В тесноте, да не в обиде. Как открыть прибыльный хостел — история успешного бизнеса

2019-04-12 09:00:00

772 0
В тесноте, да не в обиде. Как открыть прибыльный хостел — история успешного бизнеса

Фото: Кирилл Васильев

Сооснователь сети Dream Hostels Евгений Лавренюк начал собственное дело с сервиса посуточной сдачи квартир. Потом за $20 тыс. открыл небольшой хостел на 24 места в обычной киевской квартире. Сегодня сеть оперирует жильем в Праге, Варшаве и Братиславе, а ее годовая выручка достигает $3 млн

В 2010 году к Евгению Лавренюку приехали друзья из Испании. Ему нужно было их где-то недорого и комфортно разместить. В Киеве на тот момент работали лишь три хостела, расположенных в старых общежитиях. Жить там можно было хоть и недорого, но очень сердито. Узнав об этом, будущий хостельер удивился: незадолго до того Лавренюк ездил в Прагу и останавливался в прекрасном хостеле — современном и устроенном по экологическим стандартам. Так у него родилась идея создать комфортный хостел в Киеве.

Лавренюк вместе с однокашником по Киевскому экономическому университету Игорем Фарберовым в то время владел онлайн-сервисом посуточной аренды квартир. Развивать новое направление партнеры тоже решили вместе. Половину необходимого стартового капитала в $20 тыс. извлекли из существующего бизнеса, еще 50% взяли в кредит. Открылись быстро — арендовали первую же просмотренную квартиру, за две недели сделали в ней ремонт и в январе 2011 года приняли первых гостей. Партнеры окупили затраты за десять месяцев и стали задумываться о более крупном проекте.

Большое дело

Для большого хостела партнеры нашли и арендовали здание на Андреевском спуске. Но к привлекательной локации прилагалась масса проблем. Здание оказалось запущенным, а Андреевский спуск реконструировали к Евро-2012, поэтому все подъезды к улице были перекрыты. Это затрудняло проведение ремонта. Лавренюку пришлось договариваться с детским садом по соседству о проезде строительной техники через их территорию. Для этого по ночам разбирали детскую площадку, а каждое утро вновь ее собирали.

Свое дело. Евгений Лавренюк работает в туристическом бизнесе со студенческой скамьи

Кроме того, выяснилось, что на Андреевском спуске высокий уровень подземных вод. Несмотря на свежую гидроизоляцию, в подвале накапливалась вода. Партнеры изначально планировали потратить на ремонт и открытие $300 тыс., но в процессе работ смета выросла до $470 тыс.

Денег не хватало. Тогда хостельеры решились на отчаянный шаг — открыли бронирование мест и брали стопроцентную предоплату с футбольных фанатов, планирующих приехать в Киев на чемпионат. Это позволило собрать дополнительные $60 тыс. и запустить хостел, хоть ремонт во дворе еще продолжался. Чтобы добраться до места, гостям нужно было идти по узким тропинкам мимо котлована, а здание хостела было окружено рвом четырехметровой глубины с водой — доделывали внешнюю гидроизоляцию. "Мы сделали этот ремонт за пять месяцев и больше ни в одном хостеле этот рекорд не повторили. У нас была невероятная вера в себя, которая помогала решить все. Но сейчас, оценивая риски, мы бы не решились на подобную авантюру", — говорит Лавренюк.

Дикий Запад

Изначально партнеры планировали развивать сеть в Киеве, в работе было четыре новых проекта. Однако Революция достоинства внесла коррективы. В существующем хостеле загрузка упала до 30%. Новые проекты пришлось заморозить. Хостельеры поняли, что нужно масштабировать бизнес — выходить на рынки ЕС. Но это совсем другие затраты — для начала нужно было найти инвесторов. "Несколько месяцев мы боролись с внутренними барьерами, не могли решиться и сделать первый шаг", — рассказывает Евгений Лавренюк.

В итоге партнеры все же сформировали список из 16 потенциально интересных, но еще не раскрученных европейских городов. Их задачей было найти "скрытые сокровища", чтобы не идти в города с высокой конкуренцией. К примеру, в 2014 году в Кракове туристический поток уже три года держался на одном уровне, хотя каждый год в городе открывались новые отели и хостелы. А вот Братислава демонстрировала ежегодный прирост турпотока — 25%. Партнеры сократили список до 6–8 самых интересных направлений и поехали на "разведку". "Мы общались с местными хостельерами, смотрели, что есть на рынке недвижимости, разговаривали с государственными структурами, отвечающими за туризм, узнавали у них статистику", — говорит Лавренюк. В итоге вместе с Фарберовым они выбрали три приоритетных города: Варшаву, Ригу и Таллинн. Там и стали искать подходящие локации. Быстрее всего нужное здание нашли в столице Польши.

Параллельно Евгений Лавренюк завел блог, где описывал особенности своего дела. За месяц его блог стал популярным, появились тысячи подписчиков. Лавренюк написал, что хочет привлечь инвестиции в Dream Hostels, и получил около десяти предложений. В итоге третьим партнером сети стал львовский бизнесмен Александр Бережанский. "Он в нас поверил и поддержал, через него мы стали искать людей, которым было интересно инвестировать в тот или иной европейский город", — говорит Лавренюк. Партнеры разделили обязанности: Бережанский отвечает за инвестиции и стратегию развития, Фарберов — за девелопмент, ремонт и запуск хостелов, а Лавренюк — за операционное управление готовыми объектами и маркетинг.

Место встречи. В хостелах обязательно устраивают кафе, чтобы туристы могли больше общаться с местными жителями

Эпохальная проблема

Команда Dream Hostels уверена, что при поиске локаций нужно отдавать предпочтение историческому центру города и искать здания, которые можно арендовать на срок от 20 лет, хотя в историческом центре ремонт здания всегда сопряжен с трудностями. Исторические районы имеют охранный статус и повышенные требования к эксплуатантам. К примеру, пражский Dream Hostels обустроен в 200-летнем здании. В нем нельзя менять окна и даже ручки на них, демонтировать старую плитку на полах. Даже если одна из плиток выпала, это место нужно выровнять раствором, а не вставлять другую плитку. Более того, каждое здание в историческом центре Праги имеет свое назначение. Если в документах прописано, что это жилое здание, его нельзя использовать как отель.

А мэрия Будапешта потребовала от предпринимателей перестроить крышу в здании, так как существующая конструкция нарушала исторический облик. Без этого не разрешали начинать ремонт.

Различия в административных требованиях в разных странах влияют на стоимость ремонта, и это надо учитывать при выборе локации. К примеру, по словам Лавренюка, в Братиславе ремонт пригодного для открытия хостела здания обошелся в 600 евро за кв. м. В Варшаве же сходные услуги обошлись в 900 евро за кв. м. В риски нужно закладывать и возможные колебания цены. "Пока мы анализировали рынок и оформляли сделку в Будапеште, стоимость ремонтных работ выросла на 30%. А это дополнительный 1 млн евро к смете, что затормозило проект", — говорит Лавренюк.

Оптимизация без перегибов

Чтобы хостел оказался прибыльным, важно оптимизировать налогообложение. В Европе этого реально добиться, оставаясь в рамках закона. Прежде всего Лавренюк советует узнать, какие в конкретной стране существуют льготы для отельеров, в частности, есть ли преференции по размеру НДС. К примеру, в Польше, Чехии и Словакии для индустрии гостеприимства действует льготный НДС. В Польше он 8%, в Чехии — 15%, в Словакии в этом году НДС понижают до 10%.

Можно сэкономить и на зарплатном фонде. Так, правительства европейских стран мотивируют бизнес нанимать студентов и давать им первый опыт работы. За это работодателей поощряют налоговыми льготами. Для сотрудников хостелов особых квалификационных требований нет. "Соискатель должен говорить по-английски, уметь улыбаться и любить это дело", — поясняет кадровые требования предприниматель. В индустрии гостеприимства сложнее не найти, а удержать сотрудников. Так как работа в этой сфере оплачивается невысоко, а стрессовых факторов много, Лавренюк мотивирует работников нематериальными бонусами — возможностью путешествовать и общаться с интересными людьми.

Также, по словам Лавренюка, поскольку центральный офис его компании находится в Киеве, сотрудники с украинской зарплатой удаленно работают и для европейских хостелов сети.

Больше гибкости. Масштабы Dream Hostels сравнительно небольшие, до 250 мест, это позволяет открываться и в некрупных городах

Гость не всегда прав

Наконец, залог успешности хостела — четкие правила поведения для постояльцев и механизмы реакции персонала на конфликты. В комнатах хостела живут до десятка незнакомых людей, и задача сотрудников — обеспечить их комфорт и покой. "Мы позволяем себе больше, чем отели. Если гость неопрятен, плохо пахнет, устраивает пьяные выходки, допускает любое проявление агрессии или нетерпимости, мы вежливо, но уверенно указываем ему на дверь", — объясняет Лавренюк.

Недостатка в гостях в Dream Hostels не испытывают. К примеру, киевский хостел работает с загрузкой 84%. В ближайших планах — выйти на загрузку 80% по сети в целом. Для сравнения: по данным консалтингового агентства Jones Lang LaSalle, в период с мая по август 2018 года киевские гостиницы среднего ценового сегмента работали с загрузкой 56%, а дорогие оте­ли — 59%.

Как уверяет Лавренюк, Восточная Европа становится одним из самых интересных для турбизнеса регионов. Сейчас общепринятые центры европейского туризма пытаются ограничить турпоток. К примеру, власти Барселоны ввели эмбарго на открытие отелей в центре города. А вот страны Восточной Европы активно привлекают туристов. По прогнозам Лавренюка, наиболее востребованным форматом в восточноевропейском регионе в ближайшие годы будут небольшие хостелы приблизительно на 250 мест. В небольших объе­мах Лавренюк видит преимущество, позволяющее открывать новые объекты в региональных центрах, где для больших хостелов не хватает туристического потока.

Жизнь туриста. Своей идеологией команда Dream Hostels выбрала медленные путешествия — с возможностью отдыхать и работать без спешки и с удовольствием

Более того, все большие обороты набирает концепция Slow travels, "медленных путешествий", когда турист приезжает в город на относительно длительный срок и не мотается целыми днями по достопримечательностям, а продолжает удаленно работать. Благо для многих профессий в наше время возможна удаленная занятость, и работодатели к таким сотрудникам относятся все более благосклонно. Поэтому в Dream Hostels в каждом хостеле есть комфортная общая зона с креслами и столами, за которыми можно поработать. Также при каждом заведении есть кафе.

Одним словом, наш собеседник уверяет, что для хостелов сейчас благоприятная конъюнктура на рынке. Частые путешествия — уже тренд. А увеличение частоты путешествий означает, что они становятся все более бюджетными и туристам будет нужно недорогое жилье.

Loading...