В Одессе ремонтируют самолет, на котором летал Каддафи
Ан-74ТК-300Д было выпущено всего три экземпляра
В частных авиаремонтных мастерских, расположенных на территории международного аэропорта "Одесса", проводится ремонт самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи. Об этом сообщает Думская.
Самолет Ан-74ТК-300Д был построен всего в трех экземплярах, и все они использовались для перелетов первых лиц. Первый из них (регистрационный номер UR-AWB) выпустило в 2003 году Харьковское государственное авиационное производственное предприятие для украинского президентского авиаотряда. Второй (5A-CAA) был передан правительству Ливии, которая у власти еще находился Каддафи. Третий борт (RDPL-34020) поставили в Лаос, где он разбился 17 мая 2014 года.
Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три самолета находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии.
На самолете с регистрационным номером 5A-CAA Каддафи летал до самого начала гражданской войны 2011 года.
Ан-74ТК-300Д представляет собой VIP-модификацию известного самолета Ан-72/74. Он не нуждается в укороченном взлете и малой дистанции пробега, поэтому двигатели, которые на Ан-72/74 находились в центроплане, опустили под крыло, разместив на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. Для удобства также разработали специальный салон – кожаные кресла, элементы из ценных пород древесины и двухуровневое освещение потолка, позволяющее создавать эффект ночного звездного неба.
Ливия заинтересовалась харьковскими самолетами в медицинской и VIP-конфигурации еще в 2000 году, подписав с Украиной соответствующий договор о намерениях, но не спешила делать заказ. Прорыв наступил в апреле 2005-го года, когда в Триполи проходила выставка достижений народного хозяйства Харьковской и Запорожской областей. Было принято решение, чтобы украинская делегация прибыла туда на президентском самолете, после чего ливийцы заинтересовались машиной.
С ливийской стороны переговоры по покупке самолета вел генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди. Он сначала дал добро на покупку самолета, но, узнав, что авиазавод сможет достроить борт только через год, не стал дальше вести переговоры. После этого специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место. Однако борт доставили в Триполи только в апреле 2009 года.
В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали. После убийства Каддафи борт 5A-CAA использует международно признанное Правительство национального единства.
За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому ливиец оказался на ремонте в Одессе.
Как ранее сообщал Фокус:
- 13 апреля совершил свой первый полет самый большой в мире двухфюзеляжный самолет Stratolaunch Model 351.
- Европейский консорциум Airbus официально объявил о прекращении выпуска А380 — крупнейшего серийного пассажирского авиалайнера в мире.