, лижнык стоит $50–100, а на европейском рынке аутентичная вещь ручной работы не может стоить так дешево. У нас вдохновляющая страна с большим потенциалом, и я очень хочу, чтобы наш авторитет в Европе повышался.