С легким паром, пингвины! Как украинские полярники встретили новогодние праздники и какие желания загадали

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Среди новогодних пожеланий - безлимитный интернет на станции "Вернадского". Среди обещаний начальства - новое "сердце" для станции.

В семь вечера по аргентинскому времени они садятся за большой праздничный стол, но не ищут глазами первую звезду, чтобы спеть колядку "Нова радість стала, зірка засіяла". Звезд нет. За окном полярный день, громко галдят пингвины, немилосердно припекает солнце. Только к утру часа на полтора оно спрячется за вершину горной гряды и на станцию "Академик Вернадский" опустятся легкие предрассветные сумерки. Украинская база расположена у края озоновой дыры. Из потусторонней бездны сквозь брешь в атмосфере за полярниками наблюдает Бог.

Украинская команда — 12 человек — живет и работает на антарктической станции "Академик Вернадский" круглый год, с марта по март. Среди айсбергов, снегов, касаток, пингвинов и прочей ледяной и леденящей экзотики они пытаются придерживаться украинских традиций — и потому, что такой обычай, и потому, что праздник напоминает о доме, до которого 15 тыс. км. В Святой вечер команда собирается на праздничный ужин, на столе — большая миска с кутей. "Жаль, пшеницы в этом году не закупили, поэтому кутья будет с рисом", — сетует повар Василий Омельянович.

Самая южная церковь

Обычно ученые далеки от религиозных канонов. Но здесь многие из них на Рождество идут в церковь. У станции стоит крохотная часовня, построенная в 2011 году. Это самое южное культовое сооружение на планете. Хоть часовня носит имя святого Владимира, в ее скромном иконостасе почетное место занимает лик "профильного" святого — покровителя мореплавателей и путешественников Николая-чудотворца.

"А наша команда не смогла попасть в церковь, — вспоминает участник экспедиции 2016–2017 годов Александр Савицкий, — снега насыпало в человеческий рост. Мы лопатами расчищали дорогу к храму, но бесполезно, не успели к Рождеству". Нынешней зимой тоже много снега. Он рыхлый и тяжелый, по нему сложно передвигаться даже на лыжах, но тоннель к часовне давно прокопали, сообщает капеллан экспедиции Александр Полудень.

"Колядки мы поем, а вот идти колядовать некуда. Ближайший сосед — американская станция "Палмер", расположена в 52 км отсюда, считайте, на краю света. Поэтому ходим колядовать друг к другу по кабинетам", — написал Фокусу Полудень.

Fullscreen

Символ праздника. Каждая команда станции по-своему отмечает Новый год, неизменным атрибутом остается шампанское

В экспедиции капеллан — не должность, а общественная миссия. Несложно представить, какую колоссальную психологическую нагрузку несут люди, восемь месяцев пребывающие в суровых климатических условиях, в закрытом коллективе и ограниченном пространстве, пережившие полярную ночь.

"Это тяжело, надо быть предельно деликатным, создавая душевное равновесие в маленьком замкнутом коллективе. В этот период полярникам на станции очень недостает свежих фруктов и новых людей", — рассказывает капеллан предыдущей антарктической экспедиции Анатолий Чернов. Молодой ученый особо тепло вспоминает чету австрийских туристов, прибывших на яхте на станцию 31 декабря 2017 года. "Это были первые новые люди, которых мы увидели за восемь месяцев!" — с благоговением Робинзона восклицает Чернов.

Желанная луковица

Украинская антарктическая станция на острове Галиндез расположена ближе всех к цивилизации, в тысяче километров от Огненной Земли. Эти места не только манят своей холодной красотой туристов, но и могут их принять: бухты острова комфортны для прохода судов и яхт. Поэтому антарктическим летом сюда заходят десятки судов, наши полярники с удовольствием проводят экскурсии по станции, предлагают любителям экзотики отведать рюмку самогона в баре "Фарадей" или купить сувенирного "украинского" пингвина.

Некоторые романтики прибывают сюда специально ради встречи Нового года в компании бородатых полярников. Но нынешние праздники проходят без визитеров: лед сковал бухты. "Только в последние дни декабря к нам смогли добраться несколько китайских туристов, специально для этого они наняли вертолет, — говорит начальник станции ученый-биолог Виктор Сытов. — Благодаря им мы наконец-то смогли поесть свежих фруктов и овощей".

Причина такой гастрономической радости в том, что продукты завозят на станцию один раз и на целый год на судне, которое доставляет полярников. Фрукты, овощи и другие быстропортящиеся продукты съедают в первые месяцы, к глубокой осени остаются только крупы, замороженные, сушеные и консервированные продукты. Обычная "семейная" картина на кухне "Академика Вернадского" в выходной июньский день полярной зимы: все дружно шинкуют капусту для засола, иначе добро пропадет. "Что говорить о яблоке или банане, в декабре даже обычная луковица была бы в радость", — вздыхает повар Василий Омельянович.

Fullscreen

Повод для гордости. И. о. директора НАНЦ Евгений Дикий подчеркивает, что без украинцев не удалось бы доказать влияние глобального потепления на Мировой океан

Впрочем, он умеет сотворить вкусное блюдо и без свежих ингредиентов. К примеру, для оливье, которое в последнее десятилетие из национальной новогодней шутки превратилось в традицию, можно использовать замороженные яйца.

К праздничному столу полярников Василий приготовил блюда, которые ассоциируются с домашней кухней и были на столе у большинства украинцев: буженина, домашняя колбаса, холодец, отбивные в ореховой панировке, крученики, торт-медовик. "Домашняя кухня и привычные атрибуты зимнего праздника улучшают психологический настрой коллектива, сжигают ощущение "ледовой эмиграции", оторванности от дома", — объясняет Омельянович.

Бар "Фарадей"

Если бы политическая судьба была справедливой, стране принадлежала бы не эта антарктическая научная база. Так как с 1950-х годов Украина вкладывала интеллектуальный и промышленный ресурс в освоение шестого континента, после распада СССР украинцы обоснованно претендовали на одну из двенадцати советских антарктических станций. Но Москва, объявив себя правопреемницей коммунистической империи, "отжала" все ее активы, в том числе в Антарктиде, оставив Украину ни с чем. Благородный Лондон сделал широкий жест: бесплатно передал нашей стране одну из своих научных антарктических баз.

Впрочем, когда в конце декабря 1995 года пятеро украинских первопроходцев принимали станцию у британских коллег, англичане потребовали символическую плату за бессрочное пользование станционным баром "Фарадей": один фунт стерлингов. Об этой истории сегодня напоминает та самая легендарная монета, вмонтированная в стойку бара самого южного питейного заведения Земли.

С тех пор вот уже более 23 лет украинские полярники придерживаются полезных британских традиций, определяющих распорядок жизни на станции: генеральные уборки по пятницам, "воскресный" повар (в выходной все готовят по очереди, чтобы дать хотя бы день отдыха штатному повару). "Мы сохранили также традицию торжественных суббот: на ужин приходим в костюмах при галстуках. Я дома галстук достаю из шкафа гораздо реже", — признается Виктор Сытов, который в числе пяти украинских специалистов принимал станцию у британских коллег.

Fullscreen

Раз в три часа. Физик Денис Пишняк отмечает, что наблюдения на станции ведут непрерывно, праздники — не исключение

Впрочем, на стиль встречи Нового года английские традиции не распространяются. Этот теплый праздник каждая новая команда полярников отмечает по своему усмотрению. На станции есть искусственная елка, которая передается "из поколения в поколение". Иногда полярники после праздника отправляют ее на чердак прямо с украшениями, чтобы в следующем году команде не пришлось долго возиться.

Если на Большой земле сигналом о том, что пора наполнять бокалы, служит окончание новогоднего обращения президента, то украинцы в Антарктиде посматривают на станционные часы, которые отмеряют точное время на полуострове Огненная Земля. Телевидения на станции нет. Впрочем, и президентское поздравление пришло бы сюда, на край света, на шесть часов раньше.

На большом экране в столовой смотрят клипы, фильмы, концерты, как правило, в записи, ведь интернет на станции очень дорогой. В "телеменю" встречи 2019 года входил советский фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!".

"Стиль праздника зависит от команды. Например, в мою зимовку мы обменивались за столом самодельными подарками и шутливыми эпиграммами. Я дарил каждому маленькую открытку, написанную маслом. К своему удивлению обнаружил, что умею рисовать, — ностальгирует Александр Савицкий. — В новогоднюю ночь мы вышли на мороз жарить шашлыки. Вместо угля использовали деревянные ящики, в которых на станцию доставляли оборудование".

"Глобальный термометр"

Британская станция специализировалась на исследованиях климата, физики атмосферы, магнитного поля Земли. К слову, именно здесь открыли такое явление, как озоновая дыра, после чего человечество обеспокоилось проблемой глобального потепления. На "Академике Вернадском" украинские ученые продолжают непрерывные наблюдения, например метеорологические ведутся здесь с 1947 года. Это рекорд в Антарктиде, ни одна другая станция не владеет таким ценным научным материалом.

Fullscreen

Ледяное царство. К ученым антарктическим летом наведываются десятки туристов, но не в этот раз: бухты сковал лед

"График наблюдений круглосуточный, и новогодняя ночь не исключение, — рассказывает заведующий отделом физики атмо­сферы Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Денис Пишняк, который в 2011–2012 годах работал на "Академике Вернадском". — Каждые три часа мы считываем показания приборов, заносим информацию в компьютерные программы и передаем метеорологические телеграммы в международные базы данных. Эти данные используются для прогноза атмосферных изменений на всей планете, в Украине в том числе".

"Мы ведем очень серьезные исследования магнитного поля, применяя лучшие в мире магнитометры, произведенные во Львовском центре Института космических исследований. Да-да, не удивляйтесь, избалованные дорогой аппаратурой американцы для своей станции "Амундсен-Скотт", расположенной на Южном полюсе, покупают именно львовские приборы", — с гордостью говорит и. о. директора НАНЦ Евгений Дикий.

Еще одним перспективным направлением занимаются харьковские радиофизики, которые получают данные с помощью трех своих антенн: одна установлена на норвежском архипелаге Свальд­бард, другая — на "Вернадском", третья — под Харьковом. Украинские ученые имеют полную картину грозовых разрядов в верхних слоях атмосферы над всей планетой, благодаря чему удалось найти ответ на одну из важных проблем климатологии и доказать, что глобальное потепление коснулось не только суши, но и Мирового океана. "Наши ученые не только сделали планетарный "грозометр", но и используют его как "глобальный термометр" для мониторинга климатических изменений", — рассказывает Дикий.

Кроме того, Украина активизировала ряд биологических работ в Антарктиде. Вокруг станции разбили полигон, на котором ученые исследуют растения, грунты и микроклимат, а с 2018 года — еще бактерии и вирусы.

Звонок на Большую землю

В этом величественном оазисе науки для наших полярников остается проблемой звонок домой. Вволю наговориться с родными в новогоднюю ночь не получается — слишком дорого.

Качество спутниковой связи на станции высокое, как и ее цена — 180 грн за минуту беседы. "В этом году у ребят есть хотя бы нормальный интернет, они могут общаться с близкими по скайпу. Мы же в 2011-м наматывали круги возле офиса связиста, ожидая, когда освободится телефон", — рассказывает Денис Пишняк.

Fullscreen

Такой у нас юг. Единственные соседи украинцев — пингвины

В начале 2018 года для станции установили лимит в жалких полгигабайта в месяц. "Коммуникация с антарктической базой выглядела так: раз в неделю с "Вернадского" присылали текстовые сообщения в НАНЦ, и раз в неделю из Киева шли ответы и сообщения на станцию. В ХХІ веке такую связь я бы назвал несовместимой с жизнью", — говорит Евгений Дикий. Придя на пост руководителя Антарктического центра, он добился изменения пакета интернет-услуг для полярников. Теперь это ежемесячные 10 ГБ, за которые государство платит $3 тыс. Дорого. Зато люди на станции не чувствуют себя в "ссылке", каждый может ежедневно пользоваться электронной почтой, читать новости, общаться по скайпу.

"Теперь стоит задача обеспечить безлимитный широкополосный интернет, что не только облегчит жизнь полярникам, но и даст принципиально новые возможности для передачи данных исследований в режиме онлайн. В первую очередь мы делаем это ради науки, но выиграют все, ведь прямо из дома или офиса можно будет наблюдать, как живет станция, как работают ученые, как пингвины высиживают яйца. Антарктида станет ближе, надеюсь, уже с нынешнего года", — обещает Дикий.

В этом году "Академика Вернадского" ожидает еще одно, без преувеличения, жизненно важное обновление: НАНЦ планирует заменить "сердце" станции — три дизельных генератора, которые работают с 1980 года. "Когда в шведской компании Volvo Penta узнали, что их генераторы до сих пор работают, они крайне удивились и всерьез задумались, не перевезти ли один в свой музей", — рассказывает руководитель НАНЦ. Но в любом случае дизельные установки пора сдавать в утиль: ресурс их работы давно истек, а запчасти к ним сняли с производства 15 лет назад.

Новые генераторы закупят у производителя, на заводе в Гетеборге. Возможно, это будет самым лучшим подарком станции и полярникам в наступившем году.