7 шагов к медиаграмотности от ведущего канала "Украина" Виталия Школьного

Related video

В последнее время, в связи с главными судьбоносными событиями в стране, в информационном пространстве, а особенно в социальных сетях, появляется большое количество фейковых новостей. Генераторы этих сообщений игнорируют медийную этику с целью достижения определенного результата: очернить личность, поддать манипуляции мнения читатиля.

Виталий Школьный ведущий с многолетним опытом работы в новостях "Сегодня" на канале "Украина" рассказал как потребителю контента научится различать достоверную информацию от неправдивой не имея соответствующего образования, и самое главное – как быть медиаграмотным.

  • Вкушаете информацию – ищите источник

Информация или ее более изысканная форма — новость, как и все живое, откуда-то появилась. Потому-то утверждения, история или короткая заметка должна ссылаться на источник — чей-то труд, умозаключение, документ или заявление официальных лиц. Отсутствие подобных ссылок должно не просто вызывать опасения, больше — вселять недоверие. Вкушаете информацию — ищите источник, в противном случае имеете дело с халтурой или сознательной манипуляцией.

  • Доверять, но проверять

Источник — царь, король и повелитель любой новости. Но, друзья, мы то хорошо знаем, каким непростым и порой коварным является информационное пространство, потому лучше проверить в нескольких источниках. Конечно, коль речь идет о веселящих или улыбающихся сообщениях, можно верить. В прочем, как только речь заходит о новости, которая может повлиять на ваши решения — вчитывайтесь, вслушивайтесь, всматривайтесь в несколько ресурсов.

  • Новости информируют и ничего более

Так уж сложилось, предназначение новостей — информировать и ничего больше. Текст, насыщенный призывами или побуждающий к каким-либо действиям, определенно является манипуляцией. Предложения не должны взывать, осуждать или одобрять, лишь описывать и подавать фактаж. Да, существуют исключение. Сообщения МЧС или военных остерегаться, готовиться или спасаться — совсем другое дело.

  • Мировые агентства — эталон, но тоже ошибаются

Существует по крайней мере пять мировых информационных агентств, которые успешно собирают и распространяют информацию веками. Их данные вполне можно считать первоисточником. Важно помнить, что эти самые данные обрабатывают такие, как и мы с вами живые люди, а вот людям свойственно ошибаться. Коль факт, как говорится, "режет глаз" или вызывает недоумение, лучше проверить в нескольких источниках. Зачастую противоречивые сведения поступают о жизни или смерти известных личностей. Вот Аллу Пугачеву, лишь на нашей памяти несколько раз хоронили, а британское монаршее семейство десятки раз удивляло мир сомнительными первенцами.

  • Текст и "картинка" одной тональности

Манипулировать или вводить в заблуждение можно не только описанием факта или прогнозом. Текст новости может соответствовать всем стандартам, ссылаться на источники или даже несколько. Важно, чтобы фото-, видео- или аудио сопровождение четко соответствовало тексту. К примеру, в новости о гибели ближневосточного диктатора на фото должна быть копия официального сообщение, но никак не архивный снимок взрыва или пуля в полиэтиленовом пакетике.

  • Факты и мнения — две большие разницы

Случившееся событие или официальные данные, как мы помним, должны сопровождаться ссылкой на источник без каких-либо призывов или оценок. Мнение эксперта или очевидца того или иного события крайне важно подавать как суждение. В тексте должно быть указано, что так считает или таков прогноз дает тот или иной авторитетный спикер.

  • У новости есть четкая структура и стандарт

Уже несколько веков новость принято подавать простой структурой. Первое — информация о факте, действии или прогнозе. Второй — источник этого всего, и венец информационной заметки — расширенное описание и детализация. Если автор или издание игнорирует подобный стиль — ищите неладное.