Игра вдолгую. Степан Черновецкий – о том, как зарабатывать на инвестициях в талантливых студентов

Related video

При всей критике украинской системы образования – справедливой и не очень – выпускники технических специальностей украинских университетов нарасхват в крупных инновационных хабах по всему миру. Но потенциал украинских специалистов пока гораздо успешнее реализуют международные ІТ-компании, чем украинский рынок.

Степан Черновецкий, основатель Chernovetskyi Investment Group (CIG), убежден, что часть решения проблемы лежит на этапе формирования повестки дня для студентов. Уже в двух ведущих украинских технологических университетах в такую повестку дня входит стипендиальная программа CIG R&D Lab, созданная в первую очередь как инструмент мотивации.

Программа стартовала осенью 2017 года совместно с Одесским национальным политехническим университетом, а в этом учебном году к проекту присоединился Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт". В рамках программы команды студентов разрабатывают свои проекты при поддержке экспертов CIG и готовятся к выходу на рынок. Чтобы узнать о первых результатах CIG R&D Lab, мы побеседовали с автором идеи Степаном Черновецким и ректором Харьковского политеха Евгением Соколом.

Близится к завершению учебный год, а с ним – и ваша программа CIG R&D Lab. Расскажите о ней. Как она появилась?

Степан Черновецкий (СЧ): Идея на самом деле не появилась случайно. Уже семь лет CIG – один из крупнейших украинских IT-инвесторов. Я говорю, что мы исповедуем IT-патриотизм, возможно, звучит немного громко, но для нас это реалии рынка, который будет расти либо тут, либо где-то с климатом получше. Для нас важно, чтобы наши студенты и будущие партнеры оставались в Украине. CIG R&D Lab – программа, направленная именно на это.

Программа "живет" уже два года. Как именно она "зародилась"? Чего удалось достичь за это время?

СЧ: Два года – это, правда, не срок для такой программы. Мы могли бы потратить деньги немного быстрее на какие-то коммерческие проекты, но сознательно выбрали играть вдолгую и инвестировать в талантливых студентов.

Еще когда мы с отцом работали в Правэкс-Банке, одними из первых начали открывать отделения по всей стране. У нас в какой-то момент было 600 отделений – пятая по численности сеть в Украине. Расти мы могли потому, что начали набирать лучших студентов: ездили по всей стране, проводили собеседования. Некоторые до сих пор со мной в команде. Эту модель потом взяли на вооружение другие банки.

Наверное, стоит подождать с подведением итогов CIG R&D Lab, но я однозначно доволен прогрессом.

Fullscreen

Планируете ли в дальнейшем инвестировать в стипендиатов и в их бизнес-проекты?

СЧ: Возможно. Мы рассматриваем сотни, даже тысячи проектов. Если проект конкурентоспособный, мы в него инвестируем. Мы анализируем его со всех сторон, это бизнес. Конечно же, если команды будут иметь какие-то задатки, мы их поддержим в любом случае. Кроме того, что поддерживаем финансово, мы и на практике понимаем, как вести бизнес и как на этом заработать. Конечно, мы готовы оказывать и практическую помощь. Консультирование, например. Мы это делаем.

Евгений Иванович, а как студенты реагируют на программу? Активно участвуют?

Евгений Сокол (ЕС): Студенты участвуют очень активно. Безусловно, для них это значимо: это "проба пера". Студент должен понять, что для него важно и как этого достичь. Может ли он здесь заработать нормальные деньги? Может ли он эти деньги заработать своим умом?

И вот здесь я бы очень хотел убрать из риторики слово "благотворительность". Честно могу сказать: это то, что я пытаюсь искоренить в своем университете. История СССР, к сожалению, во многих, особенно это касается старшего поколения, выработала идеологию благотворительности: "Я пришел на работу – заплатите мне деньги. Большие деньги. За то, что я умный".

Сегодня мир поменялся. И на примере этого проекта мы вырабатываем у студентов новую идеологию, с которой им придется вступать в жизнь. Программа предполагает финансирование десяти проектов. Желающих — в десять раз больше. Докажи, что ты лучший!

СЧ: Я согласен с Евгением Ивановичем. Для нас это не благотворительность, это здравый смысл.

ЕС: В то же время в государстве должно сложиться понимание того, что техническое образование и поддержка талантливых студентов — основа будущей экономики страны.

СЧ: В 2018 году в экспортных позициях Украины топовое место занимают технологии. Раньше это было сырье, а сегодня – интеллектуальный продукт. Однозначно этот тренд сохранится.

А какие именно студенческие проекты участвуют в программе?

СЧ: Еще в прошлом году в Одессе студенты нас удивили своими проектами, их тематикой и сложностью. В Харькове в этом году мы финансируем пять проектов. Среди них — люминесцентная тротуарная плитка, проект модернизации теплоэнергетического сектора города, энергоменеджмент аккумуляторных батарей и мобильное приложение о Харькове для туристов. Меня радует, что команды работают над практичными задачами, потому что лучший продукт –тот, которого не хватает.

Fullscreen

Насколько полезен для студентов опыт крупного бизнеса? В вузе они изучают узкую техническую специальность, а в реальной жизни нужны навыки ведения бизнеса, чтобы не просто создать перспективный продукт, но и вывести его на рынок.

ЕС: Главным критерием успеха всегда была и будет практика. С этой точки зрения вы правы. Студенту очень важно попробовать различные аспекты развития своего научного проекта как продукта, который он пытается продать. И вот здесь есть разные подходы. Можно тренировать людей в технической команде. А можно привлекать специалистов из экономики, гуманитарных наук. В любом случае нужны навыки управления командой и стратегического планирования.

Но ситуация не такая простая. Сегодня на первое место нужно вывести так называемое фундаментальное образование. Настолько высокими темпами развивается экономика и тем более IT, что в течение трех-четырех лет происходит смена "поколений" с технической точки зрения. Поэтому для нас очень важно дать студенту, который учится минимум четыре года, фундаментальные знания, чтобы к выпуску он смог адаптироваться в новых условиях. На основе этого базового образования человек может потом продолжать обучение или переквалификацию.

Какие у вас дальнейшие планы? Будете ли вы продолжать сотрудничать?

СЧ: У нас большие планы, и, конечно, мы будем продолжать сотрудничать. Я надеюсь, Евгений Иванович не будет против. Мы хотим увеличивать бюджет и масштабировать CIG R&D Lab, чтобы постепенно охватить все ведущие технические вузы Украины. А в будущем – открыть свой технический университет, сейчас занимаемся анализом с американскими партнерами. Но это отдельная история.

ЕС: А с моей стороны все еще проще. Мы очень хотим сотрудничать со Степаном и дальше в рамках этой программы по одной простой причине: нам важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Мы будем совершенствовать все те механизмы, которые позволят, в частности, создавать сильные команды. И развивать техническое образование, и привлекать в технические команды представителей гуманитарных дисциплин для выполнения специфических функций. Для психологического понимания роли лидера, специфики построения команды. И сделать это мы можем только при помощи CIG, ведь ни для кого не секрет, что сегодня ресурсы, которыми располагают высшие учебные заведения, вообще мизерные. И, безусловно, эта поддержка чрезвычайно важна. Даже не столько в количестве, сколько в качестве.