Старость в радость. Как в 75 лет начать модельную карьеру

Фото: пресс-служба БФ "Жизнелюб", Александр Чекменев
Фото: пресс-служба БФ "Жизнелюб", Александр Чекменев

Для подавляющего большинства граждан после 60–65 лет основной локацией становятся диван перед телевизором и кровать с кучей лекарств на тумбочке. Однако несколько лет назад в стране стали появляться центры для людей старшего возраста, предлагающие им разнообразить досуг

Related video

Во многих странах мира выход на пенсию ассоциируется у людей с возможностью посмотреть мир, научиться чему-то новому, завести необычное хобби, на которое на протяжении трудовой жизни не хватало времени. В Украине же сложилась другая ситуация. Для подавляющего большинства граждан после 60–65 лет основной локацией становятся диван перед телевизором и кровать с кучей лекарств на тумбочке. В лучшем случае к этому добавляется классическая дача с огородом и небольшим хозяйством. Однако несколько лет назад в стране стали появляться центры для людей старшего возраста, предлагающие им разнообразить досуг. К примеру, в Киеве одной из точек перезагрузки для пожилых людей стал благотворительный фонд "Жизнелюб", на базе которого пенсионеры учатся иностранным языкам, танцам, смотрят кино, ходят в театр и занимаются другими активностями.

— Одна из миссий нашего фонда — преемственность поколений, так как большая мотивация идет из семьи, — объясняет сооснователь и руководитель фонда Тина Михайловская. — Многих "жизнелюбов" впервые приводят на наши ивенты внуки и дети. Это работает по такому же принципу, как когда родители впервые приводят детей в детский сад, заботясь о них.

Фокус узнал у трех участников проектов "Жизнелюба", что заставило их поменять жизнь, как в почтенном возрасте оставаться молодым и является ли эйджизм (дискриминация по возрасту) проблемой для Украины.

Народный художник Русановки. Виктор Гострый, 75 лет

Назвать 75-летнего Виктора стариком сложно: подтянутая фигура, стремительная походка, кожаная куртка и кепка, низко натянутая на лоб, почти полностью маскируют возраст. Даже белая окладистая борода не набрасывает ему лет, зато придает слегка щеголеватый вид. Мы встречаемся с ним на Русановке, где живет пенсионер, он устраивает экскурсию по микрора­йону, показывая свои работы.

Более десяти лет Гострый рисует на стенах многоэтажек, создавая локальные арт-объекты. Сюжеты муралов незамысловатые: деревья, птицы, солнце, растительные орнаменты и краткие надписи с мирным посылом. Художник-самоучка называет свой стиль "русановской росписью" — по аналогии с петриковской, которая вдохновила его взять кисть в руки. Хотя творчеством Виктор занялся задолго до этого — в Якутии, куда в 30 лет уехал работать на строительство БАМа. Сначала трудился по специальности — главным энергетиком, затем неожиданно увлекся резьбой по дереву. Новое хобби так захватило, что Гострый даже устроился художником в бригаду оформителей интерьеров, вместе с которой декорировал местные рестораны и кафе.

75-летний Виктор принимает участие в проектах Агентства взрослых моделей. На одной из съемок, например, пенсионерам нанесли временные татуировки и фотографировали их с обнаженным торсом

Вернувшись в начале 1990-х в Киев, Виктор пошел в художественную студию, но обучение так и не закончил. Что, впрочем, не помешало ему и дальше заниматься резьбой.

— Вот это самые ранние мои работы, — говорит художник. Одна из стен кухни в его просторной квартире полностью завешана резными деревянными дощечками и фигурами. — Это казак с трубкой, это Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, а это просто фантазийная тематика.

Сейчас Виктор резьбой не занимается — в какой-то момент постоянная работа с деревом стала негативно сказываться на здоровье.

— Дерево сначала надо морить, потом обрабатывать наждачной бумагой, вот из-за этой мелкой пыли я стал постоянно кашлять. Только начинал работать — сразу кашель! Сначала не обращал внимания, а потом понял, что больше так не могу, — вспоминает Гострый.

А выйти с красками на улицу Виктора заставили нецензурные надписи и обилие рекламных объявлений на стенах. Признается, что поначалу стеснялся: "а вдруг засмеют, что старик таким занимается!" Но поборол свои страхи, и с тех пор работает во двориках Русановки. Говорит, что за десять лет охватил творчеством более тысячи квадратных метров стен.

— Когда я сделал первые 500 квадратных метров, дал себе звание "народный художник Русановки", — хитро улыбается седобородый собеседник. — А когда закончил тысячу, стал дважды народным!

Впрочем, на визуальном искусстве пенсионер не останавливается. Несколько лет назад он стал активистом "Жизнелюба", в том числе принимает участие в проектах Агентства взрослых моделей. На одной из съемок, например, пенсионерам нанесли временные татуировки и фотографировали их с обнаженным торсом. Виктор об этих неожиданных для его возраста экспериментах рассказывает максимально лаконично.

— Предлагают платные и бесплатные фотосъемки — я на все соглашаюсь. Куда потом эти фотографии идут, я не знаю, — уточняет он.

От вопросов про эйджизм Виктор отмахивается. Считает, что тема с дискриминацией по возрасту в Украине надуманная, сам он с таким не встречался.

— Как оставаться активным в возрасте? А надо, чтобы он, — стучит указательным пальцем по голове, — наш биокомпьютер, продолжал работать! Если загружать его работой, тогда все получится.

Архитектор с "маргаритой". Андрей Богомолов, 58 лет

Fullscreen

Из танцевальной студии, где проходят бесплатные уроки аргентинского танго для людей 50+, толпой выходят женщины пенсионного возраста. Одна из них громко обращается к товарке: "Вот скажи, а из мужского пола кто нам подходит? Читаешь — то Стрелец, то Весы, не поймешь. Последний раз попалось, что Телец и Козерог!" Задорно хихикая, женщины сворачивают за угол, а в дверях студии появляется элегантная пара.

— Это Александра, моя первая жена, — Андрей театрально представляет супругу, делая акцент на слове "первая".

— И последняя. Ну пока последняя, по крайней мере! — женщина моментально подхватывает шутку. Александра изящным жестом поправляет черную шляпку и щебечет мужу, что не будет мешать интервью и поедет домой.

Именно из-за красавицы-жены уроженец Новосибирска Андрей Богомолов в конце 1980-х переехал в Украину. А познакомились они в Москве. 27-летний Андрей к тому времени окончил архитектурный факультет и уехал в аспирантуру в столицу. Александру, получившую диплом архитектора в Одессе и по распределению попавшую в Хмельницкий, направили в Москву на трехмесячные курсы повышения квалификации. Этого времени молодым людям, поселившимся на одном этаже в общежитии, хватило, чтобы понять, что дальше жить друг без друга они не хотят. Какое-то время пара раздумывала, куда ехать жить после свадьбы, в итоге остановились на Хмельницком.

Замкнутое архитектурное сообщество города приезжего специалиста не приняло. Но в голодные 1990-е не это стало главной заботой Андрея. Работы было мало, а в семье появилось две дочери, так что мужчина выкручивался как мог: работал в рекламе, потом занялся дизайном логотипов и оформлял витрины магазинов, в 1997 году вернулся в профессию и стал принимать частные заказы. Однако, как признается Богомолов, пять лет назад клиентов у него почти не осталось.

— С экономическим кризисом и войной рынок практически умер. К тому же надо понимать, что архитектор живет со своим поколением. Люди выбирают специалистов своего возраста, молодые ко мне уже не обращаются, а 60-летние не строят для себя дома, — объясняет он.

Андрей с эйджизмом никогда не сталкивался, хотя считает, что такая проблема в Украине есть: "Думаю, если подам заявку и работодатели увидят возраст, кандидатуру вряд ли будут рассматривать"

Оставшись без постоянной работы, Андрей принял решение переехать всей семьей в Киев, тем более что выросшие дочки как раз готовились поступать в вузы. Сидеть в четырех стенах столичной квартиры он не стал. Сначала специалиста пригласили составлять вопросы для "Интеллектуального баттла" — соревнований среди дизайнеров и архитекторов. Потом его отобрали в качестве ведущего для передачи "Время строить" на "Интере". Но и этого оказалось мало для деятельной натуры Богомолова. В прошлом году супруга пригласила его на уроки танцев от фонда "Жизнелюб", и здесь Андрей узнал о проекте "Неделя взрослого стажера", где на выбор предлагалось десять вакансий. Богомолов решил попробовать себя в роли бармена.

— Оказалось, что это заведение — "BeerЖа" — находится в доме, где я живу, так что я мог туда спускаться хоть в домашних тапочках, — улыбается мужчина. — Сначала думал, что работающий там персонал будет шутить, что скинули на них старпера, но на самом деле они очень медленно и гуманно вводили меня в профессию.

Андрей признается, что даже на то, чтобы научиться правильно наливать пиво, ушло два-три дня.

— Есть же разные нюансы: как регулируется напор, как бармены работают двумя пальцами, чтобы одновременно нажать два рычага, на какой стадии бокал нужно развернуть, — у Богомолова загораются глаза, и он вспоминает, как делал коктейли. — Я тренировался по шесть часов: шейковал, учился пользоваться переливайкой. И все это обязательно нужно делать на глазах клиента, чтобы он видел, что именно ты наливаешь.

Делать коктейли несложно, добавляет стажер, тем более что для них чаще всего используются одинаковые ингредиенты, просто в разных пропорциях. Главное — научиться делать базисные вещи, на это не требуется много времени.

В конце первой рабочей недели в баре проходила трансляция футбольного матча, так что новичку-бармену пришлось закрепить все полученные знания, несколько часов обслуживая разгоряченных фанатов. А недавно на глаза Андрею попалось объявление, что Музей истории Киева ищет баристу, и мужчина всерьез раздумывал о том, чтобы согласиться на эту работу, но потом решил, что недельной стажировки для полноценной квалификации не хватит.

Богомолов говорит, что с эйджизмом никогда не сталкивался, хотя считает, что такая проблема в Украине наверняка есть.

— Компании сейчас ищут архитекторов, но, думаю, если подам заявку и работодатели увидят возраст, мою кандидатуру вряд ли будут рассматривать, — подчеркивает он.

Бабушка: перезагрузка. Нина Дрозд, 55 лет

Fullscreen

— Я бабушка, но я не пенсионер! Мне до пенсии еще пять лет, — сразу расставляет все точки над "i" моя собеседница. С Ниной Дрозд мы встречаемся в кафе возле Киевского национального университета культуры и искусств, где она проводила закрытую лекцию для возрастных активистов "Жизнелюба" — учила их пользоваться гаджетами и "делать live в Facebook".

У Нины короткая стрижка, игривый свитер с открытыми плечами и ногти яркого сиренево-лилового цвета.

— Вот, захотела и накрасила! Я уже научилась не думать о том, как на это посмотрят другие и что обо мне скажут, — не без гордости улыбается она.

Еще десять лет назад женщина не поверила бы, что ее жизнь так круто изменится. Много лет она проработала консультантом в налоговой инспекции, могла бы трудиться там до пенсии, если бы в 2010 году у нее не родился внук. Нина решила позволить детям строить карьеру, а воспитанием малыша занялась сама.

— Работать 15 лет на одном месте — это очень сложно. Но и полностью менять свою жизнь в 45 лет я была не готова. Думала, что уйду из налоговой на год, а потом вернусь. В реальности отпуск по уходу за внуком оказался моим спасательным кругом, — признается женщина.

Все началось с английского языка, который Нина не знала. Подрастающий внук все чаще стал просить бабушку помочь с уроками, и это стало серьезной мотивацией для женщины, чтобы начать обучение. За три года она пусть и неидеально, но овладела языком. До такой степени, что, когда во время проведения Евровидения в Киеве набирали волонтеров со знанием английского, решила подать заявку — и ее отобрали.

— Я работала в пресс-центре фестиваля, помогала журналистам организовывать съемки, — рассказывает Нина. — А если чего-то не знала, то всегда могла обратиться к более молодым коллегам. Я увидела этот молодежный драйв, поняла, как это интересно.

За три года Нина пусть и неидеально, но овладела языком. До такой степени, что, когда во время проведения Евровидения в Киеве набирали волонтеров со знанием английского, решила подать заявку — и ее отобрали

Возвращаться к офисной работе Дрозд уже не хотела, пыталась найти для себя другое занятие. Знакомая предложила попробовать себя в роли преподавателя английского, но не для детей, а для людей в возрасте. Едва успевшая сформироваться идея неожиданно обрела свое воплощение: Нина узнала о фонде "Жизнелюб" и о том, что там преподают иностранные языки пенсионерам.

— Не знаю, как это получилось, но я написала им электронное письмо, мол, готова преподавать у вас английский, — смеется Нина. — Мне ответили согласием, так начался новый виток моей жизни.

В результате два года назад преподаватель-аматор набрала первую группу учеников, в которой все были старше ее. Но курсы в "Жизнелюбе" бесплатные, поэтому Нина работает здесь на волонтерских началах. Она снова стала думать о том, как найти новый источник доходов, и дети подсказали неожиданное решение: создать собственный YouTube-канал "Бабушка 2.0".

— Сын сразу нашел мне курсы, где учили начинающих ютуберов, — улыбается Нина Дрозд. — Там было всего шесть занятий, последним заданием было снять собственный ролик. Но о чем этот ролик снимать вообще? В эти дни как раз проводился забег ко Дню святого Валентина, я решила поучаствовать и снять видео об этом.

13 февраля прошлого года "веб-бабушка" опубликовала свой первый минутный ролик, который посмотрели чуть больше двух тысяч человек. С тех пор Нина сняла уже 109 видео. "Как сделать макияж для 50+", "Как провести день в Варшаве", "Kyiv Fashion. Мои примерки изделий из футера, экомеха и королевского мохера" — в выборе тем блогер себя никак не ограничивает и старается привлекать для съемок как можно больше экспертов. Без стеснения обращается к стилистам, визажистам или спортсменам в возрасте, которые могут дать профессиональные советы или поделиться собственным опытом со зрителями. За год с небольшим на канал Нины подписались 1,6 тыс. человек. Зарабатывать на видеоблоге ей пока не удается. Впрочем, надежду сделать свой канал прибыльным она не теряет.

— Важно понять, что пенсионеры не нужны работодателям, — резюмирует Нина. — И что тебе делать? Только смотреть телевизор? Для людей в возрасте действительно важен выход из зоны комфорта.

Именно поэтому, считает она, должно быть больше тех, кто подаст им пример для подражания. Тогда и образ мышления у людей 50+ кардинально изменится.