Неделя для Супрун. Что ставят в упрек главе Минздрава и чем опасна ее отставка

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Новая рабочая неделя начнется и закончится с именем Ульяны Супрун. В понедельник ее будут восстанавливать в должности, а в пятницу - снова лишать полномочий. Фокус разбирался, кто заинтересован в отстранении и.о.министра

В понедельник, 11 февраля, Окружной административный суд Киева должен рассмотреть ходатайство Минюста об отмене временного запрета на исполнение обязанностей министра здравоохранения. А в пятницу, 15-го, тот же суд приступит к иску нардепа Игоря Мосийчука об отсутствии у Супрун компетенций и полномочий для исполнения своих полномочий.

В настоящий момент Ульяна Супрун остается в руководстве Минздрава, но приставка и.о. главы ведомства упразднена. А с ней и возможность принимать стратегические для украинской медицины решения. Сама Супрун называет все выпады против нее происками защитников коррупционных схем и противников реформ.

Суд опирался на законы

О том, что Ульяна Супрун больше не может диктовать свои правила в Минздраве, первым заявил депутат-радикал Игорь Мосийчук, выложив в "Фейсбук" решение Окружного административного суда Киева. Соцсети, ранее дружно ругающие "американку с украинскими корнями", внезапно взорвались эмоциями в ее защиту и обвинениями в адрес суда: коррумпированный, выполняет заказы, принимает незаконные решения... На прошлой неделе в защиту Супрун прошли акции протеста, а сама она виртуально поцапалась с Юлией Тимошенко за "фейки, взятые со страниц российских СМИ". За всю историю Украины никогда вокруг главы Минздрава не бурлили такие эмоции.

"Решение суда о временном отстранении Супрун абсолютно правомочно, - говорит адвокат Алексей Сиротин. - И.о. назначаются либо в отсутствие законного руководителя, либо на период испытательного срока — на месяц, максимум — три. Далее на человека либо возлагают полную ответственность, либо ставят другого кандидата на руководящий пост. Испытание не может быть бесконечным. А главное, и это было в разъяснениях суда, Супрун не предоставила подтверждения отказа от американского гражданства, а в Украине лицо с двумя гражданствами не может занимать государственные посты".

Отметим, что суд лишил Супрун только возможности подписывать важные документы и занимать кресло на заседаниях Кабмина, на биржу труда ее не отправили. Но в СМИ заговорили об отставке. Отчасти этому способствовало письмо, которое просочилось в прессу в 20-х числах января.

"Супрун не предоставила подтверждения отказа от американского гражданства, а в Украине лицо с двумя гражданствами не может занимать государственные посты"

Исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман сообщал коллегам, ссылаясь на приближенное к АП лицо, что президент принял окончательное решение распрощаться с Супрун и получил поддержку премьера Владимира Гройсмана. Также говорилось об исках народных депутатов к госпоже Ульяне и предстоящих судах. Сценарий воплотился в жизнь на удивление быстро.

Сам Глузман, никогда не скрывавший своего негативного отношения к реформам Супрун вообще и в психиатрии — в частности, признал, что писал письмо. То же самое он подтвердил и Фокусу, но в настоящее обсуждать что-либо отказался. И это объяснимо.

Вопреки прогнозам известного диссидента, которого никто и никогда не мог уличить во лжи, власть выступила в поддержку Ульяны Супрун. В этом и состоит основная интрига.

С разных позиций

На самом деле разговоры об отставке Ульяны Супрун начались не сегодня. Первые слухи пошли в народ после того, как возник скандал вокруг Днепропетровской психбольницы строгого наблюдения, из которой и.о. министра решила перевести убийц и насильников в обычные лечебницы.

Второй этап "увольнения" начался с обнародования результатов проверок Счетной палаты, которая обнаружила серьезные нарушения в использовании миллионов сначала на медикаменты для онкобольных детей, потом — на их лечение за границей. Эти скандалы вспоминаются и сейчас.

- Если оценивать решение Окружного административного суда с точки зрения евроинтеграторов, то его нужно приветствовать, уважать и исполнять. Если с позиции Кабмина, то непонятно, почему такой чудесный, незаменимый специалист, три года не назначается министром? - говорит президент "Медицинского права в Украине" Виктор Сердюк. - Понятно, что грантоеды сейчас кипятятся, но те, кто не дождался доступных качественных лекарств, уже ничего не могут сказать - они в могиле. Я вообще не знаю ни одной страны в Европе, где бы глава министерства охраны здоровья боролся с коррупцией вместо выполнения своих прямых функций. Минздрав обязан заботиться о повышении качества медицинского обслуживания, а с коррупцией пусть борются органы, которые за это получают зарплату.

Ульяна Супрун действительно всегда декларировала борьбу с коррупцией, но прямо никогда не связывала с себя с политикой. Тем не менее, именно в предвыборных раскладах сейчас ищут конспирологическую версию скандала.

"На судебном решении пытаются пиариться разные силы. Радикалы во главе с Олегом Ляшко получили возможность говорить, что вот все критикуют Супрун, а они взяли — и ее отодвинули от дел. Или хотели это сделать, ведь мы еще не знаем, какое решение примет суд, - говорит политолог Алексей Якубин. - Президент, с одной стороны, тоже может быть заинтересован, в том, чтобы избавиться от такой "токсичной" фигуры. С другой, Супрун поддерживает украинская диаспора за рубежом, и он это учитывает".

Неподготовленная команда

Чрезмерное увлечение Ульяны Супрун борьбой со старой системой обернулось против нее же самой

Стоит отметить, что Ульяна Супрун — одна из последних оставшихся при украинской власти "варягов", которые пришли, чтобы качественно изменить нашу жизнь. Украина уже пережила эйфорию от грузинской команды в МВД, экономических лозунгов Натальи Яресько и тяжелого железнодорожного рока Врйцеха Бальчуна. Американка украинского происхождения задержалась, а стало быть, с нее и больший спрос.

"Все идеи, с которыми Ульяна Супрун пришла в Минздрав, были прогрессивными и воспринимались хорошо. Доступные лекарства, семейная медицина и так далее. Но проблема в том, что команда, которую привела Супрун, оказалась неподготовленной, не имела четкого видения того, какие перемены нужны в первую очередь, - говорит Олег Спиженко, руководитель онкологического центра Клиника Спиженко. - Например, чтобы правильно реализовать программу "Деньги идут за пациентом", необходимо утвердить единый перечень медицинских услуг, определить стоимость каждой и внести в классификатор. А у нас до сих пор в разных документах, и в разных клиниках одну и ту же услугу называют по-разному, получается хаос. Программу презентовали хорошо, а по факту - не были разработаны даже четкие обязанности терапевта. Более того – об этом уже и забыли".

По словам нашего собеседника, "команда С" разрушила старую систему ценообразования на медикаменты, однако новая оказалась ничем лучше прежней.

- Мы пытались обращать внимание на опыт Беларуси, Румынии, Молдовы, где пошли по правильному пути, но Супрун не желала слышать местных экспертов. Она слушала только тех, кого приглашали из вне. Это больше 90 человек, которые консультируют разные отрасли, сегодня агропромышленость, завтра – медицину. Только на то, чтобы вникнуть в вопрос, им требуется несколько месяцев. Супрун не принимала возражений украинских специалистов. А тех, кто пытался с ней спорить, объявляла противником реформ, - рассказывает Спиженко.

Так и в вопросе закупки медикаментов - чрезмерное увлечение Ульяны Супрун борьбой со старой системой обернулось против нее же самой.

"Плохого никто не хотел, - подводит итог Спиженко. - Хотели установить контроль международных организаций над закупкой лекарственных препаратов. Потому что в Украине процветали коррупционные схемы и доверять никому было нельзя. Никто и не возражал, чтобы закупки велись через такие уважаемые организации, как ЮНИСЕФ или Crown Agents. Народные депутаты также поддержали идею. Мы хотели, чтобы эти агентства подавали нам списки лекарств, которые нужно закупать, а оплачивала бы все украинская сторона. К сожалению, закон был выписан так, что оплату перечисляли сразу на счета компаний-производителей, закупки проводились с выгодой для себя, выжидая выгодную стоимость. Естественно, вовремя препараты не были закуплены, и не были завезены в Украину. МОЗ на эти процессы повлиять не мог и его согласие никому не требовалось".

Дожить до понедельника

Остановленные на полпути реформы могут загнать отрасль в глухой угол, а резкий разворот в обратную сторону, если в Минздраве сменится руководство, переломать всю систему

Симпатики Супрун ставят ей в заслугу программу семейной медицины. Она действительно внедрена и вчерашние терапевты, на которых узкие специалисты посматривали свысока, получили весомую прибавку к зарплате и положение главных распорядителей здоровья населения. Но что выиграли от этого пациенты?

"Супрун говорила, что вопрос о вызове на дом пациент решает сам со своим семейном врачом. С моей точки зрения, это поддерживает в людях уверенность, что врачу надо платить, чтобы он не проявил равнодушия, - говорит юрист-правозащитник Татьяна Яблонская. - И где нормативные документы, в которых было бы написано: обязан семейный врач или нет отвечать на звонки в выходные дни. Врачи заводят два телефона — один для пациентов, который отключают, другой — для родных и друзей. А обычный человек не может определить, острое ли у него состояние. Требуется срочно помощь или можно подождать до понедельника".

Непонятно также, что программа даст в перспективе. Мы просто копируем одно звено медицины в Америке или хотим составить всю логическую цепь?

- Наша клиника также присоединилась к программе "Семейная медицина". В нашем видении все должно было происходить так: сначала привлекаются семейные врачи, собирают истории болезней по всем пациентам страны, в Центре здоровья выстраивается динамика диагнозов, определяются группы риска и примерно через полгода мы будем иметь первую картину общей заболеваемости в Украине, - говорит Олег Спиженко. – Идея замечательная, основа для будущей страховой медицины.

Но что на самом деле происходит: о работе с пациентами врачи отчитываются путем автоматического СМС. По количеству этих сообщений мы получаем от государства деньги. И все. Никаких изучений, обобщений. Скоро год, как в Украине действует программа семейной медицины, а все, что мы знаем – это сколько пациентов подписали с врачами декларации.

В любом случае - останется Супрун или нет - для нашей медицины уже созданы риски. Остановленные на полпути реформы могут загнать отрасль в глухой угол, а резкий разворот в обратную сторону, если в Минздраве сменится руководство, переломать всю систему.