Бизнес с ответственностью. Как в Украине развивается социальное предпринимательство

Фото: Ярослав Дебелый, Алексей Куденко
Фото: Ярослав Дебелый, Алексей Куденко

Предприниматели ищут способы решать проблемы общества и в то же время зарабатывать деньги. Фокус выяснил, как развивается этот феномен в Украине

"Тяжело сломать стереотип о том, что хорошее дело может быть не бесплатным", — говорит Людмила Билека, медик, соосновательница компании TacCat. Она обучает оказанию первой, домедицинской помощи и продает аптечки для спасения жизни. Одной из главных трудностей в работе называет стереотипы. К примеру, она часто сталкивается с убеждением, что аптечки обязана выдавать бесплатно. Ведь это же общественно полезное дело, как на нем можно зарабатывать? Есть и путаница в терминах: когда Билека говорит, что она социальный предприниматель, ей отвечают, мол, все понятно, вы взяли на работу инвалида. Произнося это, имеют в виду найм на работу инвалидов для их социализации, а заодно и снижения налогов. Социальное предпринимательство означает другое — это бизнес с общественной ценностью, который нацелен на решение проблем социума и окружающей среды, но при этом работает по законам рынка.

"Именно общественные задачи заставляют социального предпринимателя открывать бизнес и конкурировать с другими компаниями", — так охарактеризовал данное явление Мухаммад Юнус, экономист из Бангладеш, один из пионеров социального предпринимательства. В 1976 году он открыл банк Grameen, который выдавал микрокредиты крестьянам, чтобы бороться с бедностью и последствиями голода, случившегося в стране двумя годами ранее. Идея Юнуса состояла в том, чтобы создавать локальные кредитные союзы. Банк выделял кредитному союзу определенный кредитный лимит, а члены союза сами решали, кому и под какую ставку выдать микрокредит. Так как члены союзов были хорошо знакомы друг с другом, неплательщики сталкивались с социальным давлением. Такой подход к бизнесу оказался весьма успешным. Сейчас "деревенский" банк Grameen — одна из крупнейших финансовых институций страны, у него 9 млн акционеров, из них 97% — деревенские женщины, при этом возврат кредитов составляет 99,6%. А сам Мухаммад Юнус в 2006 году получил Нобелевскую премию мира за вклад в борьбу с бедностью.

Fullscreen

Ценный ресурс. Экологические проекты — одно из актуальных направлений украинского социального предпринимательства

Что они делают

Социальное предпринимательство формирует экономику будущего — к такому выводу пришли эксперты Всемирного экономического форума, проведя специальное исследование вместе с IMD Business School. Этот вид предпринимательства различается как по типам компаний, так и по тематике деятельности. Социальные предприятия могут быть неприбыльными и работать на гранты и благотворительные взносы. Могут быть прибыльными, при этом их продукция решает определенные социальные проблемы. Бывают гибридные предприятия, которые часть доходов тратят на общественно важные дела.

Ландшафт социального предпринимательства в мире неоднороден и зависит от того, что волнует общество, затрагивает аспекты, в которых государственные и коммерческие институции не дорабатывают. Иногда государство отдает часть своих функций на аутсорсинг. В США по такой модели социальные предприниматели занимаются реабилитацией бывших заключенных.

Социальное предпринимательство в Украине — явление молодое, но стремительно набирающее силу. В каталоге социальных предприятий, составленном в 2017 году инвестиционным фондом Western NIS Enterprise Fund, значится 150 компаний. Однако по оценке Василия Назарука, руководителя программы социального инвестирования фонда, в реальности их на порядок больше, до 1,5 тыс. Многие социальные предприятия появились в нашей стране в последние пять лет. События Евромайдана, начало войны и реформ всколыхнули внимание общества к своим нуждам, подняли на поверхность проблемы, которые многие годы игнорировались.

По статистике Международного центра неформального образования, доля образовательных мероприятий, посвященных социальному предпринимательству, увеличилась до 8% в 2018 году

О растущем запросе на социальное предпринимательство говорит и Лариса Москаленко, директор Международного центра неформального образования. Это платформа, которая объединяет организаторов курсов, тренингов и других образовательных программ. По словам Москаленко, в последние два года появилось множество программ для социальных предпринимателей, они действуют под эгидой международных доноров. К ним присоединяются украинские госструктуры и проводят, к примеру, обучение в прифронтовой зоне.

"Сейчас в украинском социальном предпринимательстве актуальны четыре направления деятельности: социально-экономическая адаптация ветеранов АТО, бизнесы ветеранов и для ветеранов; все, что связано с детьми и материнством; проекты, решающие проблемы окружающей среды. Также набирают популярность услуги для пожилых людей — курсы, пансионаты, выездная сестринская помощь", — рассказывает Михаил Мельник, сооснователь Украинской социальной академии — образовательной платформы, принимающей на учебу социальных предпринимателей.

Как этому научиться

Курс социального предпринимательства преподают в некоторых вузах, например, в Киевском экономическом университете. Однако социальные предприниматели не могут себе позволить потратить как минимум четыре года на обучение. Большинство из них — взрослые, занятые люди, которые часто имеют работу, параллельно ведя общественные проекты, на первых порах не приносящие дохода. К тому же их больше интересуют практические знания и навыки. "Мне проще отучиться неделю и сразу применять полученные знания. Я должна понимать, что можно использовать именно в моем деле, а что так и останется теорией", — поясняет предприниматель Марина Полтавец-Медведева, которая занимается ре­абилитацией женщин, попавших в беду.

Краткосрочное неформальное образование сейчас тоже активно развивается, можно найти как онлайн-курсы, так и очные школы и проекты, которые преподают актуальные для бизнеса дисциплины. К примеру, в Украинской социальной академии обучают маркетингу, проектному менеджменту, разным моделям социальных предприятий. При этом слушатели академии имеют возможность представить свой проект бизнесменам из разных сфер, услышать их отклики и замечания, а также поработать с ментором.

Переходя от теории к практике, Фокус расспросил социальных предпринимателей о том, как они развивают свое дело и почему этим занимаются.

Шанс выжить

Fullscreen

Фото: Владимир Шуваев / theБабель

Кто: Людмила Билека
Чем занимается: соосновательница компании TacCat, которая продает курсы домедицинской помощи и медицинское снаряжение
Где училась: программа "Яскрава ідея в її руках", Украинская социальная академия, Киевская школа экономики
Почему она это делает: "Я хочу помочь людям выжить и спасти других, чьего-то близкого человека. Чем больше обученных первой помощи людей, тем выше шанс на выживание общества в целом"

Когда Людмила Билека предлагает кому-то пройти курсы первой помощи, люди суеверно стучат по столу и говорят, что им это не нужно, а то, не дай бог, случится что-то плохое. Сама Людмила часто сталкивалась с плохим: по профессии она медик, работала по специальности во время Революции достоинства, а затем — парамедиком в зоне АТО. После возвращения с фронта в 2015 году стала инструктором и учила оказывать первую, домедицинскую помощь. С курсов первой помощи и началась компания TacCat, которую Людмила основала совместно с Александрой Завальной.



В критический момент. При массированном кровотечении критическими являются первые три минуты: на это время рану нужно зажать тампоном и держать с постоянным давлением
Fullscreen
В критический момент. При массированном кровотечении критическими являются первые три минуты: на это время рану нужно зажать тампоном и держать с постоянным давлением

Вскоре единомышленники столкнулись с нехваткой ресурсов. Для обучения необходимы расходные материалы, медицинское снаряжение и манекены, анатомически подобные человеку, нужно платить за аренду помещения. Так возникла потребность превратить волонтерский проект в социальный бизнес и дополнительно помогать подопечным — экипажам медицинской эвакуации, которые работали в зоне АТО. "Просить у кого-то деньги у нас не получалось, совесть не позволяла, если есть возможность самим зарабатывать", — рассказывает Людмила.

Идею заниматься медицинским снаряжением подсказали сами выпускники курсов, которые спрашивали инструкторов, где же можно купить гемостатические бинты и салфетки, жгуты, которыми они научились пользоваться. В TacCat стали собирать аптечки первой помощи — сначала для выпускников, а затем, в конце 2016 года, запустили наборы в свободную продажу. Сейчас магазин TacCat продает четыре курса домедицинской помощи стоимостью от 600 до 3 тыс. грн, наборы для сердечно-легочной реанимации, остановки кровотечения, а также комплектую­щие к ним.

Почти все медицинское снаряжение изготовлено в Украине. "За эти годы рынок изменился — появились производители, которые делают качественные изделия. Сотрудничество с ними дает возможность делиться опытом применения: если нам что-то не нравится, производители вносят коррективы. Таким образом мы друг друга поддерживаем", — делится Людмила Билека.

Своей аудиторией основательницы TacCat видят каждого украинца, ведь люди не умеют оказывать первую помощь, подтверждением чему является высокая смертность до приезда скорой. Сотрудники сервисных компаний, которые работают с большими потоками людей, тоже не умеют их спасать. В пример Билека приводит печальную статистику киевского метрополитена, где за последние два месяца умерло шесть человек, в том числе девятилетняя девочка, сотрудники метро не смогли им помочь. Поэтому в TacCat хотят достучаться до людей, убедить их в том, что курсы первой помощи нужны, а умение спасти человека не бывает бесполезным.

Светлый дом

Fullscreen

Кто: Марина Полтавец-Медведева
Чем занимается: открыла магазин аксессуаров и игрушек Light Home, изделия для которого шьют женщины, проходящие реабилитацию
Где училась: "Горіховий дім", Украинская социальная академия
Почему она это делает: "Хочу помогать женщинам с детьми, чтобы семьи не разъединялись и дети не оказывались в интернатах"

Маркетолог Марина Полтавец работает в социальной сфере уже десять лет. В 2009 году она организовала центр "Точка опоры", где помогают женщинам с детьми, которым тяжело справиться с жизненными проблемами. Здесь принимают женщин с алко- и наркозависимостями, тех, кто столкнулся с домашним насилием, переселенок. "Часто это выпускницы интернатов, домов семейного типа. В 18 лет они рожают ребенка, потом второго, третьего. Им нет еще и 30 лет, а у них ни работы, ни образования и трое детей на руках", — рассказывает Марина.



Мягкая сила. В магазине Light Home продают забавных зайцев и другие мягкие игрушки, а также диванные подушки, полотняные торбы — их шьют подопечные центра "Точка опоры"
Fullscreen
Мягкая сила. В магазине Light Home продают забавных зайцев и другие мягкие игрушки, а также диванные подушки, полотняные торбы — их шьют подопечные центра "Точка опоры"

В центре, который открыли в пятикомнатной квартире, могут поместиться немного людей: максимум девять женщин и пятеро детей. В течение года они проходят реабилитацию: работают с психологом, беседуют о христианских ценностях и приобретают бытовые навыки — бывает, что человек не умеет мыть посуду и обрезать ногти ребенку. Помимо этого подопечные центра учатся шить в мастерской, обустроенной в одной из комнат.

Швейная мастерская работает три года и выполняет разнообразные заказы: от корпоративных подарков до чехлов для мангалов и костюмов Дедов Морозов. Кроме того, шьют аксессуары для дома вроде диванных подушек и забавные мягкие игрушки — их продают на ярмарках и через соцсети. И хоть эти продажи налажены, Марина Полтавец стремится лучше обеспечивать центр помощи, а своей команде — дать стабильную конкурентную зарплату, так как проект все еще существует на волонтерских началах и за счет благотворительных взносов, доходы от предпринимательской деятельности покрывают лишь 20% затрат.

Бизнес-составляющую решили усилить, полтора месяца назад открыв небольшой магазин Light Home. Там продают игрушки и другие изделия, сшитые подопечными центра, варят кофе, по пятницам устраивают мероприятия. Наполнение магазина и тематику встреч настраивали под нужды жильцов соседних домов: отказались от идеи парикмахерской для животных, но добавили кофе-машину и встречи с детским психологом, так как в райо­не живет много молодых матерей. Марина Полтавец рассчитывает, что через полгода магазин станет прибыльным. В будущем она планирует создать сеть таких магазинов. "Это пространства, где можно присоединиться к чему-то хорошему, получить ответ на свои потребности — куда можно зайти выпить кофе после работы, купить сладости или другой приятный подарок. Я вижу масштабирование проекта через новые жилищные комплексы, в которых пространства уюта будут такой же частью инфраструктуры, как продуктовые магазины и аптеки", — делится планами предприниматель.

Красиво и бережно

Fullscreen

Кто: Мария Сорокина
Чем занимается: основательница бренда re-beau, выпускает бижутерию и аксессуары из вторсырья
Где училась: Unit City, Украинская социальная академия, Climate LaunchPad
Почему она это делает: "Мне нравится придумывать вещи из необычных материалов, на которые другие не обратили бы внимания. Также социальный проект вовлекает в сообщество таких же "заряженных" людей, у которых есть нестандартные идеи, способы решения общественных проблем, с ними интересно"

Яркие броши в форме единорога или листа монстеры, крупные серьги-звезды — все они в прошлом были пластиковыми бутылками из-под косметики и моющих средств. Эти украшения выпускает Мария Сорокина под брендом re-beau, название которого обозначает responsible beauty, или "ответственная красота". Под ответственностью Мария подразумевает бережное отношение к ресурсам, повторное использование пластиковой тары.



Fullscreen

По образованию Мария Сорокина программист, но работала в маркетинге и PR, в том числе в модельном агентстве, увлекалась модой и историей костюма. В 2016 году она начала сортировать мусор, ее заинтересовала тема использования вторсырья. Когда Мария решила создавать свой проект, поняла, что можно совместить эти два увлечения. "С помощью бижутерии и аксессуаров я хочу показать людям, что мусор лучше не выбрасывать в общий контейнер, а сортировать, хотя в Украине это весьма проблематично", — говорит Сорокина.

Изделия re-beau сделаны из двух видов пластика — полиэтилена и полипропилена. Сырье дробят, а затем плавят в специальной машине, термопласте, и заливают в формы, где изделия застывают. Термопласт собрали самостоятельно. Нашли в сети чертежи, адаптировали их под свои нужды и за две недели собрали агрегат. Сырье берут у организации "Україна без сміття", а еще собирают пластик сами, выезжая на уборку речных берегов. Из одной бутылки получается от двух до пяти пар сережек, в среднем за месяц используют до 2 кг пластика.

"Когда мы запускались весной 2017 года, никаких измеримых целей не ставили, у нас была идея, хотелось что-то делать", — рассказывает Мария. Теперь она планирует расширять методы производства и ассортимент: изготавливать украшения, сувениры из CD и коробок из-под них, виниловых пластинок, полипропиленовой фольгированной упаковки.